Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия размещения




 

Глава 8

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Выбор размещения

 

Проблема размещения, преследуя цель найти наиболее экономичный вариант управления материальным потоком, связывает производителей и потребителей наилучшим с точки зрения экономических показателей образом. В данной главе рассматриваются особенности проблемы размещения и подхода к ее решению в сфере производства и сервиса, соответствующие стратегии управления, методы оценки значений переменных, используемых при анализе размещения, и методики, облегчающие поиск наиболее эффективного варианта размещения. Выбирая свое местоположение, компания совершает долговременные затраты и обеспечивает длительный доход как результат деятельности на выбранном месте. Поэтому размещение влияет и на распределение (на схему распределительной сети). Построение распределительной системы начинается с размещения производства, а далее рассматриваются места размещения производственных складов, складов оптовой торговли относительно сети магазинов розничной торговли, выбирается система доставки, т. е. определяется транспортная сеть и решается целый ряд других вопросов в рамках распределительной логистики.

Размещение. Выбирая местоположение своих объектов, компания принимает решение о значительных капитальных вложениях с достаточно продолжительным сроком окупаемости, обеспечивая возможность устойчивого получения дохода в течение длительного времени в результате деятельности на выбранном месте. Размещение является критическим условием для величины постоянных и переменных затрат как для производственных, так и сервисных фирм. В зависимости от изготавливаемого продукта и типа производства или вида сервиса, транспортные затраты на доставку товара к местам реализации могут достигать 25% цены реализации. Эта '/4 часть дохода фирмы может оказаться как раз необходимой, чтобы покрыть расходы на фрахт на доставку сырья, необходимого для производства продукта. Другими затратами, на величину которых влияет размещение подразделений и филиалов фирмы, являются налоги, заработная плата и затраты на материалы. Выбор размещения может изменять затраты на производство и распределение, увеличивая или уменьшая их до 10% от величины общих затрат. Понижение затрат производства в результате нахождения оптимального местоположения может оказаться более простым решением, чем снижение производственных затрат на те же 10% за счет совершенствования системы управления фирмой.

Однажды осуществленные фирмой затраты, определяемые спецификой местоположения, дают долговременный эффект и снизить их трудно. Например, если новое размещение завода предполагается в регионе с высокой стоимостью энергоресурсов, то даже управление, основанное на самой передовой стратегии использования энергоресурсов, не получит стартового преимущества. Справедливо это и для самой передовой стратегии использования трудовых ресурсов, если наемный труд в избранном для производства регионе характеризуется высокой стоимостью (оплатой), слабой профессиональной подготовленностью или низкой трудовой дисциплиной. Отсюда следует, что работа по поиску оптимального размещения объектов фирмы может рассматриваться как важное направление инвестирования, требующее тщательного экономического обоснования в рамках выбора соответствующей стратегии.

Выбор стратегии, нацеленной на поиск и реализацию наиболее эффективного варианта размещения, во многом зависит от того, что собой представляет фирма и ее объекты, требующие размещения. Анализ размещения предприятий производственной фирмы фокусируется на минимизации общих затрат производства и распределения. Предприятия розничной торговли и сервиса акцентируют внимание на максимизации валового дохода (выручки). Анализ размещения складов фокусируется на поиске приемлемой комбинации транспортно-складских затрат и скорости поставки товара потребителю. Таким образом, объектом стратегии размещения является величина прибыли как результат удачного размещения структурных объектов фирмы.

Особенности подхода к размещению. Множество факторов влияют на решения о размещении в тех или иных регионах (странах): производительность труда, международный обмен, изменения в экономике, безработица, профсоюзы, зонирование по экономическим районам, экология, налоги и др. Необходим объективный анализ этих факторов, который должен базироваться главным образом на анализе затрат.

Производительность труда. Часто при принятии решения о размещении производства первым встает вопрос: размещать в своей стране или за рубежом. В таких случаях может оказаться не достаточным сравнение размеров оплаты труда по альтернативным вариантам размещения. Поскольку и производительность труда различается по странам и регионам, нужно проводить анализ оплаты труда по вариантам размещения с учетом производительности труда. Например, фирма, выплачивающая $12 при производстве 1,25 единицы товара в час, тратит на труд меньше, чем фирма, которая выплачивает $10 при производстве одной единицы товара в час:

 

Стоимость труда (заработная плата за час)

----------------------------------------------—--------------------- -= Затраты на единицу

Производительность (единиц в час)

Случай 1: $12/1,25 = $9,60;

Случай 2: $10/1,00 = $10,00.

