Министерство образования и науки Российской Федерации
Стр 1 из 5Следующая ⇒
Министерство образования Республики Беларусь Министерство образования и науки Российской Федерации ааа государственное Учреждение высшего профессионального образования " БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра гуманитарных дисциплин
Философские проблемы техники
Методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов БРУ
Могилев 2004
УДК 1 ББК 87 Рекомендовано к опубликованию комиссией методического совета Белорусско-Российского университета
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» 22. 03. 05г., протокол № 8
Составитель Д. М. Попелышко В данном выпуске методических указаний по курсу «философия» рассматриваются вопросы первой части курса философии техники – понятие философии техники, ее особенности, задачи, этапы развития, взаимоотношение с наукой.
Учебное издание
Философские проблемы техники Технический редактор Л. А Наумович Компьютерная верстка Н. П. Полевничая Рецензент Н. А. Силин Ответственный за выпуск Д. М. Попелышко
Подписано в печать. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. Уч. -изд. л. Тираж экз. Заказ № ________ ___________________________________________________________________ Издатель и полиграфическое исполнение: Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет» Лицензия ЛВ № 243 от 11. 03. 2003 г., лицензия ЛП № 165 от 08. 01. 2003 г. 212005, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУВПО Белорусско-Российский университет, 2004
Философские проблемы техники.
1 Философия техники: предмет и задачи. 2 Становление философии техники. 3 Техника: определение и основные проблемы 4 Техника и наука: проблема соотношения.
1 Философия техники: предмет и задачи Прежде всего следует определиться, какой предмет исследует философия техники и какие задачи стоят перед ней. В фокусе изучения философии техники, что вполне естественно, стоит феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает не только в виде машин и орудий, но сегодня также как технические сооружения и даже техническая среда. К феноменальным характеристикам техники относятся также знания, используемые в технике, и различные культурные " тексты", в которых обсуждается техника, и техническое поведение людей. Осмысление сущности техники – это ответ на такие фундаментальные вопросы как: в чем природа техники, как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности, когда техника возникает и какие этапы проходит в своем развитии, действительно ли техника угрожает нашей цивилизации, как это утверждают многие философы, каково влияние техники на человека и природу, наконец, каковы перспективы развития и изменения техники. В истории философии рефлексия по поводу техники встречается довольно рано, но эта рефлексия была, если можно так сказать, неспецифичной. Например, в античной философии известно такое понятие как " технэ", но оно означает, собственно, не технику, а всякое искусство делания вещей, начиная от создания картин и скульптуры, кончая техническими изделиями, например военных машин. Там же впервые техника была осмыслена как “создавание” вещей. Аристотель, как известно, различил, с одной стороны, " природу" и " естественное изменение", с другой – " искусство" (в античном понимании – это всякое изготовление, включая техническое) и " деятельность": " Из различных родов изготовления, – пишет Аристотель в " Метафизике", – естественное мы имеем у тех вещей, у которых оно зависит от природы... природою в первом и основном смысле является сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе как таковых... " [3, c. 82]. К этому «искусству-деятельности» и относилось «технэ».
Сходный шаг, но уже на почве новоевропейского мышления, делает Ф. Бэкон. Характеризуя новый тип практики, то есть инженерию, он в " Новом органоне" пишет: " В действии человек не может ничего другого, как только соединять и разделять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя сама". Только в ХIХ столетии техника не только осознается как самостоятельная реальность, но и появляются специфические формы осмысления этой реальности, сначала в методологии технических наук, потом или почти одновременно в философии. Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание " Философия техники", был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга " Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения" вышла в свет в 1877 г. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги " О долге и добре" (1898 г. ) также посвятил " философии техники". В конце ХIХ века российский инженер П. К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре " Технический итог ХIХ века" (1898 г. ). Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в ХХ веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Техника в ХХ столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Все возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они - и частные, и общие - концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных " срезах" техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин – эта задача может быть решена только в системе философского исследования.
