Изменения в психической сфере
Старение организма сопровождается изменениями как биологических, так и психических структур. Характер инволюционных процессов психики чрезвычайно сложен и зависит от индивидуальных особенностей человека, от его предрасположенности к тем или иным заболеваниям, от образа жизни, личностных характеристик. Изменение психического функционирования в связи с возрастом может проявляться избирательно и в различные возрастные периоды. Так, сравнительно рано начинает ослабевать воображение - его яркость, образность. Со временем ухудшается подвижность психических процессов. Ослабевает память, снижается возможность быстрого переключения внимания, наблюдаются значительные трудности с развитием абстрактного мышления, а также в усвоении и восстановлении информации. В отличие от других психических процессов интеллектуальные способности у большинства пожилых людей сохраняются довольно долго, но могут утрачивать свою яркость, ассоциации становятся более бедными, снижается качество и обобщение понятий. В профилактике снижения интеллекта большую роль играет постоянная умственная нагрузка, положительно влияющая на активность мозга в целом. Эмоциональные проявления с возрастом также видоизменяются. Развивается эмоциональная неустойчивость, усиливается тревожность, появляется неуверенность в себе, может наступить духовный упадок, обусловленный обеднением эмоциональной жизни человека. Возникает склонность к акцентированию внимания на негативных переживаниях. Появляется тревожно-депрессивная окраска настроения. Возраст, который обычно считается началом возникновения психических нарушений, связанных с инволюцией, составляет 50-60 лет.
Именно в этот период человек выходит на пенсию, что сопряжено, с одной стороны, с изменением социального статуса индивида, а с другой - с наступлением гормонально-физиологических процессов в организме (климакс). И то и другое негативно отражается на психике человека и приводит к сильнейшему стрессу. На протяжении всего индивидуального пути человек привыкает жить планами, близкими и отдаленными целями, которые ориентированы на интересы своей семьи, детей, карьеру. В пожилом же возрасте меняется привычный стиль жизни, круг общения, даже распорядок дня переходит к более самоориентированному образу жизни. В этот кризисный момент могут проявляться многие негативные стороны личности человека, отмечается обострение личностных черт. Ранее настойчивые и энергичные люди становятся упрямыми, суетливыми, назойливыми. Недоверчивые - подозрительными. В прошлом расчетливые и бережливые - скупыми. У людей с художественными чертами характера заостряются черты истерического поведения (Безденежная Т.И., 2004). Этот период жизни схож с подростковым: вновь возникают вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней собственной личности, значимости своего бытия. Но этот кризис в пожилом возрасте более эмоционален и трагичен. Подросток осмысливает жизненную перспективу, в пожилом же возрасте такой анализ связан с итоговой оценкой себя и своей прошедшей деятельности. Возраст, болезни, несоответствие устоявшихся взглядов требованиям времени, чувство одиночества и ненужности усиливают у пожилых людей тоскливое и серое мироощущение. Причем женщины, но имеющимся сведениям, в отличие от мужчин пессимистичнее смотрят на жизнь и так называемое социальное умирание у них наступает раньше. К сожалению, не всегда процесс старения происходит в соответствии с закономерными правилами увядания. Нередко старость сопровождается тяжелыми психическими заболеваниями, такими как болезнь Пика - развитие прогрессирующей амнезии и тотального слабоумия, болезнь Альцгеймера — полная потеря памяти и атрофия головного мозга. Кроме того, могут развиваться: старческое (сенильное) слабоумие, бредовые и галлюцинаторные состояния, болезнь Паркинсона (ее основные неврологические проявления - дрожание, мышечная ригидность, т.е. ограниченность движений). Различные соматические заболевания также вызывают нарушения психики у пожилого человека. Например, клиническая картина психических расстройств при ишемической болезни сосудов сердца и инфарктах миокарда характеризуется раздражительностью, колебаниями настроения, навязчивыми мыслями о болезни, повышенной тревожностью, ипохондрическими явлениями, которые бывают особенно стойкими и выраженными.
В целом же на пожилой возраст нельзя смотреть как на необратимое биологическое состояние неминуемой дряхлости. Существуют и положительные стороны этого жизненного этапа. Исследования отечественных и зарубежных исследователей свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения к старости. Многое зависит от самого человека, от его активности и жизненной позиции. Накопление жизненной мудрости, базирующейся на опыте, умеренности, рассудительности, бесстрастном взгляде на события и проблемы, обладает неоспоримым преимуществом перед молодостью. В то же время в старшем возрасте все еще есть возможность воспользоваться плодами своего труда в целях самопознания, самосовершенствования и добиться профессионального и творческого успеха. При желании третий возраст может стать самым плодотворным периодом жизни человека.
