Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речевые и психические отклонения




Нарушения речи — при очаговом поражении головного мозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельности правого и левого полушария отмечаются разнообразные расстройства формирования речи.

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и прежде всего фонетическое произношение звуков — звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрослыми.

Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах. Лексика у детей с ДЦП увеличивается медленно, не соответствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, восприятие формы и объема тела. В связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грамматический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление грамматических средств.

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП:

- дизартрия — нарушение произношения звуков из-за патологической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС;

- алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, так и сенсорная);

- дислексия, дисграфия — нарушения письменной речи вследствие дисфункции речевых зон;

- неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вследствие нарушения речедвигательной функции;

- анартрия — отсутствие речи.

Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с церебральными параличами преобладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нарушена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль за дыханием затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и параличами мышц языка, губ, мягкого неба, гортани. При этом голос ребенка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.

Психические нарушения при ДЦП обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигательной активности, социальных контактов, а также условиями воспитания. Познание окружающей действительности с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную систему может оказать психологическая обстановка в семье, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность. Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде расстройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности.

Нарушения познавательной деятельности проявляются в отсутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлительности, низкой умственной работоспособности и концентрации внимания, снижении памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представления, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме нарушены вербальное мышление, память, внимание.Психические нарушения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в легкой и умеренной степени.

Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще всего в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигательной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью.

Особенности личности — нередко отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В своих поступках дети в основном руководствуются эмоциями удовольствия, они эгоцентричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия недостаточны. Больные эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности. Наблюдается дисгармония развития личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и социальной адаптацией. На тяжесть психических нарушений влияют тяжесть и характер двигательных нарушений.

 

Двигательные нарушения.

Нарушения функции мышц.

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами.

Существует условное деление мышц на тонические, обеспечивающие поддержание поз, и фазические, осуществляющие динамические движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом входящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двуглавая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для этих движений характерны проявления значительной силы, высокая скорость расслабления и быстрая утомляемость. Мышцы, включающие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжительное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длительное время без утомления, скорость расслабления более низкая.

Большинство мышц участвует как в статических, так и в динамических движениях. Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжением и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами. Мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие чего движения неловкие, несоразмерные, неполные по объему.

Повышение тонуса большой грудной мышцы вызывает сведение плеч; повышение тонуса верхней порции трапециевидной мышцы вызывает поднятие надплечий. Напряжение двуглавой мышцы плеча вызывает сгибание в плечевом и локтевом суставах, повышение тонуса круглого и квадратного пронаторов приводит к пронационной установке предплечья. Напряжение подвздошно-поясничной мышцы дает сгибательную установку туловища и бедра, а икроножной и камбаловидной мышц — сгибательную установку голени (эквинус). Ослабление средней и задней порций дельтовидной мышцы ограничивает отведение и разгибание плеча, слабость разгибателей спины в грудном отделе позвоночника ведет к нарушению осанки, чаще в виде кифоза и кифосколиоза. Ослабление мышц брюшного пресса может вызывать выпячивание живота, грыжи белой линии живота, пупочные или паховые грыжи.

Отрицательно для формирования движений в верхних конечностях сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как нет опоры рук на лопатки, лопатки смещаются вверх и наружу, становятся «крыловидными». Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная походка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону.

Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вызывает продольное и поперечное плоскостопие, плоско-вальгусную деформацию стоп. При этом опора на переднюю часть стопы значительно нарушает устойчивость ходьбы — передний толчок отсутствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц постепенно формируются различные деформации и контрактуры, появляются ортопедические нарушения. Наиболее частые — кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп и др.

У детей с церебральным параличом степень нарушения мышечного тонуса зависит от влияния тонических рефлексов. По мере созревания тех или иных структур мозга и под воздействием лечебных мероприятий мышечный тонус может изменяться. Кроме нарушения мышечного тонуса характерны патологические синергии — включение различных мышц в одно движение или позу. При повышении тонуса одних мышц повышается тонус других мышц, включающихся в патологическую синергию, и в конечном итоге формируются порочные позы и установки. Так, например, в результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) при сгибании головы повышается тонус большой грудной мышцы. Это, в свою очередь, формирует порочные установки как в верхних, так и в нижних конечностях. К двум-трем годам у ребенка уже формируются стойкие патологические синергии и порочные позы.

