Термин появился в 16 веке (психологические явления, обнаружение в результате самонаблюдения) → сфера в 18-19 веке расширилась → самостоятельная и экспериментальная область научных знаний.
Психология – научное исследование поведения и внутренних процессов и практическое применение получаемых знаний (Столяренко).
Предметпсихологии– психика человека и животных, включающая в себя многие сознательные явления (познавательные процессы, психические свойства и состояния личности, общение и поведение) и психические явления; условия возникновения, факторы и закономерности развития, особенности проявления.
Этапы становления предмета психологии:
Научный этап
Античность, средневековье, эпоха возрождения(психология существовала как знание о душе, но не как наука, это учение объединяло в себе философские и естественно-научные концепции мировоззрения(«Трактат о душе» -Аристотель.
1. Идеалистический подход – Платон – душа после тела возвращается в мир идей.
2. Материалистский подход - Демокрит. Душа состоит из атомов, после распада атомов умирает душа. Аристотель считается основоположником психологии, 3 вида душ – растительная, животная, разумная.
В 17в. Рене Декарт открывает условно рефлекторные механизмы, все реакции человека закономерны и вызваны каким-либо внешним воздействием.
Этап зарождения научной психологии
1879г – год зарождения научной психологии. Отец науч.психологии Вильгельм Вундт.город Лейпциг-первая экспериментальная психологическая лаборатория. Вундт открыл правило проведения эксперимента. Предметом изучения психологии предложил считать сознание. Свойство психики, проявляющееся в сосредоточении на каких-либо объектах и познании этих объектов. Кроме эксперимента сознанием можно изучать методом интроспекцией – наблюдение за своими переживаниями, самонаблюдение.
Этап психологического кризиса и попытки его разрешить (середина 20века)
Появилась позиция, что предметом психологии должно стать поведение человека – америанский подход.
Зигмунд Фрейд (европейский подход) в качестве предмета психологии рассматривал бессознательное.
Отечественный подход предметом психологии должна стать психическая деятельность.
Современный этап (конец 20в)
Предметом психологии является психика.
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности (Маклаков). Функции психики: (1. Регуляция активности поведения: адаптация к среде, преобразование окружающего мира; 2. Познавательная; 3.коммуникативная(взаимодействие с другими организмами и объектами окр.среды).
Познавательные
Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь
Подъем
Угнетенность
Страх
Бодрость
Уныние и др.
Направленность
Темперамент
Способности
Характер
Мастерство
Эмоциональные
Возбуждение, радость, негодование, злость и др.
Волевые
Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.
Гиппенрейтер – психология возникла на стыке естественных наук и философии, существует житейская и научная психология.
Столяренко – этапы становления психологии:
1. Психология как наука о душе;
2. как наука о сознании (основной метод – самонаблюдение и описание фактов);
3. как наука о поведении (XX в. задача ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть – поведение, поступки человека);
4. как наука изучающая общественные закономерности, проявления и механизмы психики. (1879г. Вундт, 1885г. Бехтерев).
Задачи психологии:
a. научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
b. научиться управлять ими;
c. использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
d. быть теоретической основой практики психологической службы.
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования ЦНС. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.
Методы исследования в психологии по Б.Г.Ананьеву:
организационные
эмпирические
Методы обработки результатов
Интерпретационные методы
Сравнительный (метод срезов),
Комплексный предполагает изучение псих.явлений, спец.разного профиля,
Лонгитюдный-когда псих.особенности изучаются на протяжении длит.времени
М-д наблюдения, эксперимент;
Беседа – получение инфо в процессе реального спец. Организованного вербального взаимодействия
Интервью – перечен вопросов, выстроенных в определенной послед., на которые испытуемый дает устный ответ;
Анкетирование – письменное интервью отличается только формой.
Анкета, беседа, интервью – диалогический м-д;
Биографический м-д – анализ истории жизни еловека, через описание его поведения в определ. Жизненных ситуациях. Праксимметрический м-д- исследование продуктов деятельности человека, структура деят-ти, особенности распределения времени.
Диагностические - Тесты, опросники. Особенность: измерительная направленность, требует неизменности в тексте. Проективный метод – метод глобальной оценки личности, основанный на механизме проекции (перенос желаний, характер, ценность всего жизненного опыта на нейтральный и стимульный материал).
Методы количественной обработки – статистический анализ, формулы индексы, построение графиков;
Качественные – анализ индивидуального случая, проективный анализ
Структурный метод – через составные части, компоненты.
Генетический метод – явление изучается через этапы его формирования или через нахождение причинно-следственной связей.
Наблюдение – целенаправленное, специально организованное восприятие психической жизни человека в естественных условиях. Главным объектом наблюдения яв-ся не психика, а поведение
Эксперимент – метод изучения психики, заключающийся в активном замешательстве экспериментатора в реакции испытуемого; варьировании объективных и субъективных условий и их влияния на поведение человека. Главным в эксперименте яв-ся предложении в решении каких-либо задач.
Объективное (со стороны) и субъективное(самонаблюдение);
Включенное наблюдение(та же деят-ть наблюдателя за наблюдаемым), невключенное (наблюдатель только наблюдает);
Наблюдение сплошное (фиксируется все проявления человека – речь, внешний вид, мимика,жесты, движения, расположение в пространстве) и выборочное (фиксируются 1-2 элемента)
Наблюдение формализованное (заранее по осознанной схеме, де указаны все признаки, за к-ми надо наблюдать) и неформализованное (без спец.схемы)
Естественный - Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит.
Лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными - как зависимыми, так и независимыми.
формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств.
Констатирующий эксперимент - это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.
В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным.
Явный эксперимент - испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.
Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.
Скрытый эксперимент - испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.