Лекция № 3. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях адаптивной физической культурой лиц пожилого возраста. План:
1. Ведущую рольв процессе занятий физическими упражнениями в группах здоровья с пожилыми людьми приобретает контроль физического состояния занимающихся, включает в себя, как минимум: состояние здоровья, телосложение, уровень физической подготовленности (Зациорский В.М., 1979). Контроль можно подразделить на врачебный контроль и самоконтроль. Сущность контролясоставляет оценка состояния адаптации мероприятий, в том числе и физических упражнений, усиливает биологические механизмы адаптации к окружающим условиям. Воздействие их ведет к перестройке сложившихся в организме функциональных отношений между различными органами и системами.
С этих позиций врачебный контроль и самоконтроль физического состояния организма необходимы каждому человеку, заботящемуся о своем здоровье.Для этого можно использовать как сложные инструментальные методы исследования: электрокардиографию, фонокардиографию, лабораторные исследования и др., так и простейшие: анамнез, визуальное наблюдение, различные функциональные пробы (Штанге, Генча, проба Мартине, проба с 20 приседаниями, ортостатическая и клиностатическая пробы, проба Ромберга, пальце-носовая проба, коленно-пяточная проба и др.), методы антропометрии, планография, гониометрия, динамометрия и др. Кроме того, применяются нетрадиционные методы самоконтроля и самодиагностики, основанные на восточной рефлексотерапии: 1) Диагностика энергетического состояния каналов (по китайской системе меридианов) по реакции на тепловую пробу по методу А. Акабане; 2) Диагностика энергетического состояния каналов по биологически активным точка – МО-пунктам («точкам тревоги»), расположенным на передней поверхности грудной клетки и брюшной стенке.
2. Самоконтроль служит важным дополнением к врачебному контролю. Его данные могут оказать большую помощь преподавателю в регулировании тренировочной нагрузки. Преподаватель должен прививать занимающимся навыки регулярного самоконтроля, разъяснять его значение и необходимость для укрепления здоровья. Самым эффективным методом самоконтроля является ведение дневника самоконтроля. В дневнике заносятся показатели двух видов: текущие (характеристики повседневного состояния организма), т.е. такие, которые изменяются быстро, и этапные, изменяющиеся в течении длительного времени (например, месяца или нескольких месяцев). Те и другие складываются из учета субъективных и объективных показателей, т.е. из простых и общедоступных приемов самонаблюдения, а также показателей врачебного контроля и педагогического контроля.
Текущий контроль При заполнении таблицы показателей текущего контроля достаточно их отмечать любым знаком (крестиком, кружком, и т.п.) в столбце за тот или иной день месяца. Лишь показатели объективного контроля отмечаются цифрами. Субъективные показатели самоконтроля основаны на личных ощущениях, на умении их понимать и расшифровывать. К ним относятся: самочувствие, активность, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения, респираторные заболевания и обострения хронических заболеваний. Самочувствие – отражает состояние и деятельность всего организма и, в первую очередь, нервной и сердечно-сосудистой систем. Его отличительные признаки: слабость, вялость, головокружение, сердцебиение, различные болевые ощущения, недомогания, а также ощущение бодрости, энергичность, наличие или отсутствие интереса к занятиям. Самочувствие может быть хорошим, удовлетворительным и плохим. Активность – если занятия физическими упражнениями построены правильно, то после них появляется чувство повышенной активности. Если наблюдается обратный результат, это указывает на то, что нагрузка на занятии была завышенной, соответственно, активность снижается. Ее можно оценивать как пониженную, обычную, повышенную. Настроение – характеризует психическое состояние человека. Оно бывает: хорошим – если человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии; неудовлетворительным – растерянность, подавленность и т.д. Сон, а точнее, его субъективная оценка, также отражает состояние организма. Важно отмечать длительность ночного сна, время засыпания, пробуждения, бессонницу, сновидения. Нормальным считается сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, дающий утром чувство бодрости и отдыха. Если сон нарушается, появляется вялость, раздражительность, усиленное сердцебиение, необходимо срочно снизить нагрузку и посоветоваться с врачом. Кроме того, необходимо отмечать характер сна. Аппетит – очень тонкий показатель состояния здоровья. В целом это чувство правильно отражает потребность организма в продуктах питания для восстановления истраченных ресурсов. Но эта закономерность проявляется только в том случае, если физическая нагрузка оптимальна. За пределами оптимума нагрузки чувство аппетита дает «сбой». Например, если нагрузка мала, то аппетит может возрасти, не соответствуя реальной потребности. При повышенной нагрузке аппетит может снизиться из-за начавшегося переутомления. В дневнике можно характеризовать аппетит как нормальный, пониженный или повышенный.