При гиперкинетической форме ДЦП появляются непроизвольные насильственные движения — гиперкинезы. Они исчезают во сне и в покое, но усиливаются при физическом или эмоциональном напряжении, попытке выполнить движение, утомлении. Гиперкинезы могут появляться в мышцах конечностей, туловища, языка, шеи, лица.

При ДЦП вследствие мышечного дисбаланса формируются типичные порочные позы. Так, например, при гемипаретической форме ДЦП большая опора происходит на пораженную ногу с акцентом на носок. При этом ограничено разгибание стопы, туловище запрокинуто назад, а таз смещен вперед и в сторону пораженной ноги. С этой же стороны ослаблены ягодичные мышцы и мышцы брюшного пресса. В результате формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости или сколиоз.

При спастической диплегии, двойной гемиплегии ребенок стоит с согнутыми в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах ногами. Эквинусная установка стоп приводит к изменению положения туловища и головы — они наклоняются вперед.Если туловище остается прямым, тогда компенсаторно происходит сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах, — это снижает центр тяжести и условия равновесия улучшаются. Таким образом, изменение в положении одной части тела приводит к изменению, приспособлению в другой. Все эти изменения проявляют большое разнообразие и индивидуальность при различных формах ДЦП.

 

Лекция № 2. Двигательная реабилитация детей с ДЦП

План:

1. Задачи лечебной физической культуры, формы занятий.

2. Методические принципы физической реабилитации.

 

1. Задачи лечебной физической культуры, формы занятий

Основным средством двигательной реабилитации является ЛФК. ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий ЛФК от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3—4 года) — 15 мин, со средней (4—5 лет) — 20 мин, со старшей (5—6 лет) - 25 мин, с подготовительной (6—7 лет) — 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально.

В дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида имеются специализированные группы детей с церебральной патологией.

Занятия ЛФК могут проводиться также в лечебных учреждениях или реабилитационных центрах различными курсами, включая комплексное лечение. Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных детских садах и школах имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Недостаток методических материалов вынуждает руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, или разрабатывать собственные программы, при этом специалисту необходимо хорошо ориентироваться в медицинских аспектах патологии. Учителю физкультуры и руководителю по физическому

воспитанию необходимо знать методы и принципы последовательности формирования двигательных навыков ребенка с ДЦП. При тренировке двигательных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. В первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.

Задачи:

1. Нормализация произвольных движений в суставах верхних и

нижних конечностей.

2.Нормализация дыхательной функции;ормирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп.

3.Коррекция сенсорных расстройств.

4.Коррекция координационных нарушений (мелкой моторики

кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве).

5.Оренировка мышечно - суставного чувства.

6.Профилактика и коррекция контрактур.

7.Активизация психических процессов и познавательной деятельности.

8.Нормализация дыхательной функции.

9.Коррекция осанки.

10.Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей.

11.Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук.

12.Коррекция сенсорных расстройств.

13.Профилактика и коррекция контрактур.

14.Активизация психических процессов и познавательной деятельности.

 

2.Методические принципы физической реабилитации

1. Раннее начало. Для благоприятного прогноза считается необходимым начинать реабилитацию детей с перинатальными нарушениями центральной нервной системы до одного года жизни, лучше – с рождения. Первыми нарушения в развитии ребѐнка замечают участковый педиатр, невролог, а также сами родители. Обращение за лечением после 1 года жизни считается поздним, что значительно ухудшает прогноз. Напротив, своевременно начатое лечение нередко вызывает регресс патологических симптомов и предотвращает формирование стойких двигательных нарушений у ребѐнка.

2. Комплексность. Учитывая сложность и многокомпонентность дефекта при ДЦП, в коррекционной работе должны принимать участие различные специалисты: врачи, ортопеды, инструкторы ЛФК, массажисты, мануальные терапевты, остеопаты, логопеды, психологи, педагоги-дефектологи, эрготерапевты, социальные работники, а также другие специалисты (например, инструкторы по плаванию, райт-терапии, преподаватели музыки и т.д.).

3. Работа в команде. Идеально, когда с больным ребѐнком работает команда специалистов, которые являются единомышленниками, в полном объѐме понимают проблемы ребѐнка и совместно намечают пути преодоления этих проблем. Работа в команде позволяет лучше планировать и дозировать коррекционные мероприятия.

