Музыкально-ритмические движения
Согласовывать с музыкой следующие движения: бегать быстро, с относительно высоким подъемом ног, передавать игровые образы различного характера. Учить ускорять и замедлять движения, пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений. Самостоятельно начинать движение после вступления. Выполнять движения с предметами и без них (плавно и энергично). Учить по возможности передавать различные игровые образы.
Музыкальный материал для пения
«Осень» - муз. Чайковского, сл. Плещеева. «Маленький барабанщик» - нем. Революционная песня. «Гулял по Уралу Чанаев-герой» - русская народная песня. «Орленок» - муз. В, Белого, сл. Я. Шведова. «Котенок и щенок» - муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова. «Зимняя песенка» - муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой. «Хор нашего Яна» - эстонская народная песня. «В мороз» - муз. М. Красева, сл. А. барто. «Добрый мельник» - литовская народная песня. «Отважная песня» - муз. З. Компанейца, сл. Л. Кондрашенко. «Подарок маме» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «День рождения Ильича» - муз. С. Стемпеневского, сл. В. Викторова. «Кукушка» - муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. «Пастушка» - французская народная песня. «Часы Кремля» - муз. В. Герчик, сл. С. Вышеславцевой. «Петушок» - латышская народная песня. «Настоящий друг» - муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.
Слушание музыки
«Там вдали за рекой» (комсомольская песня). «Песня о Щорсе» - муз. М. Блантера, сл. М. Голодного. «Песня о Советской Армии – муз. А. В. Александрова, стихи О. Колычева. «Я – Земля» - муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовского. «Собирались в космос друг и дед» - муз. И. Дунаевского, сл. М. Матусовского. «День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. Б. Корнилова.
«Марш коммунистических бригад! – муз. А. Новикова, сл. В. Харитонова. «Марш энтузиастов» - муз. И.Дунаевского, сл.Б. Корнилова. «Камаринская» - муз. М. Глинки. «Во поле береза стояла» - муз. Чайковского (финал 4-й симфонии). Дубинушка» - русская народная песня. «Марш пионерской дружины» - муз. Н. Губарькова, сл. Г. Ходосова. «Песня о первом пионерском отряде» - муз. А. Долуханяна, сл. С. Рунге. «Мы верны пионерскому знамени» - муз. З. Левиной, сл. П. Градова.
Танцы и игры под музыку
«Стуколка» - муз. полька «Стуколка». «Звери и коза» - муз. В. Каменникова. «Тень-тень-потетень» «Поездка за город» - муз. В. Герчик «Поездка за город» «Рыбаки и рыбки» - муз. В. Герчик «Заводная лошадка» - муз. В. Герчик. «Пляска с предметами» - муз. А. Жилинского «Детская полька». «Экскурсия на птицеферму» - муз. Е. Тиличеевой. «Русский хоровод» - русская народная песня. «Возле речки, возле моста» - обработка Н. Метлова. «Снежинки» - муз. А. Верстовского «Вальс». «Отойди и подойди» - хоровод мелодия, обработка В. Герчик. «Смени пару» - украинская народная полька.
VII I класс (35 часов) Пение Совершенствовать и закреплять навыки певческого дыхания на более сложном песенном репертуаре. Уметь использовать знакомые песни с различными эмоциональными оттенками (бодро, торжественно, ласково, протяжно). Совершенствовать навык ясной и четкой артикуляции слов в песнях подвижного характера. Закреплять умение использовать песни самостоятельно от начала до конца.
Слушание музыки Расширять представление о музыке и музыкальных образах. По возможности высказываться о характере музыки. Знакомить с патриотическими песнями (узнавать по мелодии). Песня о В. И. Ленине. Песня о Родине. Песня о Советской Армии; песня о космосе. Тема мира и труда в песнях советских композиторов.