Болевые ощущения – головные боли, боли в позвоночнике, в мышцах, в ногах, боли в области сердца, при каких упражнениях появляются боли, их сила, длительность – всё это информация о функциональном состоянии организма. На нее следует обратить внимание и анализировать. Такой анализ дает возможность отследить, в первую очередь, адекватность нагрузки при занятиях физическими упражнениями, а так же начало того или иного заболевания. Респираторные заболевания, обострения хронических заболеваний. Отмечается количество больничных дней, возникающие осложнения, сезонные обострения хронических заболеваний и т.д.
3. Объективные показатели текущего контроля основаны на анализе показателей, выраженных цифровыми значениями, и включают: регистрацию пульса (ЧСС), артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД) и др. Наблюдения за ЧСС. Это наиболее доступный показатель деятельности сердечно-сосудистой системы. Подсчитывается число ударов за 10 секунд и получаемая величина умножается на 6, чтобы получить минутный показатель. В норме в пожилом возрасте ЧСС в покое (по Бальсевичу В.К., 1986) колеблется в пределах 60-70 уд./мин. У нетренированных людей в начале занятий физическими упражнениями пульс не должен учащаться более чем на 30 уд./мин по сравнению с частотой пульса в состоянии покоя. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100-120 уд./мин. Во время занятий физическими упражнениями сердце должно работать с определённой частотой, но не с максимальной нагрузкой, обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерывных упражнений. Максимальную частоту сердечных сокращений для людей пожилого возраста во время занятий следует определять по формуле: ЧСС=190 - возраст (лет).
Частый пульс (тахикардия) – 100-120 уд./мин – нередко наблюдается у людей с повышенной нервной возбудимостью, при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях, а также после больших физических нагрузок. Медленный пульс (брадикардия) – 54-60 уд./мин – наблюдается, как правило, у тренированных людей. Особенно важную роль играет ритм сердечных сокращений. В норме удары сердца следуют через одинаковые промежутки времени. Если подсчитать пульс по 10-секундным отрезкам за минуту и количество ударов будет одинаковым или с разницей в один удар от предыдущего, значит, ритм сердечных сокращений нормальный. Если разница больше, то такой пульс аритмичен и необходимо обратиться к врачу. ЧСС подсчитывается утром в покое, до занятий и после них. Через 3-4 месяца регулярных занятий пульс в покое становится реже на 6-10 уд./мин. Это объективный показатель определённого нарушения здоровья. Наблюдение за АД. Регистрация АД особенно необходима женщинам с повышенным давлением (или явлениями гипертензии). С возрастом, как правило, отмечается повышение уровня систолического АД. Диагностическое давление с возрастом изменяется мало. Средними цифрами АД (по Мотылянской Р.Е., Ерусалимскому Л.А., 1980) в возрасте 50-59 лет принято считать – 144/89, в 60 лет и старше – 149/89 мм рт.ст., но в преклонном возрасте люди, имеющие проблему повышенного АД, сами знают свою «норму». Можно определить нормальную величину АД по формулам: АД систолическое = 102 + 0,7 * возраст + 0,15 * масса тела; АД диастолическое = 78 + 0,17 * возраст +0,1 * масса тела. Особо следует подчеркнуть, что часто у пожилых людей наблюдается систолическая (или атеросклеротическая) артериальная гипертензия, которая протекает почти бессимптомно. Большинство специалистов связывают ее с атеросклерозом крупных сосудов, в первую очередь, аорты, а также с нарушениями функций барорецепторов, заложенных в ее дуге. Это необходимо учитывать при планировании нагрузки. Наблюдение за ЧД. Деятельности сердца тесно связана с работой лёгких, определяемой по частоте дыхания, наличию одышки, кашля и т.д. Частота дыхания зависит от возраста, состояния здоровья, уровня тренированности, величины нагрузки. ЧД удобно подсчитать положив руку на грудную клетку. Количество вдохов-выдохов считают в течение 30 с и умножают на 2. У взрослого человека в покое этот показатель равен 14-18 дыханий в минуту.
Этапный контроль Показатели этапного контроля (за каждый месяц или несколько месяцев) заполняются цифрами. В него можно включать различные показатели физического состояния человека. Важное требование к изменению показателей – соблюдение требований стандартности этих изменений: пробы желательно проводить в одно и то же время, в одних и тех же условиях. Этапный контроль может включать: 1) Наблюдение за уровнем физического развития (весом тела, состоянием осанки и стоп и др.); 2) Наблюдение за уровнем функционального состояния (проба с 10 приседаниями, проба с одышкой, пробы с задержкой дыхания и др.); 3) Наблюдение за уровнем развития двигательных качеств (общая гибкость, ловкость, сила, выносливость и др.); 4) Комплексную оценку уровня физического состояния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|