Затраты труда на единицу продукта иногда называют трудовым содержанием продукта. Часовая производительность труда является критической единицей измерения эффективности затрат производителя; низкая оплата труда часто служит причиной низкой производительности и низкого уровня обслуживания потребителей.

Затраты. Можно разделить затраты на две категории: точно определяемые и не поддающиеся точному определению. Точно определяемые затраты — это затраты, которые с достаточной точностью идентифицируются и отображаются в бухгалтерском учете фирмы. Это затраты по таким направлениям, как труд, материалы, налоги, инфляция, потеря стоимости, полезность, ценность и др. Затраты, не поддающиеся точному определению, распространяются на такие сферы, как качество образования, работа общественного транспорта, отношение населения к производству и компании, уровень занятости в регионе. Сюда же относятся затраты будущих периодов, затраты, вызванные изменением климата, связанные с поддержанием здоровья, созданием мест отдыха и занятия спортом, определяющие уровень жизни.

Например, решение о размещении предприятия, представленное к рассмотрению властям, может быть отклонено ими еще на стадии согласования и утверждения или вызвать бурные протесты со стороны местного населения. То же может произойти при строительстве или эксплуатации объекта, размещаемого компанией в данном регионе. В любом случае это связано с дополнительными затратами (или потерями) для компании, поэтому их нельзя не учитывать при принятии решений о размещении.

Размещение в производстве и сервисе. В отличие от производственного сектора, где решение проблемы размещения сфокусировано на минимизации затрат, в сфере услуг внимание сосредоточено на максимизации выручки. Особенно это характерно для розничной торговли. Это связано с тем, что производственные затраты в значительной степени зависимы от решения о выборе места размещения производства, в то время как затраты сервисных фирм мало зависят от места их расположения, от этого зависит их выручка. Таким образом, для сферы услуг наилучшим размещением является такое, которое обеспечивает получение наибольшей выручки при заданном объеме услуг.

В процессе принятия решения о размещении нужно тщательно изучить ситуацию на обслуживаемой территории, в том числе по вариантам. При этом необходим учет и анализ следующих факторов:

1) покупательной способности потребителей;

2) совместимости имиджа и сервиса фирмы с демографической ситуацией;

3) конкуренции;

4) особенностей размещения фирмы и конкурентов;

5) уровня обслуживания потребителей фирмой, конкурентами и партнерами по бизнесу;

6) операционной политики фирмы;

7) качества менеджмента.

Анализ этих факторов помогает получить объективную оценку ситуации в местах возможного размещения и судить о величине ожидаемого дохода по вариантам размещения.

Характеристика стратегий размещения для производственных и сервисных фирм представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Стратегии размещения для сферы производства и сферы услуг

 

Размещение в сфере производства Размещение в сфере услуг
Центральная проблема - затраты Центральная проблема - выручка
Материальные затраты Транспортные затраты (по доставке сырья, материалов и готовой продукции) Затраты на энергию Затраты на обработку Затраты на труд Затраты на материалы Налоги и пр. Объем / выручка Территория обслуживания Объем закупок Конкуренция Реклама / продвижение продукции на рынок / ценообразование
Нематериальные и будущие затраты Позиция профсоюзов Качество жизни Образование Местные власти Физические параметры Парковка / доступность Безопасность / освещенность Внешний вид / облик Дочерний бизнес
Методы Взвешивание факторов Анализ критической точки Карты пересечений Линейное программирование (транспортный метод) Методы Корреляционный анализ факторов Расчеты по транспорту Анализ демографической ситуации на обслуживаемой территории Анализ интенсивности закупок на обслуживаемой территории
Выводы Затраты в основном зависят от размещения производства Большинство основных затрат связаны с местоположением предприятия Слабый контакт с потребителями требует особого внимания к идентифицируемым затратам Сложно определяемые затраты могут быть объективно оценены Выводы Выручка главным образом зависит от местоположения предприятия Доходы находятся в тесной зависимости от контактов с потребителями Затраты относительно стабильны для данного района, поэтому критической является функция выручки, которая может меняться

 

Для решения задач размещения используются четыре группы методов:

1) методы взвешивания — назначение весов и предельных значений для различных факторов, учет и измерение материальных затрат (налогов, затрат на труд и др.), исследование нематериальных затрат, рассмотрение затрат в краткосрочном и долгосрочном периодах;

2) методы безубыточного размещения (location break-even methods) — специальное приложение анализа критической точки и карт пересечений к проблеме размещения;

3) метод центра гравитации — математическая процедура, используемая для нахождения размещения единичного склада, обслуживающего определенное число хранилищ розничной торговли;

4) транспортные методы — методы линейного программирования, базирующиеся на технике построения цепочек «пункт снабжения — пункт потребления».

