Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По дисциплине: «Предупреждение загрязнения морской среды»




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра судовых энергетических установок

 

Ивановская А.В., Зарецкая А.К.

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРСКОЙ СРЕДЫ

 

 

Конспект лекций

для курсантов специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок очной и заочной форм обучения

 

 

Керчь, 2016 г.

 

УДК _________

 

Составители:

Ивановская А.В., канд. техн. наук, доцент кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ» ______________________

Зарецкая А.К., старший преподаватель кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ»

 

 

Рецензент: Клименко Н.П., канд. техн. наук, доцент кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ» ______________________

 

 

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № _____ от ____________20____г.

Зав. кафедрой СЭУ _______________В.Л. Конюков

 

 

Конспект лекций утвержден и рекомендован к публикации на заседании методической комиссии МФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № _____ от ____________20____г.

 

© ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………. 5

РАЗДЕЛ 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ МОРСКОЙ СРЕДЫ …….................8

1.1. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения………………………………………………………………….8

1.2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года (МАРПОЛ-73/78)………………………………….8

1.3. Образование отходов при эксплуатации судов………………………………..9

1.4 Термины, определения и сокращения…………………………………………..11

1.5 Судовая документация по предотвращению загрязнения моря с судов……14

1.6 Документы по ПЗОС должны быть на судне в соответствии с требованиями Конвенции МАРПОЛ 73/78 …………………………………………………………………..16

РАЗДЕЛ 2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ НЕФТЬЮ ………………17

2.1. Система и оборудование для предотвращения сброса нефтесодержащих отходов судовых энергетических установок………………………………………….…............17

2.2. Пломбирование клапанов на судне…………………………………………………..19

2.3. Бункеровочные операции……………………………………………………………...21

2.3.1. Перед бункеровкой …………………………………………………………….22

2.3.2. Во время бункеровки …………………………………………………………..23

2.3.3. Окончание бункеровки ………………………………………………………..23

2.3.4. Перекачка топлива в пределах судна ………………………………………...23

2.3.5. Шланги………………………………………………………………………….24

2.4 Инструкция по интегрированной системе обработке льяльных вод …………….25

2.4.1. Введение ……………………………………………………………………….25

2.4.2 Концепция интегрированной системы обработки льяльных вод ………....25

2.4.3 Краткая характеристика ИСОЛ ……………………………………………….26

2.4.4 Установка предварительной обработки для сепарации нефти …………….26

2.4.5 Ограничение сброса нефти. ………………………………………...…………27

2.4.6 Требования к судам валовой вместимостью 400 во всех районах, за исключением района Антарктики……………………………………………………………..28

2.4.7 Танки для нефтесодержащих отходов ………………………………………..28

2.4.8 Стандартное сливное соединение …………………………………………….31

2.4.9 Сигнализатор на 15 млн-1………………………………………………………32

2.4.10 САЗРИУС ……………………………………………………………………..33

2.4.11 Оборудование для фильтрации нефти ………………………………………34

2.4.12 Методы очистки льяльных вод ……………………………………………...38

2.4.13 Журнал нефтяных операций …………………………………………………38

2.4.14 Освидетельствование ………………………………………………………...39

РАЗДЕЛ 3. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ………………………………………………………………………………44

3.1 Предотвращение загрязнения моря вредными веществами, перевозимыми наливом ………………………………………………………………………………………..44

3.1.1 Определения ……………………………………………………………………44

3.1.2 Применение ……………………………………………………………………45

3.1.3 Исключения ……………………………………………………………………45

3.1.4 Классификация и перечень вредных жидких веществ и других веществ.46

3.1.5 Освидетельствование и выдача свидетельств танкерам-химовозам ……..47

3.1.6 Насосы, трубопроводы, устройства для выгрузки груза и отстойные танки…………………………………………………………………………………..48

3.1.7 Контроль за сбросами остатков вредных жидких веществ ………………..48

3.1.8 Журнал грузовых операций ………………………………………………….49

3.2 Предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке ………………………………………………………………………………………50

3.2.1 Применение …………………………………………………………………….50

3.2.2 Маркировка и ярлыки …………………………………………………………50

3.2.3 Размещение …………………………………………………………………….50

3.2.4 Предельные количества………………………………………………………..50

3.2.5 Исключения …………………………………………………………………....50

3.2.6 Критерии определения вредных веществ в упаковке ……………………...51

РАЗДЕЛ 4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ………………………………………………………………………………………52