Таким образом, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее внутренне развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Это – предмет философии техники. Следует выделить специфические черты философии техники. Прежде всего, если это и философия, то нетрадиционная, современная. Об этом свидетельствует отсутствие единой философской системы, наличие помимо философской других форм осмысления техники – исторической, аксиологической, методологической, проектной, наличие прикладных исследований и разработок по философии техники. Так сказать, философский характер размышлениям по философии техники придают такие установки мышления, которые обеспечивают уяснение идеи и сущности техники, понимание места техники в культуре и обществе, исторический подход к исследованиям техники. Есть точка зрения, что философия техники – это не философия, а скорее междисциплинарная область знаний, представляющая собой вообще широкую рефлексию над техникой. Два соображения подкрепляют этот взгляд. Первое – это то, что философия техники содержит разные формы рефлексии техники и поэтому по языку далеко отклоняется от классических философских традиций. Действительно, при осмыслении техники большинство философов отходят от принципа философского языка. Широко заимствуется терминология, которой пользуются инженеры и ученые. Безусловно, использование таких заимствований делает философию техники весьма непохожей на другие разделы.
Второе соображение связано с характером задач, которые решает философия техники. Философия техники ориентирована на две основные задачи. Первая задача – осмысление техники, уяснение ее природы и сущности – была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной, как сегодня модно писать, " техногенной цивилизации". Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, эсхатологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие – взаимосвязаны, причем техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. Именно поэтому нашу цивилизацию все чаще называют " техногенной", имея в виду влияние техники на все ее аспекты и на человека, а также глубинные технические истоки ее развития. Многие философы техники связывают с техникой и техническим развитием кризис нашей культуры и цивилизации. Так Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу человека (превратила в " постав", в функциональный элемент техники и природу, и самого человека) [17]. О том же говорит и Ясперс, утверждая, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться от власти созданной им техники [23, с. 14]. Но в результате и природа, и человек деградируют, разрушаются, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины – поставляющего производства. Мэмфорд видит причину кризиса в другом: чрезмерном усилении в культуре значения " Мегамашин" (сложных иерархических организаций человеческой деятельности) [7]. Интересно, что многие философы, и не только они, не верят, что проблемы, порожденные техникой, можно решить опять же с помощью техники, пусть даже более гуманной и совершенной. Например, Дж. Мартин, признавая, что " сегодня нам легче уничтожить нашу планету, чем ликвидировать нанесенный ей ущерб", тем не менее, считает, что хотя " эта проблема создана технологией, и, однако, единственное ее решение – не сдерживать технологию, а всячески развивать ее. Отказаться от технологии или остановить ее дальнейшее развитие, – считает он, – значит обречь мир на невиданные лишения... Необходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой” [8]. Полемизируя с подобным подходом, Скалимовски пишет: " Техника превратилась для нас в физическую и ментальную опору в столь извращенной и всеобъемлющей степени, что если мы даже осознаем, как она опустошает нашу среду, природную и человеческую, то первой нашей реакцией является мысль о какой-то другой технике, которая может исправить все это" [14].
Соответственно, вторая задача - поиски путей и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией. Одни философы полагают, что технику (технологию) необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, другие же, подобно Скалимовски, уверены, что любая попытка гуманизировать современную техногенную цивилизацию, внедряя в нее в большей степени, чем прежде, человеческие ценности, обречены на провал, поскольку система способна проявить по отношению к таким косметическим операциям исключительную стойкость. Если философия техники решает указанные здесь две центральные задачи (осмысление природы и сущности техники, а также поиски путей и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацией), то ее статус – это скорее не философия, а частная методология, а также междисциплинарные исследования и разработки. Впрочем, ряд современных философов, например В. Швырев, А. Огурцов, утверждает, что помимо традиционных проблем и задач современная неклассическая философия занимается решением именно методологических и прикладных задач, весьма напоминающих те, которые обсуждаются в философии техники. В этом последнем случае, действительно, философия техники является полноценной неклассической философской дисциплиной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|