Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самопроверки. Глоссарий. IV Техника и наука: проблема соотношения.  Линейная модель. Эволюционная модель




Вопросы для самопроверки

1 Дайте не менее двух определений сущности техники. Какое из них на Ваш взгляд правильно?

2 Выделите основные проблемы техники.

3 Какие этапы прошел процесс рационального обобщения понятия «техника»?

4 Дайте определение, в чем заключается «инженерный способ» понимания мира. Почему он возникает только в новое время?

Глоссарий

" Мегамашина " - строгая иерархическая социальная организация. Стан­дартными примерами мегамашин являются крупные армии, объ­единения работников в группы, такие, как, например, те, которые строили египетские пирамиды или Великую Китайскую стену.

«Органопроекция» - концепция, согласно которой человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

«Техносфера» – философская концепция, согласно которой технические, технологические, социокультурные, психологические и иные аспекты деятельности человека образуют единую систему при главенстве техники.

Инструментальная функция техники способность техники выступать в качестве набора средств и методов, с помощью которых человек достигает своих целей.

Монотехника, или авторитарная техника – техника, которая «базируется на научную интеллигенцию …. и ориентирована главным образом на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство", короче го­воря – власть».

Нomo faber – согласно Ортеге-и-Гассету, не только работающий человек, но и человек, который сам изобретает свою жизнь, подобно тому, как создают роман или пьесу для театрального представления.

Политехника, или биотехника – это первоначальная фор­ма делания, ориентированная на потребности человека. Это тот вид техники, который находится в гармонии с многообразными потребностями и устремлениями жизни.

Праксеология – учение о ценностях в философии.

Реконструкция – восстановление того, что по каким-то причинам разрушилось, деконструировалось.

IV Техника и наука: проблема соотношения

Независимо от того, с какого момента отсчитывать начало науки, о технике можно сказать определенно, что она возникла вместе с возникновением Homo sapiens и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Техническое знание достаточно долго противопоставлялось научному знанию, об особом научно-техническом знании вообще вопрос не ставился. " Научное" и " техническое" принадлежали фактически к различным культурным сферам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности. Но, с развитием науки, с превращением науки в новую производительную силу общества, с одной стороны, и усложнением техники – с другой, набирает силу процесс синтеза, слияния научного и технического. В первую очередь это вызвано тем, что стало невозможным развивать технику без научной базы и науку – без соответствующего технического обеспечения. Именно поэтому требуется осмыслить проблемы взаимоотношения науки и техники.

В современной литературе по философии техники можно выделить следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники в процессе развития:

1 техника рассматривается как прикладная наука;

2 процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы;

3 наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;

4 техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни.

Можно выделить соответственно четыре модели развития техники относительно науки.

 Линейная модель

Эта модель рассматривающаятехнику в качестве простого приложения науки или даже - как прикладную науку. Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признается функция производства знания, а за техникой - лишь его применение, вводит в заблуждение, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом.

О. Майер считает, что границы между наукой и техникой произвольны. В термодинамике, аэродинамике, физике полупроводников, медицине невозможно отделить практику от теории, они сплетены здесь в единый предмет. Научные и технические цели, по мнению Майера, часто преследуются одновременно (или в различное время) одними и теми же людьми или институтами, которые используют одни и те же методы и средства. Этот автор полагает, " что практически применимого критерия для различения науки и техники попросту не существует".

Эволюционная модель

Процессы развития науки и техникичасто рассматриваются как автономные, независимые друг от друга, но скоординированные. Тогда вопрос их соотношения решается так:

- полагают, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, и наоборот - бывает так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей;

- высказывается мнение, что техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь - технических.

Последнее решение и называют эволюционной моделью.

Согласно этой точке зрения, технический прогресс руководствуется прежде всего эмпирическим знанием, полученным в процессе внутреннего развития самой техники, а не теоретическим знанием, привнесенным в нее извне научным исследованием.

Например, американский философ техники Г. Сколимовский разделяет научный и технический прогресс. По его мнению, методологические факторы, имеющие значение для роста техники, совершенно отличны от тех факторов, которые важны для роста науки.

В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство (или - более широко - практическое использование). Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме.

По мнению Стефана Тулмина, для описания взаимодействия трех автономных эволюционных процессов справедлива та схема, которую он создал для описания процессов развития науки, а именно:

- создание новых теоретических вариантов (фаза мутаций)

- создание новых вариантов для практического использования (фаза селекции)

- распространение успешных вариантов внутри каждой сферы на более широкую сферу науки и техники (фаза диффузии и доминирования).

Подобным же образом связаны техника и производство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...