4. Семья ребѐнка как член команды. Успешность реабилитации ребѐнка с ДЦП во многом зависит от родителей: их грамотности, понимания ситуации, настойчивости в выполнении рекомендаций специалистов, степени самоотдачи и любви к своему больному ребѐнку. К сожалению, если специалистам не удаѐтся достичь доверия и взаимопонимания с родителями, сделать их своими единомышленниками, реабилитация может стать неполноценной, хаотичной и не приведѐт к ожидаемым результатам.

5. Адекватность коррекционных мероприятий особенностям ребѐнка. Имеется в виду индивидуальный подход к каждому ребѐнку, так как двух одинаковых детей с диагнозом «ДЦП» не бывает. При планировании коррекционной работы следует идти «от ребѐнка», его возможностей. Для каждого ребѐнка команда специалистов составляет 22 «Индивидуальную программу реабилитации» сроком на 1 год. Через год программа уточняется, расширяется, изменяется. Уважение ребѐнка как личности, независимо от тяжести дефекта, должно проходить красной нитью через всю коррекционную работу.

6. Регулярность. Коррекционные упражнения должны многократно повторяться в течение дня, с целью нормализации тонуса мышц, выработки новых движений и навыков, так называемого «проторения» - формирования новых ассоциативных связей в центральной нервной системе больных ДЦП.

7. Непрерывность. Коррекция двигательных и речевых нарушений при ДЦП продолжается весь период роста и развития ребѐнка! Конечно, иногда надо дать ребѐнку отдохнуть, устроить летние каникулы, исключив занятия со специалистами. Но и во время этих каникул необходимо делать укладки, специальные физические упражнения, по возможности принимать водные процедуры (например, поехать на море), закаливать ребѐнка, расширять его представления об окружающем мире.

8. Формирование мотивации, интереса у ребѐнка. Наличие мотивации, интереса и потребности в деятельности определяют дальнейшую социализацию больного ДЦП. Реабилитацию надо сделать, по возможности, активной: выяснять, чего хочет сам ребѐнок, побуждать его к сознательной целенаправленной деятельности. Развитию мотивации и самоопределению ребѐнка как личности способствует пребывание в детских коллективах, как образовательных, так и санаторно-курортных учреждений.

9. Формирование навыков самообслуживания. С самого начала коррекционной работы при ДЦП специалисты должны исследовать возможности ребѐнка, прививать ему желание делать самому всѐ возможное (а иногда, с общепринятой точки зрения, и невозможное) для самообслуживания и помощи окружающим. Родителей приучают стимулировать в детях самостоятельность. Многие семьи больных детей грешат гиперопекой, стремятся выполнять за ребѐнкавсѐ, не учитывая при этом, что свою жизнь ребѐнок должен прожить сам. И от приобретѐнных в детские годы умений и навыков зависит качество всей дальнейшей жизни ребѐнка.

Лекция № 3. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП

Лечебная гимнастика

Первый год жизни — самый ответственный в развитии ребенка. За это время он овладевает обширной программой движений: примерно к 1,5—2 месяцам умеет удерживать голову; к 3—4 — поворачиваться со спины на бок, а потом и на живот; к 4—6 — присаживаться при поддержке за ручки; к 7—9 месяцам — вставать у опоры на колени, а затем, держась за опору, и на ноги. К 9—12 месяцам— стоять, делать первые шаги и, упав, подыматься.
Но у малыша, страдающего перинатальной энцефалопатией, детским церебральным параличом (ДЦП), развитие моторных навыков нарушено, самостоятельно он ничему этому не научится. И его будущее во многом зависит от родителей, от того, насколько энергично и настойчиво возьмутся они за выполнение советов и назначений врача. Поэтому, как только установлен диагноз ДЦП, а это нередко удается сделать уже в 3—4 месяца, надо начинать действовать!

Для таких занятий вам понадобятся стол с мягким покрытием, валики, подушечки разных размеров, резиновые и пластмассовые звуковые игрушки, надувное бревно, надувной мяч. Будет очень хорошо, если перед столом вы закрепите большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть в нем себя и окружающих.
Во время занятий лечебной гимнастикой постоянно говорите с ребенком, подбадривая и поощряя его. Старайтесь, чтобы он поворачивал голову к зеркалу, следил за перемещением звуковых игрушек. Наблюдайте за его поведением и реакцией на предлагаемые упражнения. Если он резко протестует, кричит, плачет, прекратите занятие, успокойте малыша и потом попробуйте начать все снова.


УПРАЖНЕНИЯ НА СТОЛЕ.

