Становление партиципаторной политической культуры в Германии.
История развития политической системы Германии свидетельствует о существовании серьезных проблем с формированием демократической гражданской культуры. Во времена монархии жителям Германии приходилось выполнять роли подданных, а не граждан Поэтому важнейшим вопросом, вставшим перед ФРГ в первые годы ее существования, был: насколько политическая культура населения совместима с демократическими институтами политической системы? Важную роль в достижении успеха сыграла политика ресоциализации – целенаправленного формирования государством и иными институтами политической системы у граждан новых ценностей, норм и моделей поведения. Основными агентами данного процесса выступает система государственного образования и неформального образования взрослых, средства массовой информации, политические партии и организации, процесс политического участия. Вторым культурным вызовом, с которым столкнулись немцы в начале 90-х годов, стало объединение страны. Политика индоктринации, которую проводили коммунистические власти Восточной Германии, ставила своей целью формирование социалистической личности, коллективизма, социалистического патриотизма, убежденности в верности марксистско- ленинской идеологии. Проблема национальной идентичности всегда была актуальной для Германии. Общность истории, культуры, территории, языка здесь сложилась до возникновения национального государства. Идея единого народа “Volk” была притягательной для немцев, вне зависимости от их социального происхождения и политических симпатий. “Немецкая модель” формирования нации и национализма, как указывает швейцарский исследователь Урс Альтерматт, существенным образом отличалась от “французской”. Вначале здесь возникла стандартизированная культура, лишенная единого государства. Национальное движение, в силу этих причин, сделало акцент на особенностях и преимуществах своей культуры, а в политическом плане, стало не столько освободительным, сколько этатистским (государственническим), направленным на объединение всех представителей определенного этноса под крышей сильного и не обязательно демократического государства. Такая ситуация с формированием нации может приводить при определенных обстоятельствах к формированию этнокультурного национализма, который подчеркивает объективность существования нации, как естественноисторического явления. Делается акцент на ее культурные и этнические характеристики. Различия между этнической группой, или народом и нацией носят только количественный характер, по мнению представителей этого течения. “Нация” как бы возвращается к своей этимологической ассоциации с природой и местом рождения, определению корней во времени и ограничению сообщества в пространстве. В классическом прошлом понятие “natio” могло относиться и к клану, и к группе людей, имевшей общее происхождение. Теперь этим понятием обозначаются только наиболее важные и крупные виды культурных ассоциаций.
Неустойчивые политические системы прошлого не смогли удовлетворительно решить проблему формирования стабильного национального государства и в конце 40-х годов ФРГ столкнулась с ситуацией, которая существовала прежде: строительством политического сообщества в разделенной нации. Несмотря на успехи достигнутые на этом пути, экономический прогресс, развитая демократия, становлениегражданской политической культуры, травма третьего рейха и сороколетнего периода сосуществования двух Германий до сих пор оказывает влияние на политическую культуру ФРГ. Здесь значительно меньше людей, чем в других развитых странах, которые гордятся своей страной, ее национальными символами, отмечают национальные праздники. Проблема национальной идентичности еще острее стояла в Восточной Германии. Там коммунистические власти внушали населению, что только ГДР – это подлинное немецкое государство, ФРГ является наследницей третьего рейха. Социализация была насквозь пропитана идеологией. Социологические опросы молодежи уже в 1990 г. свидетельствовали, что для большинства молодых людей величайшим немецким политическим деятелем всех времемен и народов оставался Маркс. Массированная пропаганда дополнялась внушением страха. ГДР была подлинно полицийским государством. В архивах всемогущего ведомства государственной безопасности “штази” хранились досье на 6 млн. человек. Объединение государства, которое произошло 3 октября 1990 г., только открыло путь к подлинной национальной интеграции Германии. Переход к консолидированной демократии, который продолжается в Восточных землях ФРГ, осуществляется в условиях, когда большинство граждан страны разделяет общую симпатию к демократии, рынку, либеральным ценностям. В целом он проходит в более благоприятных условиях, чем те, которые существовали после II мировой войны. Но часто западные немцы и их восточные соседи вкладывают разный смысл в одни и те же понятия. Например, восточные немцы подчеркивают, прежде всего, роль экономического фактора, когда позитивно оценивают демократическую систему. Гражданам Германии с Запада и Востока свойственен разный стиль и образ жизни. В ФРГ даже появились особые термины для обозначения таких различий: “Ossis” и “Wessis”. Жители восточных земель опасаются, что им уготована участь людей второго сорта в их собственной стране.__ Восточные немцы больше, нежели западные высказываются за большее государственное вмешательство в экономику и социальные отношения.