Музыкально – ритмические движения Научить учащихся выполнять следующие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах; пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений. Учить отмечать в движении несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами; выполнять хлопки в различном ритме, учить танцевальным движениям. Музыкальный материал для пения
«Осень» - муз. Парцхаладзе, сл. Л. Некрасовой. «И вновь продолжается бой» - муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова. «Вместе весело шагать» - муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. «Бьют барабаны» - муз. Л. Шварц, сл. Я. Акима. «По долинам и по взгорьям» - мелодия И. Атурова, сл. С. Алымова. «Новогодняя полька» - муз. Т. Попатенко, сл. Г. Ладонщикова. «Зимний праздник» - муз. М. Раухвергера, сл. Н. Саконской. «Елка» - муз. М. Раухвергера, сл. О. Высоцкой. «Есть у Тома дружный хор» - эстонская народная мелодия, сл. Н. Лаанепылда. «Бравые солдаты» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. «Дружат дети всей земли» - муз. Д. Львова-Комнанейца, сл. В. Викторова. «Соловейко» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко. «Ленин всегда с тобой» - муз. С. Туликова, сл. Л. Ошанина. «Посвящение» - муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. «День Победы» - муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова. «Сегодня мы дети – завтра советский народ» - муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
Слушание музыки
«В апреле родился Ленин» - муз. А. Александрова, сл. О. Высоцкой. «Песня о Ленине» - муз. А. Холмикова, сл. Ю. Каменецкого. «Ленина помнит земля» - муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина. «Нас много на шаре земном» - муз. А. Александрова. «Мир нужен всем» - муз. В. Мурадели. «Птичий дом» - муз. Д. Кабалевского. «Вальс» - муз. Д. Кабалевского. «Родина слышит» - муз. Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского. «С чего начинается Родина?» - муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского. «Баллада о солдате» - муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского. «Марш юных друзей Советской Армии» - муз. Т. Попатенко, сл. Э. Нелюбимой. «Песня мира» - муз. Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского. «Пройдут года» - муз. В. Захарова, сл. М. Исаковского. «Улетаем на луну» - муз. В. Витлина.
«Пограничники» - муз. В. Витлина.
Танцы и игры под музыку
«Бездомный заяц» - муз. английская народная песня. «Заданная поза» - (игра) муз. Л. Шварца. «Танец вокруг елки» - муз. В. Курочкина. «Цветные флажки» - муз. Ю. Чичкова. «Вертушки» - муз. Е. Туманян. «Ловишки» - хорватская народная мелодия. «Придумки» - муз. В. Свирского. «Салют» (танец) – муз. Т. Ломовой. «Школьный вальс» - муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высоцкой. «Плетень» - русская народная мелодия. «Голубчик» - муз. В Герчик, слова народные. «С чем будем играть?» - муз. Л. Шульгина. «Покажи ладошки» - латвийская народная полька.
Рисование Кл. по 70 ч. Кл. по 35 ч. Пояснительная записка
Рисование – один из предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекции их познавательной деятельности. Занятия по рисованию способствуют развитию у детей чувства формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе. Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.
П о д г о т о в и т е л ь н ы е з а н я т и я
В ходе них дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш, лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры. Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся. На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами (шаблонами). Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи, фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т. д. Здесь важным момен6том является индивидуальный показ учителем приёмов раскрашивания. Большое внимание в работе с глубоко умственно отсталыми детьми следует уделять упражнениям, направленным на различение цветов. Очень важно научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
Д е к о р а т и в н о е р и с о в а н и е
На уроках декоративного рисования дети под руководством учителя составляют простейшие узоры в полосе, круге, квадрате и т.д. учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определённом порядке. Причём вначале детей учат составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических фигур, а затем из растительных форм. На младших годах обучения при составлении узоров в полосе из геометрических форм или растительных, деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.
Р и с о в а н и е с н а т у р ы
Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объекта. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет. Учащиеся тренируются в проведении горизонтальных, вертикальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов, относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов. С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности анализировать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного вида постройки.
Р и с о в а н и е н а т е м ы
В уроки рисования на темы входит изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи. Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает: что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные отношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приёмы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчёт о проделанном. На уроках тематического рисования дети рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, даты календаря, различные детские сказки. Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими предметами, и в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.
Класс (70 часов) Подготовительные упражнения
Выявление навыков рисования. Развитие умения правильно держать карандаш. Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте. Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый). Развивать умение проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам. Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурки, ветки). Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам. Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура. Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.
Декоративное рисование.
Содействовать выработки у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развивать умение применять трафареты (шаблоны); учить различать и называть цвета: черный, белый, синий, красный, зеленый, желтый.
Примерные задания
Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание. Рисование узора в квадрате (квадрат - по трафарету). Рисование геометрического орнамента по трафаретам. Рисование узора в полосе из треугольников. Рисование круга по трафарету. Рисование узора в полосе из кругов (круги – по трафарету).