Исходное положение (и. п.) — ребенок лежит на спине. Одной рукой наклоните его голову на грудь, другой
прижмите к груди его колени и несколько раз покачайте его вправо-влево.

И. п.— то же. Удерживая за голени ноги ребенка, одновременно и поочередно сгибайте и разгибайте их;
затем, положив голени на свои ладони, старайтесь расслабить их легким потряхиванием.

И. п.— то же. Правой рукой держа левую голень ребенка, а левой рукой — правую, одновременно или же поочередно слегка потряхивайте его ноги, стараясь расслабить их. После этого, удерживая правую ногу прямой, а левую сгибая, поверните ребенка направо до полного поворота на живот. То же самое — в другую сторону.

И. п.— ребенок лежит на животе. Подложите под его грудь мягкий валик, подушку так, чтобы его руки были свободны. Поддерживая ноги ребенка под колени и легко потряхивая, расслабьте их; побуждайте его ползти, поочередно сгибая то правую, то левую ногу и подставляя под стопу ребенка свою руку для опоры (фото 1).

 

НА НАДУВНОМ БРЕВНЕ

И. п.— ребенок лежит животом поперек бревна. Удерживая ладонями его бедра или голени и равномерно нажимая на обе ноги или усиливая давление то на одну, то на другую ногу, плавно прокатывайте его вперед и назад. При этом ребенок поочередно переставляет руки, опираясь о стол, или же стремится прогнуться.

И. п.— то же. Поддерживая ребенка руками под грудь, слегка приподымайте и опускайте его с таким расчетом, чтобы он успевал поставить руки на стол.

И. п.— то же. Удерживая ребенка за голени снизу, расслабьте их уже известным вам приемом потряхивания.
Сгибая правую ногу и отведя колено вправо, а левую удерживая прямой, плавно поверните ребенка сначала направо и, постепенно продолжая движение по часовой стрелке, на спину и снова на живот. То же— в другую сторону (фото 2).

И. п.— то же. Постепенно перекатывайте бревно назад до края стола, пока ноги и тело ребенка не будут
свободно свисать (при этом удерживайте его рукой в области лопаток), и вперед — до тех пор, пока он не сможет опереться руками о стол.

И. п.— то же. Поддерживая ребенка одной рукой в области спины, другой мягко и ритмично надавливая
в разных местах на бревно, создавайте его колебания. (При этом ребенок принимает разные положения — приподымается, поворачивает голову, поднимает руки).

И. п.— ребенок стоит на коленях лицом к бревну, руками опираясь о бревно. Побудите его одновременно
или поочередно барабанить руками по бревну, наклонять голову и поворачивать ее в разных направлениях, прослеживая за движением игрушек;

перелезать через бревно;

подняв руки, упасть вперед с опорой руками за бревном;

сесть на пятки и встать на колени, подняв руки.

7. И. п.— ребенок сидит на бревне верхом (фото 3). Руками удерживая его за колени и фиксируя стопы таким образом, чтобы он не мог подниматься на носки, побуждайте вставать и делать пружинистые приседания;

 

Ортопедические укладки

Ортопедические мероприятия являются важной частью комплексного лечения церебральных параличей у детей раннего возраста. Они помогают сохранить правильное физиологическое взаимоотношение головы, туловища и конечностей (лечение положением).

Ортопедический режим следует соблюдать с первых дней жизни ребенка, пока еще не сформировались порочные позы, контрактуры, деформации. Ребенок привыкает к режиму и хорошо его переносит. Поэтому больному с церебральным параличом, который еще не ходит, следует в течение дня придавать различные физиологические положения, в зависимости от возраста: выкладывать на живот, удерживать в вертикальном положении, сажать, ставить в специальные приспособления. Придаваемая ребенку поза не должна нарушать общего состояния и вызывать болезненные ощущения.

К ортопедическим средствам, с помощью которых можно придать части тела физиологическое положение, относятся шины, шинки-штанишки, лонгеты, туторы, воротники, валики. Ортопедические укладки не должны растягивать мышцы, сдавливать конечность, нарушать кровообращение.

Шины и лонгеты накладывают после лечебной гимнастики и массажа, когда методисту удалось добиться максимального расслабления мышц. Укладки необходимо чередовать с лечебной гимнастикой, массажем и активной деятельностью ребенка. Длительность пребывания ребенка в специальных укладках определяется индивидуально и зависит от тяжести поражения, а также от того, как ребенок переносит эту процедуру.