Субкультурные различия в Германии связаны с устойчивыми региональными идентификациями и оказывают существенное влияние на политическое поведение. В бывшей ГДГ симпатиями электората пользуются более радикальные политики и партии левого и правого толка, нежели в старых землях ФРГ. Многие исследователи считают, что значительная часть из этих политико-культурных различий сохранится даже после выравнивания экономического уровня развития регионов. Важным индикатором политической культуры является отношение граждан к системе правления. На протяжении истории в сознании немцев сформировалось отношение к государству, как к святыне. Считалось, что прогресс, стабильность, порядок, благосостояние возможны только в случае подчинения индивидуальных интересов общим, воплощением которых выступает государство. Политическая власть абсолютна, она проистекает из государства, а не от граждан. Идеи правления большинства при уважении прав меньшинства, гражданских прав и свобод, плюрализма – это новация в политической культуре Германии. Чтобы сломать авторитарные убеждения и модели поведения, в ФРГ было многое сделано по стимулированию политического участия граждан, в том числе, и локального. Демократические институты продемонстрировали не только свою стабильность, но и возможности обеспечивать существенный экономический рост и улучшение благосостояния широких слоев населения. Большую роль, безусловно, сыграла и очень развитая система гражданского образования взрослых, работа фондов основных политических партий по передаче простым людям знаний о демократии. В послевоенной Германии политические кризисы разрешались без применения недемократических методов и навязывания воли победителей побежденным. К середине 60-х годов в ФРГ, в основном, завершился процесс формирования ценностного консенсуса граждан относительнодемократической политической системы. В 70-е годы немецкая демократия выдержала испытание на прочность в связи с эскалацией деятельности террористических группировок, а в 80-е годы – во время усиления акций протеста анархистов и радикальных экологических группировок. Эти проблемы были решены без применения чрезвычайных мер и массовых нарушений прав и свобод граждан. В 90-е годы в ФРГ, как и в ряде других развитых стран мира, наблюдалось снижение доверия к политическим институтам в связи с формированием новых ценностей постиндустриального общества и становления нового ценностного консенсуса. Известно, что ценности общества зависят от уровня социального и экономического развития нации. Удовлетворение материальных потребностей населения развитых стран Запада в течение длительного периода времени привело к изменению ценностных ориентаций. Многих людей там больше волнует не экономический рост и личное благосостояние, но сохранение окружающей среды, гендерное равенство, непосредственное участие в принятии решений.
Эти же ценности являются основными у так называемых новых политических движений: “зеленых”, альтернативного образа жизни, феминистического и т.п. За ними пока еще стоит меньшинство граждан, но новые движения формируют “вторую культуру”, вырастающую внутри “первой” официальной. Современная Германия – это одна из самых “зеленых” стран мира. Группы интересов в ФРГ. Группы интересов и их деятельность – это очень важная часть политического процесса в ФРГ. Они хорошо организованы и структурированы, а участие групп интересов в политической жизни является широко признанным и легитимным. Группы интересов имеют давние традиции и глубокие корни. Например, прообразами современных профсоюзов принято считать средневековые гильдии. Административное право ФРГ требует обязательных консультаций правительства с группами интересов перед принятием важных законов, а также предоставления им доступа к СМИ и т.п. меры. В 70-е годы утвердилась такая форма взаимоотношений государства и групп интересов, как проведение регулярных конференций с участием представителей профсоюзов, бизнеса и правительства для обсуждения вопросов цен, заработной платы, налогов и других экономических вопросов. Они получили название трехсторонних “согласованных действий ”. Сложившаяся в Германии система сотрудничества государства и групп интересов является разновидностью неокорпоративизма. Социальные интересы здесь организованы в рамках иерархических ассоциаций, которые непосредственно участвуют в политическом процессе. Политические решения являются результатом обсуждения и переговоров соответствующих групп интересов и правительства, которое затем их претворяет в жизнь. Правительство считает, что оно отвечает на требования общества, когда обращается к группам интересов. Рядовые члены групп интересов всецело зависят от своих ассоциаций. Преимуществом неокорпоратистской системы представительства интересов является повышение эффективности политического курса. Недостатки же этой системы связаны с формализацией демократического механизма и ослаблением общественного контроля за властью. Интересы бизнеса ФРГ представляются