PR-инструменты и технологии
Как одно из самых эффективных проявлений профессиональной работы в паблик рилейшнз, кампании PR должны проводиться с максимальной нацеленностью на планируемый (желаемый) результат. И еще они должны основываться на определенных общих методических началах, которые позволяли бы эту работу тиражировать и тоже добиваться нужного итога. Сложность и многоаспектность PR-кампании предполагает разделение ее на несколько технологических звеньев (или этапов). Подготовительный этап имеет немало психологических трудностей. Они, в частности, заключаются в том, что в беседах с руководителями фирмы заказчика приходится выступать в своеобразной роли человека, знающего больше, нежели они. Такие сложности могут перейти и в организационно - финансовые проблемы, когда на подготовительные этапы выделяется мало средств и не удается в полной мере провести исследования, необходимые для разработки PR-кампании. Вначале любой кампании важно решить, какие цели должны быть достигнуты, а для этого можно поставить такие вопросы: - Поможет ли кампания продвижению на рынок? - Улучшит ли она общественные отношения? - Повысит эффективность корпоративных отношений? - Укрепит взаимодействие с правительством? - Улучшит коммуникации с акционерами и финансовым лидером? - Поднимет уровень информированности ключевых сотрудников? - Изменит конкретный (специфический) подход? - Повысит престиж? Следовательно, в основу PR-кампании должен быть положен продуманный и тщательный анализ всех обстоятельств и фактов, относящихся к задаче. PR-специалисты владеют методикой и имеют опыт налаживания взаимопонимания, но все же главное - постановка целей. При разработке программы необходимо опираться на результаты исследований, а в период осуществления кампании - анализировать ее ход. Такой анализ позволит вносить соответствующие изменения и тем самым придаст кампании необходимую гибкость, так как PR во многом напоминают игру в шахматы: 10% интуиции, 25% опыта и 65% упорного труда.
Процесс подготовки PR-кампании упрощенно сводится к формуле RACE. В ней:(исследования) - анализ, изучение, цель;(действие) - разработка программы, сметы;(общение) - реализация программы коммуникаций;(оценка) - контроль, анализ результатов, оценка, корректировка программы. Эту формулу можно развернуть в более детальную технологическую схему. В эту схему (примерную, т.к. в каждом случае возможны свои особенности) могут войти такие этапы. В любом случае, кампания PR начинается с заказа или задания. Этот этап очень важен и предполагает умение специалистов найти потенциального заказчика и убедить его а необходимости PR-кампании. И именно он во многом определяет профессионализм PR-структуры и в какой-то мере обеспечивает ей возможность работать. Этот этап может быть нескольких видов: . Поиск заказа для предпринимательской структуры. Его можно проводить с помощью таких мер: - регулярные контакты с другими PR-фирмами; - участие в тендерах или конкурсах на лучший PR-проект; - изучение рекламы и сообщений прессы об открытии новых предприятий, об общественно - политических акциях и другой подобной информации; - распространение рекламно - информационных материалов о своей PR-фирме, ее специализации, качестве услуг. Определив потенциального заказчика, можно подготовить ему краткое, до 2-х страниц, хорошо оформленное предложение об услуге. Отправив его адресату, следует через неделю по телефону выяснить отношение к нему. При благоприятной реакции, надо продолжить контакты. Можно выделить ряд условий, которые желательно соблюсти при переговорах с потенциальным заказчиком. Они могут быть такими:
- предварительное изучение проблемы клиента; - создание благоприятной атмосферы переговоров. При беседах с возможным заказчиком крайне важно определить желание и цели собеседника, а для этого необходимо, в частности, внимательно его слушать. Поскольку при выборе PR-фирмы потенциальный заказчик обычно задает вопросы о ее особенностях, то надо иметь на них ответы. Практика английских специалистов показывает, что эти вопросы могут быть такими: - имеет ли фирма опыт в области, которая его интересует? - какая у него профессиональная основа и какие примеры может привести из своей деятельности? - сколько она уже занимается данным делом? - устойчиво ли ее финансовое положение? - кто ее постоянные клиенты, какова продолжительность их обслуживания? Имеет ли фирма возможности провести с помощью других специалистов экспертизу, которая может понадобиться? В Англии существует доступная бесплатная компьютерная и конфиденциальная справочная система, чтобы потенциальный клиент экономил время на поиски. Клиента просят определить свои потребности и затем ему посылают предварительный короткий список PR-консультаций, которые отвечают его запросам. PR-ежегодник дает сведения о фирмах. Можно также изучить в библиотеке брошюры, отчеты о командировках и другие материалы PR-экспертизы. Будущего заказчика, советуют англичане, надо ознакомить со своим опытом, практикой составления смет, представить детальную информацию об условиях и сроках работы. В процессе предварительной работы заказчик может предложить провести у него своего рода презентацию, удостоверяющую компетентность PR-фирмы. Надо, чтобы все имеющие к делу отношение сотрудники были готовы ответить на вопросы заказчика. Их следует обеспечить как можно большей информацией и временем для подготовки к встрече. Заказчику надо дать твердо понять, что ему не следует ожидать рекомендаций, если тот не готов за них платить. Можно даже включить в договор условие об оплате этого предварительного времени и немалых усилий. Встречу с будущим заказчиком необходимо организовать с участием всего ключевого персонала, особенно принимающего окончательное решение. Одновременно следует представить и исполнителей, которые будут работать с заказчиком и сообщить об их образовании, знаниях и опыте. Нужно учитывать, что при отсутствии хороших взаимоотношений между сторонами наладить работу эффективно не удается; всем нужно говорить на одном языке.