Лучше, чтобы периоды пребывания ребенка в шинах и лонгетах были короткими, но в течение дня повторялись несколько раз. Это создает более благоприятные условия для развития активных движений. За ортопедическим режимом должны следить персонал и мать. Мать необходимо обучить применению ортопедических приспособлений. Уже с периода новорожденности голове, туловищу и конечностям ребенка придают физиологическое положение. Голову следует располагать по средней линии слегка согнутой, чтобы ребенок не запрокидывал ее назад, во избежание активизации тонической рефлекторной активности. Голову фиксируют валиками с двух сторон.

Если голова долихоцефалической формы, ее необходимо укладывать в специально сшитый круг («бублик»). В противном случае ребенок будет лежать на боку с запрокинутой назад головой. При ярко выраженных тонических рефлексах, когда валики не удерживают голову по средней линии, ее можно фиксировать обручем с мягкой пружинящей подкладкой, к которому по бокам (в теменно-височных областях) крепится дуга, соединенная со спинкой кровати.

Соединение обруча с дугой может быть подвижным и неподвижным. В таком приспособлении голову фиксируют 3—4 раза в день по 30—40 мин, затем укладывают между валиками. У детей 2—3 лет для удержания головы по средней линии можно пользоваться таким же обручем, который крепится зажимами к специальному штативу, идущему от спинки специального стула. При постоянном повороте головы в сторону, как это имеет место при травматической или спастической кривошее, для удержания ее в правильном положении используют воротник Шанца.

Хороший контроль головы у детей с церебральным параличом способствует нормализации мышечного тонуса и торможению патологической постуральной активности. Для обеспечения физиологического положения конечностей применяют специальные укладки и лонгеты. Лонгеты для кистей и стоп делают из картона, гипса, плексиглаза, поливика и обшивают мягким материалом. Указанные приспособления накладывают на 40—60 мин, а затем делают массаж и лечебнуюгимнастнку. Для устранения приведения в плечевых суставах между туловищем и плечом вкладывается мягкий валик.

Прокладка между бедрами должна быть мягкой, чтобы не было перерастяжения аддукторов. Родителям рекомендуют носить детей в специальных приспособлениях с отведенными в наружной ротации бедрами. Когда ребенок начинает сидеть, посередине стульчика между бедрами делают специальную распорку, чтобы ноги находились в состоянии отведения.

У детей 2— 3 лет с приводящими контрактурами можно пользоваться специальной распоркой. Для удержания стоп в физиологическом положении применяют лонгеты, которые надевают на носки. Их закрепляют бинтами и оставляют на 40—60 мин. Лечение положением начинают с первых дней жизни даже когда из-за тяжести состояния и плохих кожных покровов лечебная гимнастика и массаж еще противопоказаны.

 

Технические приспособления и тренажерные устройства

Тренажерные устройства условно разделяются на три группы:

а – для активных упражнений,

б - для пассивных движений,

в - для механических операций.

Специальное оборудование и инвентарь играют важную роль в организации физической реабилитации детей с ДЦП. Особенно существенными являются приспособления при обучении стоянию и ходьбе, а также для улучшения ручных действий. Для эффективности физической реабилитации применяют различное оборудование: 1. Оборудование и инвентарь, используемый в групповых и индивидуальных занятиях для выполнения различных упражнений; 2. Приспособления и тренажеры для улучшения ручных действий и приспособления для ног; 3. Механотерапия для разработки длительного и локального воздействия на отдельный орган; 4. Приспособления и тренажерные устройства при обучении сидению, стоянию и ходьбе; 5.Тренажеры для выполнения корригирующей гимнастики.

К первой группе оборудования относятся укороченная гимнастическая стенка или “станок” из параллельных шестов, куда крепятся разные приспособления в виде блоков, подвесных велосипедов, подвесного щита для опоры ног, наклонные плоскости, а также специальный стул для поддержания и отведения нижних конечностей.

Ко второй группе приспособлений для улучшения ручных действий относятся различные игрушки, приспособления, дающие возможность фиксировать пальцы, кисть, предплечье, а также различные приспособления для ног.

К третьей группе относятся упражнения на механотерапевтических аппаратах, для ускорения процесса восстановления нарушенной двигательной функции, где требуется интенсивные локальные воздействия на развитие подвижности в суставах конечностей и увеличения силы мышц. Характер движений, выполняемых на этих аппаратах, определяется анатомическими особенностями того или иного сустава.