Рисование с натуры
Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Примерные задания
Рисование и раскрашивание осеннего листа (дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам). Рисование по точкам и раскрашивание моркови. Рисование домика (высокого, низкого) по трафаретам и опорным точкам. Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием флажка, елки. Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр. Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их.
Рисование на темы
Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов (наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий); отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальным предметом; правильно подбирать цвета.
Примерные задания
Рисование на темы: «Ярко светит солнышко», «Новогодняя елка», «Праздник 1 мая», «Салют». Рисование по замыслу «Что бывает круглое» Рисование на темы: «Цветы растут на полянке», «Разноцветные флажки» (большие и маленькие).
II класс Декоративное рисование
Продолжать вырабатывать у детей умение проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии (вначале на листе бумаги в клеточку); развивать умение рисовать с помощью трафарета узора в квадрате путем деления квадрата по осевым линиям – диагоналям; учить различать плоскостные геометрические фигуры по цвету и форме: раскрашивать рисунок, используя основные цвета и не выходя за контур.
Примерные задания
Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов. Рисование с помощью трафарета узора в полосе из геометрических фигур, опираясь на образец. Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец. Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листочков (на осевых линиях – диагоналях). Рисование узора для косынки треугольной формы разной величины, разного цвета. Рисование узора в круге («расписная тарелка», шар). Самостоятельное составление узора с использованием трафаретов.
Рисование с натуры
Учить детей по возможности правильно располагать изображение на бумаге; различать и называть формы квадратных, круглых и треугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона квадратную, круглую и треугольную форму предметов; по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов; аккуратно раскрашивать рисунок.
Примерные задания
Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические фигуры (тарелка, платок, часы, косынка). Рисование с натуры овощей, фруктов с применением трафарета и без них (яблоко, лук, репа, морковь, огурец). Рисование предметов, состоящих из ряда геометрических фигур, с использованием нескольких цветов (бусы, домик, скворечник, снежная баба). Рисование с натуры весенних цветов (мать – мачеха, одуванчик). Рисование по опорным точкам и образцу пройденных букв и цифр.
Рисование на темы
Работать над обогащением зрительных представлений учащихся; учить их передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; изображать по представлению округлую форму частей предмета.
Примерные задания
Рисование на тему «Времена года». Рисование тематических картинок к датам Красного календаря. Иллюстрирование сказок «Колобок», «Три медведя» (чашки различной формы, ложки).
III класс Декоративное рисование
Продолжать учить детей проводить от руки прямые линии. Рисовать геометрические фигуры и составлять из них различные узоры; чередовать цвета в узоре; рисовать по обводке, с помощью трафаретов, шаблонов и самостоятельно растительные узоры, правильно используя цвета.
Примерные задания
Рисование геометрического узора по образцу, по обводке. Самостоятельное составление и рисование геометрического узора. Рисование геометрического орнамента в квадрате (деление по диагоналям), треугольнике. Обводка растительного узора в полосе с самостоятельным раскрашиванием. Составление и закрашивание растительного узора в полосе с помощью трафаретов. Самостоятельное рисование растительного узора в полосе (елка, гриб, снежинка, снеговик). Рисование растительного узора в круге (салфетка). Рисование узора из цветов и листочков.
Рисование с натуры
Продолжать учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги. Различать и называть формы квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных предметов; передавать в рисунке с помощью шаблона и самостоятельно квадратную, круглую, треугольную и прямоугольную форму отдельных предметов; уметь по возможности соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов, используя слова «посередине», «слева», «справа»; аккуратно раскрашивать рисунок, соблюдая контур; подбирать цвета, соответствующие натуре.
Примерные задания
Рисование с помощью шаблона листьев дуба, березы, тополя. Рисование овощей, фруктов, ягод, грибов. Рисование предметов прямоугольной формы (портфель). Рисование цветов (ромашка, колокольчик). Рисование новогодних игрушек (бусы, флажки, шары). Рисование моделей несложных конструкций (два кубика и призма). Рисование игрушек (барабан). Рисование по образцу пройденных цифр и букв.
Рисование на темы
Продолжать обогащать представления учащихся об окружающей действительности. Учить их воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов (рядом, около, вверху, внизу).