двумя крупнейшими национальными ассоциациями с пересекающимся членством: Федерацией немецкой промышленности (BDI), куда входит 39 организаций сферы индустрии и Конфедерацией ассоциаций немецких работодателей (BDA), объединяющей 64 организации крупных и средних нанимателей. В системе неокорпоративизма они выполняют разные роли. BDI непосредственно вовлечена в политический процесс через членство в консультативных комитетах и группах по планированию, а также в работу с законопроектами до их внесения в парламент. BDA представляет бизнес на переговорах с профсоюзами и правительством по вопросам экономической и социальной политики. Политически обе ассоциации в большей степени ориентируются на ХДС-ХСС. Интересы рабочего движения представляют профсоюзы, в которых объединено почти 50% всей рабочей силы. Основным профобъединением является Немецкая федерация профсоюзов (DGB). В нее входит 17 отдельных союзов, таких, как металлистов, строительных рабочих, химиков, почтовых служащих и т.п. Федерация объединяет 11 млн. человек со всей Германии. Ее политические симпатии находятся на стороне СДПГ. Немецкая федерация профсоюзов представляет интересы наемных работников на трехсторонних конференциях и лоббирует законопроекты в парламенте. Кроме того, она имеет возможность оказывать влияние на политику через связи с СДПГ (1/10 часть членов этой партии являются профсоюзными активистами).
Сотрудничество бизнеса и профсоюзов содействовало успеху “немецкого экономического чуда”. ФРГ потеряла меньше рабочего времени от забастовок, чем другие страны. Еще одним механизмом партнерства бизнеса и профсоюзов Германии является содетерминация. По федеральному закону 1951 г. на крупных предприятиях ½ совета директоровдолжна формироваться из наемных работников. В 1971 г. этот закон был модифицирован и распространен на ряд предприятий не охваченных содетерминацией. Когда внедрялась эта мера, то скептики говорили, что она погубит немецкую промышленность, но на деле данная форма партнерства оказалась весьма выгодной и предпринимателям и рабочим, и экономике. Давней немецкой традицией является сотрудничество между церковью и государством. Церковное финансирование осуществляется через специальный государственный налог, который составляет 1/10 часть подоходного налога. Любой гражданин вправе отказаться платить его, но такой шаг не приветствуется общественным мнением. Современное немецкое общество является достаточно секуляризированным: 10% жителей Западной Германии и 50% жителей Восточной Германии называют себя атеистами. Церкви страны участвуют в реализации целого ряда социальных программ, что они делают благодаря государственным субсидиям. Они активно привлекаются к политике в области социального обслуживания, образования и семейных отношений. Представители церковных организаций представлены в наблюдательных советах за государственными СМИ. Политические позиции церквей Германии отличаются. Католики отдают предпочтение консерваторам из ХДС-ХСС. Протестанты объединены в Ассоциацию региональных протестантских церквей, которая не столько поддерживает какую-либо партию, сколько лоббирует собственные интересы. В ГДР протестантская церковь была независимой от государства и стала основой для формирования ряда диссидентских групп и организаций. В 1989 г. в Лейпциге и Берлине воскресные службы зачастую превращались в митинги протеста. В последние годы быстрыми темпами идет процесс создания новых групп интересов, не связанных с бизнесом, трудом, религией или сельским хозяйством. Они фокусируют свое внимание на стиле и качестве жизни и получили название новых политических движений. Это, прежде всего, защитники окружающей среды. Обострение экологических проблем в 70-егоды привело к появлению антиядерных групп и местных экологических инициатив, которые быстро интегрировались в общенациональное движение зеленых. Различные инициативы, которые выступают с требованием внесения изменений в законодательство с целью предотвращения дискриминации женщин, а также группы самопомощи являются костяком современного женского движения. Существует также большое количество инициатив, которые выступают против потребительского общества и культуры, за альтернативный образ жизни и т.п. Общими чертами новых политических движений является то, что их объединяет защита нематериальных интересов (окружающая среда, права человека, мир во всем мире). Их представители являются, в основном, молодыми людьми, хорошо образованными выходцами из среднего класса. По структуре, эти группы являются д ецентрализованными при принятии решений, а по тактике действий – ориентированными на косвенный лоббизм (использование демонстраций, митингов, акций протеста, привлекающих внимание общественности). Первоочередными своими задачами в современной Германии новые политические движения считают принятие либерального закона об абортах и предотвращение экологической катастрофы на востоке страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|