Вопросы для самоконтроля. Глоссарий. III Техника: определение и основные проблемы
Вопросы для самоконтроля 1 Назовите два направления в философии техники. Как Вы думаете, почему философской проблематикой раньше начали заниматься инженеры? 2 Сравните на Ваш выбор двух представителей «философов-инженеров» и «чистых философов». В чем их сильные и слабые стороны? Какой автор Вам более доступен? 3 Кому из авторов принадлежат концепции «манганизм» и «натуризм»? Не являются ли они устаревшими на сегодняшний день? 4 Дайте определение терминам и укажите, какому автору они принадлежат: политехника, монотехника, «внутренняя обработка», homo faber, bestand, объектификация, gestell, артефакт. 5 Самостоятельно выделите, какие черты техники и стадии ее развития были определены философами. Кому принадлежат эти концепции? Какие из них выбрали бы Вы? 6 Как Вы думаете, почему техника у Хайдеггера – «овеществленный догматизм»? 7 Кто из мыслителей рассматривал проблемы этики в философии техники? Можно ли принять позицию автора? Глоссарий Объектификация - в концепции М. Хайдеггера – опредмечивание, превращение духовного внутреннего образа в материальный предмет. Gestel - " стойка", " каркас", " подставка", философская категория М. Хайдеггера, которая выражает объединенное содержание тех ориентаций, которые направляют человека, бросают ему вызов, зовут его к раскрытию реального, подобно приказу. Вestand (" резервы на длительное время", " запасы" ) – объекты, готовые для продажи. Вestand состоит из предметов, которые за рамками человеческих потребностей не представляют никакой ценности. III Техника: определение и основные проблемы Проблема сущности техники относится к разряду вечных проблем. По мере того, как западная цивилизация обнаруживает в себе глубокие противоречия, становится всё более актуальной потребность проникнуть в сущность техники. Настоящее как бы отбрасывает свет на прошлое, высвечивает всё новые и новые грани сущности техники.
Самое простое определение, а, возможно, и самое точное, заключается в следующем: Техника (от греческого «техне» — искусство, мастерство, умение) — система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации. Французский социолог Ж. Эллюль в работе «Другая революция» так представляет себе влияние техники на жизнь человека: «Мы живем в техническом и рационалистическом мире. Природа уже не есть наше животное окружение. По сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего Вселенная Машины. Техника сама становится средой в прямом смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Что имеет значение — так это техника. Природа оказалась демонтированной науками и техникой, техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек думает, живет, чувствует, приобретает опыт. Все глубокие впечатления получаемые им приходят от техники. " Таким образом, техника представляет собой систему замещения человека в природе, опосредования его бытия в естественном мире. Однако для понимания техники этого определения не достаточно. Необходимо дать функционально-предметное определение техники.
Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). Однако все поле артефактов, очевидно, нужно разделить на два больших класса – технику и знаки. Если техника живет по законам первой природы и использующей практической деятельности (техническое устройство, с одной стороны, есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой, – в нем реализуются определенные природные процессы), то знаки живут по законам языковой коммуникации (они передаются, их нужно понимать и их используют для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании и т. д. ). И, хотя любое техническое сооружение в культуре означено, как-то описано в языке, сама техника не является языком. Техника является " инструментом", другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т. д. ). Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия или механизмы (топор, рычаг, лук и т. д. ), что очевидно, так и сложную техническую среду (современные здания или инженерные коммуникации). С другой стороны, техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. С техникой связывается определенный способ существования человека, в наше время – судьба цивилизации. Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергий природы. В инженерии техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основные деятельности этого периода – изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную и техническую рациональность. Техника в современном мире неотделима от широко понимаемой технологии . До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими – организационной, ресурсной, технической и т. д. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле.
Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологическими процессами, операциями и принципами (в том числе и новыми) и тем состоянием науки, техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными социальными и культурными процессами и системами – с другой, существует тесная взаимосвязь. Технология в широком современном понимании – это совокупность принципов, образующих своего рода " техносферу ", состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами. Не менее значим вопрос о проблеме понимания техники как самостоятельного мира и как аспекта человеческой деятельности и культуры . Эта дилемма вполне отражает реальные особенности техники: техника, действительно, является самостоятельной реальностью и тем не менее существенно определяется устройством человеческой деятельности и культуры. Собственно говоря, данная дилемма и не нуждается в разрешении, напротив, ее напряженность помогает, с одной стороны, не сводить технику только к культуре, с другой – сохранять актуальность проблематики в философии техники. Как самостоятельная реальность техника осознается в форме событий существования техники (например, простая поездка на автомобиле), человека и культуры, которые переживаются так или иначе, например, как благо или, напротив, как несвобода, риск, угроза существованию. " Нет никакого демонизма техники, – пишет Хайдеггер, – но есть тайна ее сущности. Сущность техники как миссия раскрытия потаенности есть риск" [17, с. 61]. Философское осмысление этих событий и переживаний является необходимым условием для правильного анализа техники в других дисциплинах (теории деятельности, культурологии, методологии и т. д. ) и формулирования новых проблем философии техники. В этом случае техника – аспект культуры, результат человеческой деятельности. Оба эта аспекты неотделимы друг от друга.
Еще одна проблема – на какой основе собирать и интегрировать разные подходы и дисциплины, изучающие технику . Поскольку в сущностное определение техники входит ее понимание и замысел, а они меняются в разных культурах, можно предположить, что именно культурно-исторические рациональные реконструкции техники могут выступить тем основанием, которые позволят собрать и осмыслить соответствующие разные способы изучения техники. Например, при изучении происхождения и развития техники в античной культуре необходимы культурологические знания об античности, знания истории техники, науковедческие исследования по античной науке, историко-философские и психологические знания первых исследовательских программ и картин мира, созданных Платоном и Аристотелем, их представления о соотношении практики, опыта и науки в античной культуре и многое другое, раскрывающее жизнь человека и общества той эпохи. Техника – это то, что выступает в качестве средства человеческой деятельности (назовем эту деятельность условно " технико-использующей " ). Однако не человек сам реализует в технике целевые функции технико-использующей деятельности, а именно машина. Следовательно, вторая сторона техники – запуск и " действие" природных процессов (перемещение тел, действие сил, выделение тепла и т. д. ). Но естественно, что техника предполагает нахождение (" создание" ) таких природных процессов, которые как раз и позволяют реализовать нужные человеку целевые функции технико-использующей деятельности. То есть техника – это не сама технико-использующая деятельность и не просто процессы природы, а создание условий, позволяющих человеку осуществить определенную деятельность принципиально за счет сил и процессов природы. В свою очередь, чтобы создать такие условия необходима еще одна деятельность; назовем ее " технико-производящей" , в культуре именно эту деятельность чаще всего называют технической (инженерной, технологической). На стыке технико-производящей и технико-использующей деятельности живут собственно технические сооружения (орудия, машины, механизмы). Однако технические сооружения являются не только продуктами технической деятельности и средствами использующей деятельности, но и культурными (средовыми) условиями жизни человека: по сути, они влияют на все стороны его жизни – образ жизни, потребности, жизненную среду и т. д.
Таким образом, сущность техники описывается в пространстве четырех координат: первая координата задается категорией " технико-использующая деятельность", вторая – категорией " технико-производящая деятельность", третья – категорией " техническое сооружение", наконец, четвертая – категорией " техническая среда". Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и т. д. Техника относится к сфере материальной культуры. Это - обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIX - XX столетий П. К. Энгельмейер: " Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда”. Облегчая удовлетворение потребностей, техника тем самым способствует нарождению новых. Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса". Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно а древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее. Подводя итоги, можно сделать вывод, что техника может быть понята: - как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; - как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; - как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний. Все эти подходы характеризуют многогранность такого сложного феномена, каким является техника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|