YI. Квалификационные требования к психологам, работающим в психологических центрах
В сфере охраны психического здоровья и терапии действуют представители пяти признанных профессий: - психотерапевты, - клинические психологи, - психологи-консультанты, - специалисты по социальной работе, - социальные работники. Различающиеся деталями морально-этические нормы, установленные для указанных профессий, опираются на общее убеждение в фундаментальной ценности и уникальности каждой человеческой личности, необходимости уважения ее прав и возможностей. Этические принципы включают также требования повышения своего профессионального уровня, сохранения личностного достоинства и преданности делу. Первостепенная обязанность работающего в сфере охраны психического здоровья специалиста - оказание помощи и обеспечение прав клиента (или пациента), соблюдение тайны, а также уважение принятых клиентом решений. Не меньшее значение имеет коллегиальность. Вместе с тем есть и существенные отличия, касающиеся образования, степени самостоятельности в работе и контроля со стороны государства у каждой из вышеуказанных профессий. Профессии психотерапевта это касается в первую очередь. В словаре Ч.Райкрофта психотерапевтом называют или человека, который практикует психотерапию любого вида, независимо от того, имеет ли он медицинское образование и к какой из школ принадлежит, или любого человека, который практикует психотерапию, но не является психоаналитиком. Под психотерапией при этом понимается любой вид "лечения разговором" (во всех видах психотерапии говорит та или другая сторона, а в большинстве случаев говорят обе).
Психотерапия может быть: индивидуальной или групповой, поверхностной или глубинной, интерпретативной, поддерживающей или суггестивной.
Последние три различаются по целям, которые лежат в основе высказываний терапевта. Под интенсивной терапией понимается или частота посещений пациента или проявляемая терапевтом активность. Данный термин во всех случаях подчеркивает отличия от соматического лечения.
Для составления профессиограммы психотерапевта - описательной характеристики общих особенностей профессий, входящих в данную группу, необходимо сгруппировать требования по общности пяти факторов: времени подготовки, способностям, склонностям, характеру нервного напряжения и усилиям. Время подготовки психотерапевта, по данным американского исследователя К.Бейкера, довольно длительно. Желающие стать психотерапевтом (клиническим психологом) поступают в США после колледжа в университет на факультет психологии. Курс магистра включает два года изучения таких дисциплин, как общая и экспериментальная психология, лабораторные диагностические методы исследований, охрана психического здоровья и психопатология. После завершения магистерского курса по психологии выпускник получает право работать под наблюдением психолога-клинициста, имеющего лицензию и степень доктора. Большинство специализирующихся по психологии проходит программу в объеме докторантуры. Для получения звания доктора психологии необходимо, как минимум, пройти трехлетнюю программу из 27 курсов, включающих помимо дисциплин магистерского уровня, следующие предметы: биологические основы поведения, социальные основы поведения и индивидуальное поведение. Докторант должен также освоить технику и методологию научных исследований, статистику, систему оценок психологических тестов и положения профессиональной этики. Академические занятия сочетаются с годичной практикой в клинике под руководством психолога-клинициста, имеющего лицензию (супервизора). По завершении курсов докторант приступает к годичной интернатуре на полной ставке (40 часов в неделю) под руководством психолога-клинициста. В период интернатуры докторант изучает детскую, взрослую, групповую и семейную терапию, а также методику тестирования. Для получения степени необходимо представить объемное диссертационное исследование.