Заказчик должен знать, что вначале PR-кампании фирма будет занята изучением его потребностей. А поскольку от этого зависит результат всей кампании, надо получить в свое распоряжение все необходимые сведения. В зависимости от сути программы на этом этапе также важно установить частоту встреч с заказчиком и его сотрудниками или оговорить другие способы получения информации: как и когда она должна быть представлена.советует обеспечить ясность в отношениях между персоналом заказчика и персоналом PR-фирмы. Если основная подготовка PR-кампании согласована на ранней стадии, то PR-фирма и заказчик могут работать при взаимном понимании для достижения наибольшей эффективности. Во всей этой предварительной работе надо показать уровень понимания проблем и целей заказчика и убедить, что фирма ориентирована на его потребности. В то же время эффективная PR-практика предполагает, что и потенциальные клиенты должны знать эти особенности и этими знаниями руководствоваться во взаимоотношениях с PR-специалистами. Однако, объясняя суть своего предложения, не следует ожидать быстрого понимания. Поэтому необходимо представлять заказчику доказательства эффективности будущей работы. И поскольку подготовка может быть длительной, в общении с клиентами не надо делать большие паузы. . Получение задания.компания может быть провидена и по предложению заказчика. В этом случае многие детали предыдущего звена отпадают, но всё-таки фирме надо если не доказывать свою компетентность, выглядеть солидно и достойно вести дела. Возможны, конечно, и иные варианты, например, рождение целого проекта в ходе каких-то бесед, обсуждений, выступлений. Разработка общих задач PR-кампании.
После получения (нахождения) заказа (задания) на PR-кампанию надо провести разработку ее общих задач и условий. Сюда относится: - определение (в общих чертах) объекта PR-кампании; - определение общей суммы и/ или поэтапных затрат и всей системы оплаты. Общий же объем работ и сумму затрат можно определять по одному из следующих вариантов: . заказчик выделяет на PR-кампании средства, и в соответствии с расценками предприятия определяется объем предполагаемой работы. . заказчик дает конкретное задание, на основании которого по расценкам предприятия составлен план. Распределение выделяемой на PR-кампанию суммы по этапам может быть таким: - разработка общих задач PR-кампании - 5%; - исследование условий PR-кампании, формулирование концепции, разработка плана и сметы PR-кампании - 10%; - реализация PR-кампании (включая резерв) - 70%; - анализ эффективности PR-кампании, ее коррекция и подведение итогов - 15% общей суммы. После этого возможно (и необходимо) подписание договора. В нем следует определить общие задачи PR-кампании и сумму затрат, в том числе и на проведение подготовительной работы и желательно с выплатой аванса. А затем можно приступать к следующим этапам. Очень важна настроенность заказчика на перспективу и его готовность оплачивать работу. Практика же показывает, что заказчики не тратят значительные средства, хотя и намерены получить быстрые и внушительные результаты. Известен случай, когда в одно московское PR-агентство обратился председатель правления крупного банка с просьбой сделать его за месяц столь же популярным человеком, как Святослав Федоров. Все уверения, что подобного результата можно ожидать лишь после нескольких лет работы, эффекта не возымели и банкир отказался от услуг этого агентства. Как показывает западный опыт, от PR действительно нельзя ожидать сиюминутного эффекта. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что технологический цикл PR-кампании имеет определенную основу, это: . Анализ, исследование и постановка задачи. 2. Разработка программы и сметы. . Общение и осуществление программы. . Исследование результатов, их оценка и доработка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|