Метод взвешивания

Метод взвешивания оценок является достаточно эффективным средством определения процессов с трудно измеряемыми затратами, к числу которых относится, в частности, процесс размещения. Метод помогает дать количественную оценку решения о размещении, систематизируя факторы, влияющие на процесс принятия решения, с оценкой их веса. Анализируя информацию о затратах производства, темпах изменения экономических показателей, оценивая значимость каждого из факторов, таких, как уровень образования, обустроенность зон отдыха, качество труда, фирма получает представление о различных вариантах размещения. Типичные факторы размещения и их относительные веса для производственных (перерабатывающих) фирм представлены в табл. 8.2.

Таблица 8.2

Факторы размещения и их веса

 

Факторы Вес, %
Затраты на труд в регионе Размер заработной платы Значимость профсоюзов Изменения заработной платы Изменение значимости профсоюзов 8,29 5,99 5,44 4,81
Всего 23,95
Доступность и продуктивность ресурсов в регионе Доступность рабочей силы Затраты на энергию Добавленная стоимость Трудовые потери 6,66 4,93 4,70 4,09
Всего 20,38
Фискальная политика местных (региональных) властей Рост дохода на душу населения Налоги Изменения в налогах Деловая активность в регионе Рост дефицита местного бюджета 4,65 4,50 4,09 4,03 3,59
Всего 20,86
Затраты на регулирование занятости в регионе Фонды социального страхования Пособия по безработице Средний размер страховой суммы Чистые выплаты из фонда занятости 5,73 4,75 5,16 4,16
Всего 19,80
Основные показатели уровня жизни в регионе Образование Прожиточный минимум Общественный транспорт Медицинское обслуживание 4,86 3,56 3,21 3,38
Всего 15,01
Итого 100,00

 

Метод взвешивания предполагает выполнение следующих шагов:

1) разработка перечня соответствующих факторов (табл. 8.1);

2) присвоение веса каждому из факторов, отражающего степень его важности для компании;

3) разработка шкалы оценок для каждого из факторов (например, 1—10 или 1—100 пунктов);

4) оценка факторов по шкале для каждого варианта размещения;

5) оценка каждого варианта размещения по сумме факторов с учетом их весов;

6) выработка рекомендаций о выборе варианта размещения, основываясь на поиске альтернативы с максимальной итоговой оценкой.

 

Пример 8.1. Метод взвешивания

Фирма решает расширить производство путем создания еще одного завода в новом месте. Это необходимо в связи с исчерпанием лимита расширения мощности существующих заводов в местах их нынешнего размещения. Рейтинговый лист в табл. 8.3 представляет собой перечень трудно оцениваемых факторов, которые, по мнению фирмы, являются важными при решении вопроса о новом размещении, а также веса и рейтинговые оценки для двух возможных мест размещения — пункта 1 и пункта 2.

Таблица 8 3

Веса, оценки и решения по вариантам размещения

 

Фактор Вес Оценки по пункту 1 Оценки по пункту 2 Взвешенные оценки по пункту 1 Взвешенные оценки по пункту 2
Труд и позиции профсоюзов 0,25     0,25x70 = 17,5 0,25x60 = 15,0
Транспорт 0,05     0,05 х 50 = 2,5 0,05 х 60 = 3,0
Образование и здоровье 0,10     0,10x85 = 8,5 0,10x80 = 8,0
Структура налогов 0,39     0,39 х 75 = 29,3 0,39 х 70 = 27,3
Ресурсы и производительность 0,21     0,21 х 60 = 12,6 0,21 х 70 = 14,7
Общая оценка 1,00     70,4 68,0

 

Для оценки альтернатив размещения используется пофакторная система весов и рейтинговая оценка каждого фактора по шкале от 1 до 100 единиц. В результате получаются общие оценки по вариантам размещения: 70,4 для пункта 1 и 68,0 для пункта 2. Поскольку общая рейтинговая оценка выше для пункта 1, принимается решение о предпочтительности размещения завода именно в этом пункте. Оценки и веса для факторов допускают изменение их значений. Используя это, можно анализировать чувствительность к подобным изменениям полученных решений о размещении. Например, в данном случае изменение на 10 единиц оценки затрат на труд приведет к изменению решения о размещении, т. е. пункт 2 станет более предпочтительным для размещения завода.

 

Изменяя веса или оценки отдельных факторов, фирма может устанавливать степень их влияния на решения о размещении. Факторы, оказывающие слабое влияние на результат, могут быть выведены из процедуры принятия решения, т. е. фирма может отказаться от использования их в качестве критериев при поиске решения о размещении.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...