YII. Психическое здоровье и основные формы психопрофилактической работы
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Психологическое консультирование и терапия тесным образом связаны с диагностикой, вынесением заключения по какому-либо вопросу и с профилактикой – совокупностью способов и приемов формирования устойчивости к жизненным трудностям, отрицательного отношения к антисоциальным явлениям и отклоняющемуся поведению. Задача психологов и психосоциологов состоит не только в отклике на факты обращения в психологическую службу в соответствии с характером проблем, формулируемых клиентами, но и в своевременном предупреждении воздействий, отрицательные свойства которых зачастую просто не осознаются или о сущности которых люди просто не догадываются. Специалисты должны активно участвовать в реализации программ, направленных на нейтрализацию таких потенциально-опасных факторов, под влиянием которых разрушается физическое и психическое здоровье, выбираются искаженные модели поведения, стиль жизни. Организация любой профилактической работы должна быть ориентирована на «факторы риска», способные вызвать негативные изменения в поведении и состоянии людей и тем самым способствовать распространению, усилению социально-психологических аномалий. В определенного вида профилактике нуждаются все люди. Устранение «факторов риска» в таких сферах, как образование, здоровье, личная безопасность и др., должно проводиться в первую очередь на государственном уровне. Государственные программы способны изменять стиль жизни людей в целом благодаря комплексу используемых мер. Важным принципом любой профилактической работы остается преимущество предупреждения над лечением, изучение секретов здоровья, а не болезни. Профилактика – запланированное устранение причин, могущих вызвать негативные изменения или предупреждение возможных последствий. Профилактика должна проводиться в форме действий, нацеленных на достижение желаемого результата, но с установкой на выявление и исключение причин, а значит, создание возможностей того, чтобы люди сами могли позаботиться о своем состоянии. Есть целый ряд универсальных факторов, которые могут прямо влиять на создание благоприятной обстановки:
1. Признание наличия проблем (психосоциальных, медицинских и др.) и необходимости использования новых путей и подходов. 2. Понимание того, что многие проблемы социального характера проще и дешевле решать тогда, когда они еще не приняли крайних форм и выражений. 3. Повышение внимания к человеческим проблемам в целом.
Говоря о профилактике с точки зрения психологических подходов, нельзя не сказать несколько слов о том, что такое психическое здоровье. Существуют различные подходы к пониманию психического здоровья. Психическое здоровье: - отсутствие выраженных психических расстройств, - наличие резерва сил, позволяющих преодолеть неожиданные стрессы, - наличие равновесия между человеком и окружающей средой. Психическое здоровье как отсутствие асоциального поведения. Несмотря на множество всевозможных «факторов риска» и одинаковую опасность для всех, не каждому из нас грозит психическая или морально-негативная инвалидность. Есть категории людей, которые наиболее чувствительны к негативным влияниям, часто по независящим от них обстоятельствам: из-за своего возраста, особенностей воспитания, условий жизни, врожденных психических и биологических пороков, состояния здоровья. Профилактические программы должны быть разработаны и сориентированы на те категории, которые составляют группы наиболее высокого риска – это подростки, малолетние дети, престарелые, осиротевшие и т.д. В центр любой модели профилактической работы должна ставиться личность, а не ее отклонения в поведении или психическом здоровье. Это предполагает ориентацию на здоровые начала, на поиск причин, вызывающих появление патологических последствий и перенос акцентов на оказание психологической помощи и поддержки «группам риска».
В узком значении психологические методы профилактики представляют собой совокупность психологических приемов и способов формирования отрицательного отношения к тому или иному виду отклоняющегося поведения или явления негативного свойства. В широком – методы формирования такого образа жизни и направленности поведения, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к такому поведению. Различаются первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная профилактика - психолого-педагогические приемы формирования позитивного поведения, предусматривает решение еще не возникших проблем и меры, принимаемые задолго до их возникновения, обращается к здоровым людям из «групп риска». Своевременное предупреждение причин возникновения негативных явлений. Методы первичной профилактики включают в основном обучение людей тем навыкам, которые позволят им противостоять неблагоприятным воздействиям. Психологическая профилактика нацелена на такие изменения в окружающей ребенка, подростка, взрослого человека среде, которые поддерживают и стимулируют нормальную жизнедеятельность. Первичная профилактика включает в себя специальную организацию свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование и социальное подкрепление, самоэффективность (А,Бандура). Моделирование означает процесс научения в результате наблюдения и подражания, усиление намерения изменить свое поведение или стать увереннее благодаря усвоению нового поведения. Сила воздействия различных моделей должна определяться их привлекательностью для большинства, или сходством ролевой модели с жизненным опытом или установками обучаемого. Так, для подростков моделью скорее станет не взрослый, а несколько более старший подросток. Модели должны демонстрировать реалистические способы преодоления проблем или достижения целей, изредка терпя неудачи и проходя через определенные трудности. Так, отношение к Хиллари Клинтон в результате скандально известного романтического увлечения ее мужа не только не ухудшилось, но заметно улучшилось. Социальное подкрепление с необходимостью должно последовать за когнитивным усвоением новой модели поведения, это сильнейший мотивирующий фактор, причем положительное подкрепление как поощрение и поддержка оказывается намного более эффективным, чем отрицательное. Иными словами, показывая, что и почему «плохо», необходимо демонстрировать, чем другой стиль поведения «лучше», его преимущества. Например, программа "Ваше здоровье - 2000", в рамках которой в США был разработан курс антинаркотического воспитания. Каждый урок этой программы относится к одному из трех возможных типов:
1. Передача информации. 2. Тренинг навыков общения. 3. Укрепление уз, связывающих ребенка с семьей, родителя- ми, друзьями. К методическим разработкам первого и последнего уроков в каждом классе прилагаются претест и посттест. Некоторые компоненты программы включают развитие «Я-концепции» личности, навыков овладения жизненными ситуациями.