4.1 Общие положения ……………………………………………………………..…..52

4.2 Сброс сточных вод ………………………………………………...……………..53

4.3 Установки и оборудования для сбора, хранения, обработки и удаления сточных вод………………………………………………………………………………………54

4.4 Оборудование для удаления сточных вод ……………………………………….55

4.5 Методы очистки сточных вод …………………………………………………….55

4.6 Оборудование для обработки сточных вод ………………………………..…….57

4.7. Требования к установкам для обработки сточных вод........................................58

4.8 Освидетельствование оборудования по ПЗМ сточными водами……………....59

4.9 Журнал операций со сточными водами………………………………………….63

РАЗДЕЛ 5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ МУСОРОМ ……………..65

5.1. Общие положения…………………………………………………………………65

5.2 Сброс мусора ………………………………….……………………………………66

5.3 Управление мусором ………………………………………………………………68

5.4. Сбор мусора……………………………………………………………………......69

5.5 Плакаты, план управления ликвидацией мусора и регистрация операций с мусором…………………………………………………………………………………………71

5.6. Журнал операций с мусором……………………………………………………..72

5.7 Виды и порядок освидетельствований …………………………………………..74

5.8 План управления мусором ………………………………………………………..76

РАЗДЕЛ 6. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ С СУДО..……..77

6.1. Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов…………………...77

6.2.Освидетельствование, сертификация и средства контроля. Освидетельствование и проверки………………………………………………………………………..79

6.3 Озоноразрушающие вещества …………………………………………………..83

6.4. Окислы азота (NОх)…………………………………………………………….....85

6.5. Окислы серы (SOх)………………………………………………………………..87

6.6 Летучие органические соединения ……………………………………………….89

6.7 Правила энергоэффективности для судов………………………………………..89

Литература……………………………………………………………………………………..93

 

 

Введение

С древних времен жизнь земной цивилизации была тесно связана с морскими пространствами, а в современном мире деятельность человека в мировом океане стала ещё более разнообразной. Естественно, что в таких условиях необходимы эффективные методы и действующие механизмы решения проблем, связанных с охраной и использованием морской среды.

Защита морей и океанов от загрязнения является частью комплексной проблемы охраны природной среды.

В современных условиях рыночных отношений морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в единой системе глобальных транспортных перевозок.

В связи с интенсивным развитием мореплавания появились современные автоматизированные, ядерные и специализированные суда, что позволило значительно увеличить численность плавсостава, грузопассажирского оборота, а также увеличить продолжительность рейсов без захода в порты. По имеющимся экспортным оценкам, на долю морского транспорта приходится 70-80% общего объема перевозок в мировой внешней торговле, и эта роль морского транспорта сохраняется и в ХХI веке. Морскими танкерами осуществляется около 60% мировых поставок нефтиглавного энергоносителя. В то же время, эксплуатация любого современного морского судна, которое само по себе является источником повышенной опасности, несет потенциал риска возможных потерь и ущерба как для окружающей среды в целом, так и для экосистем морских пространств.

Загрязнение морей не признает государственных границ. Берега и прибрежные воды могут загрязняться нефтью, выпущенной в море судами, плывущими за пределами территориальных вод своей страны.

Для более глубокого анализа и количественной оценки загрязнения моря нефтью с судов специальной группой экспертов ИМО были проведены исследования различных источников этих загрязнений.

Была принята следующая классификация потерь в морскую среду нефтяных углеводородов от судоходства.

1. Эксплуатационные сбросы нефтяного груза с танкеров.

2. Сброс с судов при постановке в док.

3. Сбросы с причалов, включая бункеровочные операции.

4. Сбросы с льяльными водами и отходами топлива.

5. Сбросы с нефтесодержащим балластом из топливных танков.

6. Разливы при аварии танкеров и судов, не являющихся танкерами.

Источниками загрязнения моря ВЖВ, перевозимыми наливом на танкерах, - газовозах и химовозах, служат балластные и промывочные воды из танков; льяльные воды, накапливающиеся в льялах помещений, где установлены механизмы и устройства для перегрузки ВЖВ; аварийные сбросы груза, происходящие не преднамеренно или преднамеренно, при обстоятельствах, которые не могут быть заранее предусмотрены (при столкновениях, посадках на мель, пожарах, воздействии стихии, спасении человеческой жизни).