Примерные задания
Рисование на темы: «Осенний лес», «Новогодняя елка», «Деревья весной». Иллюстрирование сказки «Репка». Тематическое рисование к датам Красного календаря (Открытка к 8 Марта, «Мой дом, моя школа к празднику 1 Мая).
IV класс Декоративное рисование
Учить детей рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, по возможности определить структуру узора.
Примерные задания
Самостоятельное рисование декоративных узоров. Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади. Рисование растительного узора в полосе по образцу. Составление растительного узора из двух фигурок – трафаретов в полосе. Самостоятельное рисование растительного узора в полосе. Рисование узора в квадрате по образцу и самостоятельно (платок, скатерть, салфетка). Составление узора из линий различной конфигурации и цвета. Составление и рисование узора в квадрате, раскрашенного на заданных линиях. Рисование узора в круге (люстра).
Рисование с натуры
Продолжать учить учащихся различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; по возможности развивать умение определять последовательность выполнения рисунка.
Примерные задания
Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом (одноэтажный, многоэтажный), автобус. Рисование елки с игрушками. Рисование листьев березы и ивы. Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба. Рисование гирлянды новогодних игрушек (шары). Рисование овощей и фруктов различной формы. Рисование снеговика. Рисование цыпленка. Рисование башенки из элементов строительного материала.
Рисование на темы
Развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться по возможности располагать их в определенном порядке; учить передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.
Примерные задания
Рисование на темы: «Ракета в космосе», «Деревья весной», «Моя улица». Иллюстрирование сказки «Гуси – лебеди». Рисование на темы, связанные с празднованием дат Красного календаря.
V класс Декоративное рисование
Учить детей строить узоры в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать по возможности узор симметрично; подбирать соответствующие цвета.
Примерные задания
Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях – диагоналях). Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате (шкатулка). Составление узора в полосе (шарф, шапочка).
Трудовое обучение (картонажное дело) Кл-210ч Кл-385ч Кл-490ч Кл-560ч Кл-630ч Пояснительная записка Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей-олигофренов координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие. Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей. Для работы необходимо иметь бумагу разных сортов: тонкую и толстую, проклеенную и не проклеенную, белую и цветную. Картон тоже должен быть нескольких сортов. Детям сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Учитель предлагает найти в классе предметы, сделанные из бумаги и картона. Объясняет, что бумага и картон бывают разных сортов, демонстрирует коллекцию образцов бумаги и картона. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде. Рассказ о свойствах бумогии картона должен сопровождаться наглядным показом этих свойств. Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия. Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилкой, ножом, ножницами, щёткой или кистью для намазывания клеем, шаблонами).Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся. На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети-имбецилы учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие. В процессе трудового обучения глубоко умственно отсталые дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда. Обучение картонажному делу должно быть построено таким образом, чтобы учащиеся могли выполнять работу как бригадным способом, так и самостоятельно от начала, до конца.
Программа IV класс (210 часов) Вводное занятие Беседа о труде и профессиях. Знакомство учащихся с особенностями уроков труда. Распределение учащихся по рабочим местам. Правила поведения в учебной мастерской. Назначение бригадиров, санитара, составление списка дежурных по мастерской и объяснение их обязанностей. Техника безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроке труда. Бумага. Элементарные представления о свойствах бумаги. Виды бумаги: писчая, газетная, рисовальная, оберточная.. внешние признаки и свойства бумаги: белая, цветная, тонкая, толстая, плотная, глянцевая, матовая; бумага размокает, сгибается, мнется, разрывается, разрезается, прокалывается, склеивается, впитывает влагу. Сравнение учащимися свойств бумаги различных видов. Составление учащимися коллекции бумаги различных видов (3-4 вида). Изделия из бумаги и их использование. Работа с бумагой. Сгибание листа бумаги пополам путем складывания двух противоположных углов и проглаживания рукой. Сгибание листа бумаги вчетверо. Сгибание нескольких листов бумаги сразу. Сгибание листа по обеим диагоналям и нахождение середины. Сгибание листа в треугольник, посредством отгиба углов и сгиба по диагоналям. Складывание листа бумаги с угла на угол по средней линии. Отрывание кусочков бумаги составление простой мозаики (яблоко, гриб, елочка и т. д.). Разрывание бумаги по сгибу и по намеченным линиям. Изготовление из прямоугольного листа бумаги квадратного путем сгибания по диагоналям и обрывания излишка. Сгибание квадратного листа конвертиком. Отгиб кромки листа по намеченным линиям с одной, двух, трех, четырех сторон. Знакомство с ножницами. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами – режущая, левая рука – подающая. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Упражнения в произвольном резании бумаги, по намеченной линии и по следу сгиба листа. Изделия из бумаги Изготовление аппликаций из готовых изделий, складывание из бумаги простейших предметов (вертушки, голубя и т. д.). Изготовление по шаблону коробочки и тетради на скрепку, гирлянд, сборных пакетов для семян, корзиночки, флажков. Контрольная работа за год. V класс (385часов) Вводное занятие Распределение учащихся по рабочим местам. Правила поведения учащихся в учебной мастерской. Назначение бригадиров, санитара. Составление списка дежурных по мастерской и объяснение их обязанностей. Повторение правил содержания рабочего места. Элементы техники безопасности. Повторение. Материалы, применяемые в картонажном деле. Бумага разных видов (внешний вид, свойства и назначение). Приемы фальцовки. Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, по диагонали с проглаживанием рукой. Разрывание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 2, 3, 4, 6, 8 частей. Отгиб кромки с одной, двух, трех, четырех сторон листа бумаги. Сгибание листа гармошкой. Инструменты: ножницы, гладилка, шаблон, мерочка. Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги ножницами по намеченным линиям (по следу сгиба) на полоски широкие, узкие, долевые, поперечные. Резание белой и цветной полос бумаги на квадраты, треугольники, прямоугольники. Вырезание картинок из журналов и газет. Упражнения в резании по прямым и кривым линиям, скругление углов прямоугольников, квадратов на глаз. Симметричное вырезывание из кругов и овалов, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов по нарисованному контуру. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочек. Изделия из бумаги Дидактический материал по арифметике. Вертушка. Ознакомление с образцами вертушки. Материалы, необходимые для изготовления вертушки. Повторение порядка предварительного планирования трудовых действий по образцу. Изготовление. Елочная гирлянда из полос цветной бумаги (цепочка). Ознакомление с образцами изделий. Разметка бумаги по шаблону и работа с ножницами. Сборка гирлянды. Гирлянда «змейка». Ознакомление с образцами изделий. Резание полосы бумаги по длине попеременно с обеих сторон, не дорезая до края. Флажки из цветной бумаги, закладки для книг, веера, шапочки-гармошки, конверты для писем. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка листов бумаги по заданному размеру. Разметка по шаблону. Вырезывание ножницами, фальцовка. Часовой циферблат. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка листа бумаги по шаблону (круг). Вырезывание ножницами. Коврик из цветных полосок бумаги. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка листов и цветных полосок бумаги. Плетение коврика Контрольная работа за год. V Iкласс (490 часов) Вводное занятие Распределение учащихся по рабочим местам. Правила поведения в мастерской и содержания рабочего места. Назначение бригадиров, санитара, составление списка дежурных по мастерской и объяснение их обязанностей. Повторение. Материалы, применяемые в картонажном деле. Бумага разного вида и цвета. Внешний вид, свойства, назначение. Приемы фальцовки. Сгибание листа по намеченным линиям. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Резание листа бумаги ножницами. Полоски широкие, узкие, долевые, поперечные. Клеящие составы: крахмал, декстрин, казеиновый клей. Практическая работа каждого учащегося по приготовлению клея. Правила безопасной работы с клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Хранение клейстера. Приемы пользования кистью. Работа с образцами геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Разметка по шаблону. Вырезывание ножницами, наклеивание на бумагу. Составление орнаментов из геометрических фигур (прямоугольников, квадратов, треугольников по образцам, чередующихся по форме и цвету). Изготовление по образцам орнамента в квадрате. Разметка бумаги по шаблону и вырезывание криволинейных контуров, волнистой линии, круга. Изготовление счетного материала в форме полосы из квадратов, кругов, прямоугольников, треугольников. Наклеивание на бумагу. Аппликация. Выполнение аппликации из 2-3 цветов. Подарочные открытки на тему «Праздник Октября», «С Новым годом». Составление сюжетной композиции по сказке «Колобок», изготовление игрушек «Неваляшка», «Лодочка», «Пирамидка» и т. д. Изделия из бумаги Салфетка с вырезным узором. Ознакомление с образцами. Разметка бумаги, вырезывание ножницами (произвольно). Снежинка. Ознакомление с образцами. Заготовка листов бумаги, разметка по шаблону, вырезывание ножницами. Цепочки (гирлянды) из колец бумаги. Разметка бумаги по шаблону и работа с ножницами. Склеивание колец, сборка их в гирлянду. Коробки. Изготовление простых четырехугольных открытых коробок из бумаги по выкройке без оклейки, на скрепку и клей. Ознакомление с образцами. Крой коробки. Разметка, надсечка углов, фальцовка, складывание коробки на скрепку и путем склеивания. Клеевые пакеты для семян, кармашки для библиотечных книг. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка листов бумаги по заданному размеру. Разметка по шаблону. Вырезывание ножницами. Фальцовка. Намазывание клеем, склеивание. Экскурсия на картонажную фабрику. Контрольная работа за год.
