Заучивание отрывков из произведений
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Чтение и письмо 1-8 классы (по 210ч в каждом классе)
Пояснительная записка Обучение грамоте умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоен6ию соответствующего звука. Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, различными таблицами. В средних классах глубоко отсталые дети читают короткие тексты из учебника вспомогательной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста Глубоко отсталых детей старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов. Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв. При обучению чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы. ПРОГРАММА I класс (210 час.) Добуквенный период 1. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. 2. Специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется на уроке учителем). Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи. 3. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха. Развитие звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание, и т. д.). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.); 3-4 звуков (там, мама и т. д.). Называние слов по предъявленным предметам, картинкам. Составление простых предложений из 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» - употребляются учителем. Учащиеся должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действие по предложенной картинке и вопросам учителя. 4. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующие словесное обозначение. выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
5. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно распологать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их,Ю рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.
Букварный период (I этап) Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчётливое произнесение их в изолированной позиции, а так же различие их в начале или конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Образование из усвоенных звуков и букв, слов (ах, уа, ах, ух), чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау, уа, ам, ум, ма, му, ах, ох, ух, ха, хо, ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их. Саставление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данного учителем. письмо под диктовку изученных букв, по возможности, отдельных слогов и слов.
II класс (210 час.) Быквурный период (II этап) Чтение
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г. Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности слитно. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, ма-ла), а так же предложений из двух слов (Ма-ша ма-ла).Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (кот, сом). Письмо Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Шш, Лл, ы, Рр, Нн, Кк, Ии, Пп, Тт, Вв, Жж, Бб, Гг. списывание с классной доски букваря, печатных карточек, прочитанных и разобранных слогов, слов, состоящих из двух слогов (аш, ом, су, шу, Ма-ма, шум). Списывание, по возможности, коротких предложений состоящих из двух слов с предварительным анализом.
Заучивание отрывков из произведений О. Высоцкая «Праздник Октября» А. Плещеев «Осенью» А. Барто «Наша Таня» С. Михалков «Ёлка» А. Блок «Зайчик» Е. Трутиева «На крылечко снежок падает не тает» И. Суриков «Зима» Е. Благинина «Флажок» З. Александрова «В школу»
III класс Букварный период Чтение Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: л, й, ь, е, я, ю, ё, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Подбор слов с заданными звуками и определение места его нахождения его в слове (в начале и конце слова). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (ла, ли, лук, люк) Выделение в словах звуков в начале, в середине и в конце слова. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, гор-ка, мо-ло-ко). Послоговое чтение предложений и коротких текстов из букваря. Письмо Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, Йй, Ьь, Ее, Яя, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ,ъ. Списывание с классной доски букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов. Составление из кассы слогов подписей из 2-3 слов под картинками. Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных двухсложных словах с опорой на наглядность. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Написание слуховых диктантов с предварительным звукобуквенным анализом.
Заучивание отрывков из произведений
А. Плещеев «Мать и дети» В. Лифшец «Марш октября» А. Плещеев «Сельская песня» С. Маршак «Майский праздник в Москве» Г. Ладонщиков «Улица поёт» Е. Благинина «Здравствуй праздник» В. Берестов «Песенка весенних минут» IV класс Письмо Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и-ш, о- а), пространственным расположением элементов (б-д). а так же трудные по начертанию (з-к).
Звуки и буквы
Соотнесение звука и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие.
Слово
слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стичением двух согласных, деление данных слов на слоги. практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает? Большая буква в именах людей и кличках животных. Предложение Построение простого предложения: 1) составление предложений по вопросу, картинке, на тему предложенную учителем (запись с помощью учителя); 2) списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками; 3) написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения; 4) упражнения в списывании рукописного и печатного текста. Чтение Повторение материала 3-го класса. Переход к чтению целыми словами. Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием букв разрезной азбуки, кассы слогов. Чтение слогов и слов со стечением согласных. Чтение коротких, сюжетно завершенных текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации. Элементы выборочного чтения. Нахождение в тексте слов с заданным звуком, заданного значения. Закрепление навыков правильного чтения с соблюдением пауз на точках. Упражнения в чтении рукописного материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|