Образовательная сущность музея и музейной педагогики, ее объект, предмет и задачи. Деятельность музейного педагога.
⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48 Исследованием проблем музейной педагогики как междисциплинарной области научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, занимались такие ученые и музейные деятели, как А. В. Бакушинский, А. Г. Бойко, Е. Г. Ванслова, М. А. Волчкова, Д. Камерон, Н. А. Кульчинская, А. Лихтварк, Н. Г. Макарова, Н. Д. Рева, Б. А. Столяров, Н. Ф. Федоров, М. Ю. Юхневич и другие.
Приобщение к культурному наследию развивает генетическую память, формирует логику познания и преобразования окружающего мира. Логичным в этой связи является обращение к источникам хранения культурного наследия, т. е. к музеям. "Всякий человек носит в себе музей,... ибо хранение - закон коренной, предшествовавший человеку, действовавший до него…музей есть собрание всего отжившего, но именно поэтому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченых… Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее" (Н. Ф. Федоров). Известный русский философ считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу, способствующими формированию духовности и творческих начал. Еще в конце XIX века Н. Ф. Федоров отмечал, что сущность музея составляет процесс человеческого общения: «…музей есть не собирание вещей, а собор лиц…собор живущих сынов с учеными во главе, собирающих произведения умерших людей, отцов и их восстанавливающий». Деятельностьмузея выражается не только в хранении, но в собирании, восстановлении и исследовании: "Таким образом, музей становится между учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными. Иначе сказать, музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего.
Понятие музея было одним из ключевых, неразрывно связанных с идеей «патрификации» (воскрешения предков) и с понятием храма в философском учении выдающегося русского ученого Н.Ф.Федорова. Он обосновал, с философской точки зрения, необходимость включения музея в образовательный процесс. Деятельность музеев направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия. Российская музейная энциклопедия называет музей исторически обусловленным многофункциональным институтом социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение. Возникновение и развитие музеев связаны, с одной стороны, с потребностью сохранения человечеством исторической памяти, с другой – с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Возникновение музеев исторически обусловлено потребностью в осмыслении и рациональной организации процессов формирования коллекций и музейных собраний, их систематизации, изучении и использовании в системе культуры, науки, образования, просвещения, воспитания. Музеология – формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности. Обычно вмузеологии выделяют теорию и историю музейного дела, музеографию, методику музейного дела, педагогику музейную, информатику музейную и социологию музейную. Музейная педагогика в настоящее время определяется как междисциплинарная область научного знания, которая занимается исследованием целей и задач, принципов, содержания, методов, форм реализации образовательной деятельности музеев, ориентированной на передачу культурного опыта.
Рассматривая образовательную деятельность музея как педагогический процесс, А. В. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не объект воздействия, а прежде всего партнера. Он уделял большое внимание роли педагога, ставя перед ним три обязательных условия: -уметь самому пережить произведение искусства; -знать историко-искусствоведческий контекст произведения; -иметь психологический подход к группе. Он считал необходимым создать систему в области отечественного художественного воспитания, цель которого - формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательной деятельности. Им были определены педагогические условия достижения этой цели: -опора на потребности ребенка, исходя из специфики его возрастного развития; -сотрудничество с педагогом; -главное в постижении произведения искусства не знания, а переживание и проживание художественного образа. Современная музейная педагогика направлена на приобщение подрастающего поколения к музею и его культуре с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Так, Г. В. Вишина рассматривает музейную педагогику и как направление развития системы дополнительного образования, раскрывая новые функции музейного педагога в функциональной совокупности школа-музей-вуз. М. В. Соколова считает музейную педагогику фактором формирования социального опыта учащихся: искусство обогащает жизненный опыт и музей способствует развитию этого опыта и умений у обучаемых. Т. В. Чумалова исследует формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у учащихся начальных классов средствами музейной педагогики.
Понятие "музейная педагогика" впервые было сформулировано в конце XIX века в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн). Е. Б. Медведева, изучая становление музейной педагогики в Германии и России, отмечает, что она первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. Гамбургский художественный музей стал колыбелью музейной педагогики, а ее «отцом» - директор музея, в первой профессии школьный учитель А. Лихтварк (1852-1914гг.). Впервые введя понятие «музейные диалоги», Лихтварк стал основоположником музейно-педагогической методики, цель которой – развить умение творчески воспринимать произведение искусства через понимание замысла художника. Музейная педагогика изучает историю и особенности культурно- образовательной деятельности, методы воздействия музея на различные категории посетителей, взаимодействие с другими педагогическими учреждениями. М. Ю. Юхневич предложил определять музейную педагогику как научную дисциплину, находящуюся на стыке музееведения, педагогики и педагогической психологии, которая занимается исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музеев, предметом которой являются образовательные аспекты музейной коммуникации. Б. А. Столяров определяет музейную педагогику как междисциплинарную область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, и построенную на его основе специфическую практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды. Объект музейной педагогики – это культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, способствующие развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями в условиях музейной среды. Посетитель музея рассматривается не как объект образовательного воздействия, а как участник диалога. Предмет музейной педагогики – исследование сущности, закономерностей и методов музейной коммуникации, способствующих развитию и становлению личности в ходе общения с культурными ценностями.
Центральным для этой отрасли педагогического знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации – осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение выявить в реальной жизни предметы музейного значения. Задачи музейной педагогики: 1. Приобщение к музею и музейной культуре с раннего возраста. Формирование потребности в общении с культурным наследием и ценностного отношения к нему. 2. Активизация творческих способностей личности и творческой деятельности в музее. Поиск новых форм общения с культурным наследием. 3. Создание многоступенчатой системы музейного образования (школа – музей – учреждения дополнительного образования - вуз).
Музейный педагог — специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс и обеспечивает на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений непосредственное общение зрителя с памятником в рамках заданной программы. Отметим, что роль музейного педагога очень выросла в ходе движения его функций от просветительства (приобщения), обеспечивающего накопление первоначальных и самых общих профильных музею знаний, к осуществлению многоуровневого образования музейными средствами, включающего формирование визуального мышления, эстетического восприятия, музейной культуры и творческих начал. Осуществляя музейно-педагогический процесс, музейный педагог, относясь к зрителям как к субъектам собственного развития, помогает им не только вычленить из информационного потока необходимые сведения, но и обеспечивает их усвоение, анализ и адаптацию в рамках определенной системы. Тем самым он прокладывает путь к впечатлению, пониманию и истолкованию музейного памятника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|