Обоснование производственной мощности
Наиболее распространенным методом экономического обоснования мощности является анализ критической точки. Этот метод успешно применяется для обоснования выбора вариантов инженерных решений и организационно-технических мероприятий как при проектировании, так и планировании производственных процессов. Анализ критической точки предназначен для обоснования мощности путем отбора и идентификации объема выпуска с наименьшими общими затратами. Целью анализа является нахождение точки (в денежных единицах или единицах продукции), в которой затраты равны доходу; эта точка является критической точкой (точкой безубыточности). Анализ критической точки требует оценки постоянных затрат, переменных затрат и дохода. Постоянные затраты— это затраты, которы&существуют, даже если ничего не производится. Переменные затраты — это затраты, которые варьируются с изменением объема производства. Главная компонента в переменных затратах — это затраты труда или материалов. Важным элементом анализа критической точки является функция дохода (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Базовая критическая точка Когда функция дохода пересекает линию общих затрат, это и есть критическая точка, от которой область прибыли лежит вправо, а область убытков - влево. Затраты и доход показаны как прямые линии; они представлены линейно возрастающими, т. е. находящимися в прямой зависимости от количества произведенных единиц товара. Но на практике ни постоянные, ни переменные затраты (и функция дохода) не будут прямыми линиями. Например, постоянные затраты изменяются в зависимости от стоимости оборудования или используемой производственной площади; затраты труда изменяются при сверхурочных работах или при изменении квалификации наемных рабочих; функция дохода может измениться при действии таких факторов, как скидки в зависимости от объема, и т. д.
Формулы для анализа критической точки ВЕР (в денежных единицах или единицах продукции): где TR — общий доход; ТС — общие затраты; BEP(x) — критическая точка в единицах продукции; ВЕР($) — критическая точка в денежных единицах (д. е.); Р — цена единицы продукции; х— количество произведенных единиц; F — постоянные затраты; V — переменные затраты на единицу продукции.
Когда общий доход эквивалентен общим затратам, получаем: Или Решая относительно х, имеем: Прибыль составит: Используя эти соотношения, можно непосредственно определить критическую точку и прибыль. Критическая точка может также показывать, например, область наибольшей прибыли. Имеется возможность из ряда альтернативных вариантов выбрать процесс с наименьшими затратами и наибольшим значением прибыли, как показано на рис. 7.2. Такой график обычно называют картой пересечений. Различные процессы могут быть представлены различными значениями затрат; из различных выпусков только один будет иметь наименьшие затраты. Рис. 7.2. Карты пересечений
Для однопродуктового случая критическая точка в денежных единицах рассчитывается следующим образом: Критическая точка в единицах продукции определяется как
Пример 7.3. Анализ критической точки (однопродуктовый случай) Фирма имеет постоянные затраты $10 000 в данном периоде, затраты на заработную плату составляют $ 1,5 и на материалы - $0,75 на единицу продукции. Продажная цена равна $4 за единицу. Критическая точка в денежных единицах рассчитывается следующим образом: Критическая точка в единицах продукции равна: Отметим, что в данном примере должны использоваться общие переменные затраты (т. е. затраты на заработную плату и материалы).
Анализ критической точки для однопродуктового случая не является типичным для фирм с вариантами предлагаемых товаров. Каждый вариант может иметь различную продажную цену и переменные затраты. Модифицируем исходное уравнение, отразив соотношение продаж для разных товаров путем оценки вклада каждого товара пропорциональноего продажам (многопродуктовый случай): где V— переменные затраты на единицу продукции; Р — цена за единицу; F— постоянные затраты; W— процент каждого товара в общем объеме продаж в денежных единицах; i — индекс товара.
Пример 7.4. Анализ критической точки (многопродуктовый случай) Цены на продукцию компании приведены в табл. 7.4. Постоянные затраты составляют $3500 в месяц. Таблица 7.4
По вариантам предложения проведем анализ критической точки также, как и в однопродуктовом случае, используя затем вес каждого товара пропорционально их доле в общем объеме продаж (табл. 7.5). Например, объем продаж для изделий I составляет $20 650, т. е. 34,0% от общего объема продаж $60 665. Следовательно, вклад для изделий 1 устанавливается с весом 0,340; их взвешенный вклад составляет 0,340 х 0,58 = 0,197. Используя этот подход для каждого товара, находим, что общий взвешенный вклад составляет 0,622 на каждый доллар продаж, и критическая точка в долларах равна $67 524: Это означает, что общий ежедневный объем продаж (52 недели по 6 дней в каждой) составляет $67 524/ 312 дней = $216,42.
Таблица 7.5
Читайте также: II. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|