Характерологический (индивидуально-типологический) подход в психосоматике
К классическим работам характерологического направления в психосоматике относят работы Флендерс Данбар. Она на основе клинических наблюдений выявила у 80% людей, имевших повторные несчастные случаи, характерный личностный профиль, которые назвала «личность, склонная к несчастьям». Это импульсивные, ведущие неупорядоченный образ жизни люди, склонные к спонтанным порывам, не умеющие или плохо умеющие контролировать свою агрессивность по отношению к другим людям, при этом проявляющие тенденцию к самонаказанию, исходящую из неосознанного чувства вины. Им она противопоставляет людей, склонных к развитию стенокардии и инфаркта миокарда – они выдержанные, способные отказаться от непосредственного удовлетворения своих потребностей ради поставленной цели [9].
11. Когнитивно-поведенческое направление в психосоматике
В структуре данного направления выделяется 2 подхода: - поведенческий - когнитивный
В основе поведенческого лежат ключевые положения поведенческого направленя психологии, согласно которым предметом изучений является объективно наблюдаемое поведение, отражающее прижизненный опыт человека – результат научения. Когнитивный подход расширяет границы исследования за счет внимания к внутренним – промежуточным – переменным, связывающим стимул и реакцию. Общее для 2 подходов: акцент на процессе приобретения человеком опыта во взаимодействии с жизненными ситуациями и влияние этого опыта на его представление. К наиболее значимым следствиям теорий научений (классического, оперантного, социального) и конгитивных концепций, с точки зрения возможных объяснений психогенез соматических расстройств можно отнести:
- формирование соматических симптомов и элементарных форм реагирования возможно при связывании безусловных реакций с нейтральными стимулами по механизму классического обуславливания - поведение, связанное с повышенным риском развития соматических расстройств 9сверхнапряжение…) может усваивается по механизму оперантного научения, получая подкрепление от ближайшего социального окружения, самоподкрепления и через соц.модели ((реклама сигарет) - поведение. связанное с повышенным риском развития сом.расстройств может быть следствием неправильных, искаженных, дезадаптивных представлений, касающихся здоровья. - повышенная подверженность стрессу и негативным переживаниям может быть связана с особенностями системы его представлений 9(крогниций0
Соматический симптом как условно-рефлекторная реукцмия. Наиболее последовательно полождения класс.научения в рамках кортико-висцеральной теории (Курицин,Быков,Анохимн). В этих исследованиях анализировались возможности формирования условного рефлекса внутренних органов, возможность выработки усл.реф на любую деятельность при раздражении, идущих от внутр.органов. В итоге! Пусковой механизм психсом расстройств – факторы внешней и внутренней среды, приводящие к конфликту между возбуждение и торможением в коре и подкорке. В большинстве случаев, носители расстройств – личности со слабым и неуравновешенным типом НС
Поведение, связанное с повышенным риском развития сом.расстройств как рузультат научения 2 типа (А и Б) Friedman M., Rosenman R. (1960): Понятие А- и Б- типов личности; понятие о чрезмерно усиленных реакциях поведения при данных типах.
А – коронарный (сердце)\выявление только при взаимодействии (мимика.речь…).
Поведение, связанное с повышенным риском развития соматическмх расстройств, как сдледствие некорректных представлений. «Модель представлений о здоровье» (Janz,Becker) разработана чтобы привлечь в профилактические программы систем ЗОж.
Модель состоит из 6 компонентов – когнитивных условий выполнения индивидом профилактики: - представление о риске - серьезность - уверенность в пользе рекомендаций по снижению риска развития и тяжести - представление об отсутствии серьезных препятствий для соблюдения рекомендаций - самоэфективность - стимулы У бандуры самоэф-ть – суждение о своей способности осуществить это
Повышенная подверженность стрессу и негативным переживаниям как следствие особенностей когнитивных установок и системы представлений. Положения: - восприятие реальности субъективно\ - эмоц.реакции и поведение определяются установками (суждения.представления..) - дезадаптивные когниции приводят к подверженности негативным переживаниям и дезадаптивному поведению, а коррекция кониций приводит к восстановлению эмоц.комфорта
К основным элементам когнитивной системы, определяющие способы реагирования личности. Бэк относит: - Схемы – система убеждений, опыт - автоматические мысли – стереотипы, возникающие при взаимодействии с эмоц.значимым ситуациям - Когнитивные содержания (темы) – констелляция когнитивных характеристик, соотв. виду расстройства
Например! Депрессия – тенденция к негативной оценке. Плохие мысли автоматичны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|