При чрезмерном или постоянном загрязнении моря сточными водами количество растворимого в воде кислорода уменьшается, что приводит к нарушению процесса естественного самоочищения и, как следствие, к изменению всего экологического характера акватории. Низкая концентрация растворимого кислорода и высокая концентрация органического вещества создают неблагоприятные условия для существования рыбы, которая или гибнет, или уходит из загрязненного района.

Последствия загрязнения, вызванного сбросами сточных вод, зависят от биохимических условий в рассматриваемом районе. В районе с низкой температурой воды, биохимическое разложение воды идет медленно и может совершенно не проявляться. В таких условиях основным фактором уменьшения загрязнения будет разбавление. Этот вариант самоочищения характерен для северных морей. И наоборот, в южных морях наряду с разбавлением активно проявляются биохимические процессы. На судах мусор, как источник загрязнения моря, может образовываться в процессе:

- перевалки грузов, в результате которой появляются отходы сепарации;

- технического обслуживания - ремонта механизмов и устройств (отходы изоляции, ржавчина, накипь, нагар, использованная ветошь, пришедшие в негодность детали, обрезки листового и пруткового металла, картона, дерева, различных натуральных и синтетических материалов);

- повседневного санитарно-гигиенического ухода за жилыми и служебными помещениями (бытовой мусор);

- питания экипажа и пассажиров - образуются отходы от хранения продуктов (тара, упаковка, пришедшие в негодность пищевые продукты), их обработки для потребления (очистки) и остатки пищи.

Образующийся в процессе эксплуатации судна мусор можно разделить на три основные категории:

- плавающий, загрязняющий порты, пляжи, места отдыха, заповедные районы;

- тонущий, загрязняющий морское дно;

- растворяющийся - изменяет окраску воды, насыщает её веществами, требующими на своё окисление много кислорода, придает воде и вылавливаемой рыбе неприятный запах, вкус.

Плавающий мусор и нефть - это два загрязняющих морскую среду компонента, которые, в конечном счете, всегда оказываются вместе на одних и тех же участках акватории.

Тонущий мусор, оказываясь на морском дне и постепенно накапливаясь, изменяет, естественные условия обитания животных и растений и может стать причиной исчезновения каких-либо форм в загрязняемом районе.

Международные соглашения и требования сыграли определенную роль в ограничении загрязнения моря. Для принятия дальнейших мер в 1969 г. Ассамблеей ИМО было принято решение о созыве Международной конференции для подготовки нового Международного соглашения по ограничению загрязнения моря с судов.

В октябре 1973 г. в Лондоне состоялась Международная конференция, на ней была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ), которая в 1978 году была изменена Протоколом на Международной конференции по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения и получила названия «Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года» или сокращено МАРПОЛ-73/78.

Новая Конвенция охватывает все технические аспекты загрязнения с судов, она распространяется на все типы судов, включая суда на воздушной подушке, на подводных крыльях, погружающиеся под воду, плавучие аппараты, закрепленные или плавучие платформы, эксплуатируемые в морской среде.

Разработка Конвенции потребовала пересмотра многих сложившихся за последние годы конструктивных решений, методов эксплуатации судов и портовых сооружений. Главной целью её является полное прекращение загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами и уменьшение разливов в результате аварий.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине: «Предупреждение загрязнения морской среды»

Наименование разделов Очная форма (10 сем.) Заочная форма (12 сем.)
Общее кол-во часов Кол-во ЗЕТ Распределение часов по видам занятий Распределение часов по видам занятий
Ауд. ЛК ЛР ПЗ СР Ауд. ЛК ЛР ПЗ СР
Раздел 1. Международные соглашения и национальные требования по охране окружающей морской среды   0,31     -         - -  
Раздел 2. Предотвращение загрязнения моря нефтью   0,43     -         -    
Раздел 3. Предотвращение загрязнения моря вредными веществами   0,31     -     - - - -  
Раздел 4. Предотвращение загрязнения моря сточными водами   0,31     -         -    
Раздел 5. Предотвращение загрязнения моря мусором   0,31     -         -    
Раздел 6. Предотвращение загрязнения атмосферы с судов   0,33     -         -    
Форма контроля     Зачет
Всего часов по дисциплине         -         -    

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...