Необходимость вторичной профилактики обусловлена наличием проблем и необходимостью не дать этим проблемам полностью деформировать личность. Вторичная профилактика - методы психолого-педагогической помощи людям, склонным к отклонениям в поведении, конфликтности, людям с повышенной тревожностью и т.д. Наиболее адекватным для задач вторичной профилактики является аналитико-преобразующий подход: 1. Собственно психологическая оценка процесса личностных изменений человека, особенностей деформации уровней психического здоровья., мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер, выявление актуальных практических проблем личности и поиск подходов к решению проблем. 2. Установление тех конкретных задач, в отношении которых «показаны» собственно психологические воздействия и отрефлексировать те сферы, где вмешательство психолога не эффективно и не составляет сферу его компетенции.
3. Разработка приемов, методик, позволяющих провести корректировку последствий аномального развития личности. Вторичная профилактика близка к психолого-педагогическим задачам воспитания и коррекции личности, включает и обучение способам повышения самооценки, настроения, улучшения самочувствия, обучение умению просить о помощи, умению распознавать и анализировать свои чувства. Выделяют три зоны движения личности от деятельности антисоциальной к деятельности просоциальной: - формирование потребности в новой деятельности, ее выбор, - закрепление предмета деятельности в качестве мотива (мотивообразование), - преобразование одной деятельность в другую.
Этапы вторичной профилактической работы: - мотивационный (создание высокой заинтересованности психокорректирующих занятиях), - ориентировочный (введение многочисленных мотивов изменения жизни и поведения, способных опредметить существующее потребностное состояние), - установочный (мотивация личностно-приемлемых мотивов «новой» жизни), - деятельностный (разработка развернутых планов организации будущей жизни).
Третичная профилактика - это этап лечения, исправление положения, она включает организацию психологической поддержки и самоподдержки тех, кто намеренно хочет выйти из порочного круга своих проблем (психологическое сопровождение и реабилитация). При этом следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Психолог имеет дело только с одной, а именно – психологической, стороной и всякое преувеличение роли психологической стороны совершенно не допустимо. Хотя психолог и в состоянии выработать систему реабилитационных мер, следование этой системе будет сопряжено со многими практическими обстоятельствами. В деле профилактики психолог не может не взаимодействовать с другими социальными службами, ведомствами и организациями и частными лицами. Для своей реализации профилактическая работа использует целый комплекс методов воздействия, в том числе восстановительные, реабилитационные, нацеленные на изменение не только на изменение личности, но и состояния социальной среды и систематическое формирование вокруг человека позитивного социального «поля».
Литература 1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000. 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование, - М., 1994. 3. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической помощи населению. Научно-методическое пособие. - М.,1997.
4. Основы возрастно-психологического консультирования, учебное пособие под.ред.А.Лидерса. – М., 1991. 5. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов//Вопросы психологии. 1992. - №1 – 2. 6. Аминов Н.А., Морохова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. В сб.: Социальная работа. - М.,1992. – Вып. 2. 7. Косевска Л. Личность психотерапевта. В кн.: Групповая психотерапия. - М.,1992. 8. Краснова О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию. Методическое пособие. - М., 2000. 9. Красило А.И., Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. - Москва – Воронеж, 1995. 10. Г.С.Абрамова Психологическое консультирование. Теория и опыт. – М., 2000. 11. Котляров В.Ю., Смердов О.А. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. - Ростов-на-Дону, 1997. 12. Котляров В.Ю., Смердов О.А. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков.- Ростов-на-Дону, 1997. 13. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. - М.,1989. 14. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 2001. 15. Бейкер К.Г. Система охраны психического здоровья в США// Вопросы психологии. 1990. – №6.
Содержание
I. Особенности организации деятельности психологической службы II. Профессионально-этические принципы деятельности психологов центра III. Ведение документации на клиентов психологической службы IV. Социально-психологические предпосылки успешной деятельности практических психологов V. Методика определения профессиональных качеств практического психолога - претендента на работу в психологическом центре VI. Квалификационные требования к психологам, работающим в психологических центрах VII. Психическое здоровье и основные формы психопрофилактической работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|