Основные психологические качества практического психолога
(обобщение результатов диагностики претендентов)
В соответствии с классификацией Бюро трудовой статистики США, квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих в нашей стране к психологам относятся специалисты, изучающие поведение человека и психологические процессы с целью объяснения действий людей. Психологи исследуют физические, эмоциональные или социальные аспекты поведения человека, применяют научные принципы и теории, психологические методы при решении практических вопросов, проводят консультации, руководят составлением учебных программ, лечат больных в клиниках, проводят лабораторные эксперименты и т.п. В технологическом плане вся разнообразная практика работающих психологов может быть сведена к двум ведущим формам услуг: - экспертного обслуживания населения, - коррекционного обслуживания (вмешательства с целью улучшения функционирования индивидов или групп либо для совершенствования индивидов или групп). В коммуникативном плане профессия психолога - классический пример социальных специальностей, требующих интерперсональных способностей, то есть таких качеств личности, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий.
Успешность деятельности психолога предопределяется: 1 - уровнем сформированности у него интерперсональных (коммуникативных) умений; 2 - уровнем сформированности у него проективных умений (или силой воздействия на других людей); 3 - степенью сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности).
В ряде отечественных исследований установлена связь между природными предпосылками (задатками) и коммуникативными способностями. В частности, была обнаружена связь между слабостью и лабильностью ЦНС и выраженностью интерсоциальных способностей, предопределяющих легкость и скорость формирования коммуникативных и проективных умений, с одной стороны, и связь активированности нервных процессов с профессиональной антропоцентрической направленностью (интересом к человеку) - с другой. Эти результаты, полученные в рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека, обосновывают предположение о существовании специальных способностей к психологической деятельности и их влияния на успех профессиональной деятельности. При этом ведущими компонентами специальных способностей являются индивидуально-психологические особенности мышления человека (социального интеллекта) и проективных действий (фасилятивности). Установлено, что наиболее важными качествами, предопределяющими успешность работы психолога, являются: - общая интеллектуальность (фактор В); - резистентность к социальной угрозе (фактор Н - смелость, успешность в общении). Более выраженные оценки по фактору В типичны для представителей исследовательских профессий; этот фактор индивидуальности дает психологу возможность работать с самыми разными контингентами людей. Более выраженные оценки по фактору Н типичны для представителей практических социальных профессий, которых с психологами объединяет высокая интенсивность профессиональных контактов с клиентами У кандидатов с более выраженным уровнем развития проективных умений (социальной фасилятивности) прогноз эффективности в сфере практической деятельности также более высокий. Кроме того, они обнаруживают способность к подавлению защитных механизмов избегания контактов с клиентами и отрицания у них проблем (по тесту ПСС) и более выраженные способности к фасциации (умение влиять на аудиторию в нужном направлении в игровой ситуации).
Для кандидатов с исследовательской ориентацией характерны более выраженная готовность к контактам (А), "эмоциональная холодность" и рациональность в установлении контактов (N), сдержанность (Q3) и общая интеллектуальность (В) при выраженном интересе к человеку. Эти качества очень близки к перечню качеств ученого по К.А.Ромулю. И тем не менее специфическая область деятельности психолога - человек и его проблемы - предопределяет преобладание в факторной конфигурации личностного профиля коммуникативных черт. Взаимодействие экспериментатора с объектом исследования хотя и опосредовано часто техническими средствами, аппаратурой, по сути, всегда есть общение двух субъектов.
Для кандидатов с практической ориентацией оказались характерны: готовность к контактам (А), умение поддерживать контакты (Н), умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения (С), умение эмоционально притягивать к себе людей (F), интеллектуальность (В) при высокой чувствительности (Y), облегчающей ориентацию в эмоциональной сфере клиента, склонность к чувству вины (Q), или повышенной ответственности за свои действия, фрустрация (Q4) или осознание границ своей компетентности и самодостаточность (Q2) или индивидуализм и опора на себя при принятии решений.
В отличие от психолога-экспериментатора, имеющего дело с постоянно меняющимся контингентом испытуемых, психолог-практик сравнительно долгое время работает с постоянным и ограниченным контингентом, изучая его различными методами. В таких условиях и особенно в тех случаях, когда психолог пользуется личностными методиками, сама специфика его деятельности, специфика общения требует от психолога, чтобы он выступал не просто как экспериментатор, а как проницательный и способный помочь собеседник. Никакие технические приспособления не помогут психологу, если он не завоюет доверия клиента, не сможет войти с ним в контакт. Именно этими обстоятельствами объясняется повышенная требовательность к практикующим психологам, к их уровню профессиональной подготовки, к этическим последствиям их действий, гласности в работе психолога, конфиденциальности, поддерживающему стилю отношения к клиенту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|