К четвертой группе относятся приспособления при обучении сидению. Для этого рекомендуют специальный стул с фиксацией больного, с подставкой для ног, с накладным столиком. Для тренировки равновесия и равномерной опоры применяют различные специальные приспособления, например, "Качалка" и др. Для коррекции осанки и укрепления мышечного корсета в занятиях с детьми ДЦП применяют маятниковый тренажер Юлина. Кроме того, тренажер применяется для профилактики и лечения таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, плоскостопие, плексит, бронхит, энурез и др. Тренажер состоит из оснований-опор и шарнирно смонтированной между ними на горизонтальной оси с насечками рамы, с фазами, по одну сторону оси - верхняя рукоятка хвата (перекладина) и нижняя рукоятка хвата, по другую - средняя рукоятка хвата. Все ручки хвата связаны с горизонтальной осью через шарнирные четырехзвенники, все грузы связаны между собой грузовой планкой, на оси установлен фрикционный тормоз, на верхней перекладине. Ручки хвата связаны с горизонтальной осью через шарнирные четырехзвенники, все грузы связаны между собой грузовой планкой, на оси установлен фрикционный тормоз, на верхней перекладине смонтированы поручни для хвата. На тренажере выполняется более 200 различных физических упражнений. Благодаря универсальности на тренажере можно не только выполнять упражнения различной сложности.

Лечебный массаж

Лечебный массаж (по классической методике) детям с ДЦП в процессе реабилитации проводится курсами – по 15-20 процедур, с перерывами в 1 месяц.

Задачи массажа:

способствовать расслаблению гипертонуса мышц, седативное действие на гиперкинезы отдельных групп мышц;

стимулирование, тонизирование функции паретичных мышц;

снижение вегетативных и трофических расстройств;

улучшение общего состояния ребенка и улучшение работоспособности мышц.

Методика массажа. При проведении классического массажа для расслабления мышц применяют такие приемы, как поглаживание, сотрясение, валяние, легкая вибрация лабильная. С целью стимуляции отдельных групп мышц используют глубокое непрерывистое и прерывистое поглаживание пальцами, гребнями, растирание с отягощением, гребнеобразное, поколачивание, щипцеобразное разминание, штрихование, строгание. При проведении сегментарного массажа применяются все приемы паравертебрального воздействия. План массажа строится по общему варианту воздействия: спина, воротниковая зона, окололопаточная область, верхние конечности, нижние конечности. Массаж рук и ног начинают с вышележащих областей, т.е. плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, стопа. Точечный массаж проводится для расслабления мышц и стимуляции активного движения. Воздействие производится на точки, расположенные на груди, спине, верхних и нижних конечностях.


Физиотерапия
К применяемым физиотерапевтическим методам относят: бальнеолечение, теплолечение, грязевые аппликации, электрофорез лекарственных ве­ществ, электростимуляция мышц и нервов, электросон, магнитотерапия, лечение ультразвуком и др. При выборе лечения учитывается возраст, состояние ребёнка и наличие сопутствующих заболеваний. Дозировку увеличивают постепенно.

Для улучшения крово- и лимфообращения в головном мозге, для рассасывания продуктов распада и воспаления, предупреждения развития рубцово-атрофического процесса в нервной ткани, а также для регуляции тонуса мышц рекомендуется применять гальванизацию, электрофорез воротниковой зоны, аппликации грязи, парафина.

Для снижения тонуса мышц и стимуляции двигательной активности ребенка используется импульсная терапия. Применение импульсных токов противопоказано при частых эпилептических припадках (более 3-4 в месяц) и при резко выраженных и распространённых контрактурах.

С момента диагностики заболевания необходимо проводить теп­лые пресные ванны, способствующие расслаблению спастически со­кращенных мышц. С 2-летнего возраста можно применять гидрокинезотерапию. Детям со спастическими формами ДЦП показан прием хвойных и валериановых ванн. Можно сочетать водные процедуры с грязевыми. Их назначают в ви­де аппликаций на шейно-воротниковую зону. Лечебную грязь накла­дывают и на пораженные конечности. С 3-летного возраста весьма эффективным средством лечения спастических форм ДЦП яв­ляется использование радоновых, сульфидных, хлоридных натриевых вод. В качестве тепловых процедур назначаются также аппликации озокерита или парафина. Большое значение имеют климатолечение; талассотерапия (лечебное применение морских купаний в сочетании с морским климатом).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...