V I I класс (560 часов) Вводное занятие Распределение учащихся по рабочим местам. Правила поведения в мастерской и содержания рабочего места. Техника безопасности. Назначение бригадиров, санитара, составление списка дежурных по мастерской, объяснение их обязанностей. Повторение. Материалы, применяемые в картонажном деле. Бумага разных видов. Внешний вид, свойства и назначение. Клей разных видов, его практическое приготовление и хранение. Картон. Изготовление, внешние признаки и назначение картона. Составление учащимися коллекции картона разного вида и разного качества: белый (древесный), желтый (соломенный), серый (макулатурный), желто-бурый (тряпичный). Сравнение свойств бумаги и картона (прочность, толщина, гибкость, ломкость, отношение к влаге). Инструменты, применяемые для работы с картоном и их назначение. Работа с картоном. Разметка картона по шаблонам. Фальцовка картона по рискам, по линиям разметки, по надрезу; резание тонкого картона ножницами по рискам, оклеивание картона цветной бумагой с обеих сторон. Наклеивание полосок бумаги на картон с полями и без полей. Аппликация. Вырезывание из бумаги и наклеивание на картон. Составление сюжетных композиций и геометрического орнамента. Изготовление дидактических материалов для обучения счету (цифры 1-10). Изготовление из картона плоских елочных украшений в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных с раскрашиванием. Арифметическое лото и домино. Объемные изделия из картона Изготовление простейших сборных и клеевых коробок. Разметка по шаблону и линейке развертки коробки. Приемы сгибания картона и склеивание по стыкам. Правила оклеивания бумагой объемных изделий. Сборная коробка, приемы изготовления. Ознакомление с образцами. Крой коробки для низка и крышки коробки. Разметка и торцовка. Фальцовка сторон, поправка под плинтуса. Практическая работа. Коробка открытая и коробка в нахлобуку (четырехугольная). Ознакомление с образцами. Крой коробки для низка и крышки. Разметка и торцовка. Нарезывание бумаги для склейки низа и крышки коробки с загибом во внутрь и на дно. Нарезывание бумаги для верхушки и поддона. Наклейка верхушки и поддона. Изготовление прямоугольной коробки по заданному размеру. Оклейка низка и крышки коробки бумагой с загибом во внутрь и на дно. Наклейка верхушки на крышку. Изготовление пакетов различной величины с разделением труда и без разделения труда. Распределение работы в бригаде мз 2-4-х человек, соблюдение требований аккуратности в работе с клеем. Сравнение работы с разделением труда и без разделения труда при заготовке и монтаже деталей изделий. Изготовление библиотечных кармашков и пакетов для семян. Коллективное оформление общешкольной выставки детских изделий, изготовленных на уроках труда. Производительный труд Элементарные понятия о профиле картонажника. Привитие навыков производительного труда. Работа в мастерской. Правила поведения. Техника безопасности. Правила личной гигиены учащихся. Изготовление пакетов различной величины с раскладкой «лесенкой» для намазывания клеем и роспуском. Счет и бандеролирование пакетов в пачки. Изготовление простейших коробок. Объемные изделия из картона (сборные и клеевые). Сборная коробка. Ознакомление с образцами. Объяснение последовательности операций изготовления. Клеевая коробка. Ознакомление с образцами. Разметка по шаблону развертки коробки. Фальцовка. Склеивание коробки двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полоски бумаги (работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем). Упаковка готовых коробок (практический счет). Экскурсия <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|