Обладающий степенью доктора психологии (Ph D) психотераппевт может начать преподавательскую карьеру в университете или в частной компании. При намерении приступить к самостоятельной практике психолог-клиницист должен два года проработать под руководством дипломированного психолога-клинициста, прежде чем получить право сдачи экзамена на лицензию. Экзамен состоит из раздела, устанавливаемого психологической ассоциацией и относящегося ко всем аспекта психологии, а также из раздела, устанавливаемого регионом, выдающим лицензию, и касающегося морально-этических норм и законодательства данного региона. Получивший лицензию психолог-клиницист наделяется правом вести самостоятельную практику без чьего-либо наблюдения. В последнее время в психотерапевтических исследованиях активно обсуждаются два важных фактора: - различная эффективность работы психотерапевтов, - люди с различными личностными особенностями нуждаются в различных типах психотерапии. Было обнаружено (М.Келли), что различия между "хорошими" и "плохими" психотерапевтами можно объяснить специфической организацией их личностной сферы. При преобладании в личностном профиле факторов общительности, смелости, расчетливости, общей интеллектуальной одаренности можно достаточно точно предсказать успех в работе. Во многих работах подтверждается, что вера, интерес, энтузиазм психотерапевта - важные факторы, способствующие достижению успеха. Не менее важны сопереживание и доверительные открытые отношения с клиентом. Установлено, что психотерапевты, которым несвойственны теплота, эмпатия и открытость, могут даже ухудшить состояние своих клиентов.
В проведенных в Калифорнии исследованиях психотерапии несовершеннолетних преступников изучались различия терапевтических потребностей личности. Результаты показали, что психотерапия тревожных молодых людей с чувством вины и ощущение неадекватности лучше получается у более общительных психотерапевтов, проявляющих интерес к чувствам подростка. Напротив, в работе с неразговорчивыми правонарушителями большего эффекта достигали психотерапевты, которые особое внимание обращают не на внутренние переживания клиентов, а на внешние способы контроля поведения.
Проводится много исследований, посвященных синдрому "эмоционального сгорания". Установлено, что "сгоранию" подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как им не удается достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию). И как результат этого - беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. К симптомам "сгорания" относят также негативное отношение к клиентам и работе, злоупотребление химическими агентами (табак, кофе, алкоголь, наркотики), отсутствие аппетита или переедание, негативная "Я-концепция", упадочничество и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, депрессия), чувство вины.
Выявлены три фактора "эмоционального сгорания": личностный, ролевой и организационный. Личностный фактор. В одном из обследований учителей проверялось значение следующих переменных: возраста, пола, семейного положения, стажа работы, образовательного уровня, социального происхождения. Оказалось, что эти факторы не связаны с уровнем "эмоционального сгорания". В других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. Возраст коррелирует с субшкалой "exhaustion", хотя двадцатилетние имеют более выраженные переживания "эмоционального сгорания". Исследование связи мотивации и "сгорания" показали влияние таких факторов, как чувство своей значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Прямой связи "сгорания" с удовлетворенностью зарплатой не найдено.
С развитием "сгорания" связано все, что является для человека стрессом, и то, как разрешаются стрессовые ситуации. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А: агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния. К.Кондо относит к "сгорающим" также "трудоголиков". Х.Дж. Фрейденберг описывает "сгорающих" так: они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), пламенные и легко солидаризирующиеся. Е.Махер дополняет этот список "авторитаризмом", "низким уровнем эмпатии".
Ролевой фактор. В обследовании учителей и психотерапевтов получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и "сгоранием". К.Кондо относит на счет этого фактора те профессиональные ситуации, в которых совместные действия не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как результат работы зависит от слаженности действий. Работа в ситуации распределенной ответственности, когда сильно выражено "коллегиальное начало", ограничивает развитие "сгорания".
Организационный фактор. "Сгорание" связано с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудно измеряемое содержание, требующей исключительной продуктивности или с тем, что характер руководства не соответствует содержанию работы. Развитию "сгорания" также способствует неопределенность или недостаток ответственности.
Администрация центров должна смягчать развитие "сгорания", обеспечивая работникам возможность профессионального роста, четко распределяя обязанности, продумав должностные инструкции, организуя социальную поддержку. Профессиональная помощь при развитии синдрома "сгорания": применение лекарственных препаратов, применение "малословной" терапии Фрейденберга и некоторых вариантов поведенческой терапии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|