Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Альтернативная журналистика




Демократизация жизни советского общества дала импульс развитию печати неформальных организаций, возникшей во второй половине 70-х гг. Потребность высказать несогласие с существовавшими порядками сделала ее оппозиционной по отношению к КПСС. Активизация неформальной прессы произошла после апреля 1985 г., когда начала выходить газета «Гласность».

Вячеслав Аргунов создал Московское бюро информационного обмена, которое стало координационным центром неформального демократического движения. Бюро создало библиотеку самиздата.

Требования демократии, гласности заставили руководителей КПСС признать преступность Сталина, порочные методы руководства Хрущева и Брежнева. Бранить прежних руководителей, разоблачать периоды террора и застоя стало для советской журналистики делом обычным. Но незыблемой оставалось признание руководящей роли партии.

Деятельность советской журналистики во 2й пол 80-х гг. стала особенно сложной. С одной стороны, она выступала обличителем пороков, рожденных административно-командной системой, с другой – выражала готовность критиковать что укажут.

Неформальная печать вышла за рамки дозволенности. Она опровергала идею о плохом Сталине и безупречном Ленине. «Сталинизму – нет!» – рубрика, прошедшая через все издания неформалов. К началу августа 1988 г. в стране выходило 64 самиздатовских журнала. Более пестрым становился их политический спектр: либерально-демократические, христианские, пацифистские, марксистские, художественно-философские и др.

Прямой наследницей самиздата — неподцензурной литературы – стала альтернативная пресса. Вокруг периодических изданий «Хроника защиты прав человека», «Поиск» складывалась группа единомышленников, объединяемых неприятием ценностей тоталитаризма. В течение 4 лет (1987–1990) численность изданий выросла в 100 раз и к 1991 г. составила не менее 2 тысяч.

К концу 80-х гг. в альтернативной прессе по направлениям сформировались группы: общественно-политические, религиозно-философские, литературно-художественные и др. Первая включала в себя ¾ всех. Выделялись издания зеленого движения («Экологический вестник»). Преобладающее место в альтернативной прессе заняли политизированные издания, но были и кооперативно-коммерческие, женские («Женское чтение») и т.д.

Осенью 1990 г. Верховный Совет СССР принял два закона: Закон о печати и других средствах массовой информации и Закон об общественных организациях. Первый гласил, что пресса неподцензурна. Второй провозглашал свободное существование общественной организации. Это лишило неформальную и альтернативную печать корней.

С ростом числа новообразованных партий росло и количество изданий. Республиканская партия РФ издавала газеты «Социал-демократ» и «Новая жизнь». Демократическая партия - «Издание Демократической партии». «Христианско-демократический Союз России» издавал бюллетень «Хроника недели» и «Вестник христианской демократии». Национал-патриотическое движение выпускало газету «Русский Вестник».

Официальное право на широкое массовое издание получила церковная пресса. Русский православный синод и его архиепископат к середине 1991 г. издавали свыше 10 газет, журналов, бюллетеней: «Епархиальные ведомости», «Русская православная церковь» и др.

Темы:

Вопросы перестройки в передачах телевидения и радио. Большой интерес у телезрителей вызывали проблемные циклы «Прожектор перестройки», «В фокусе – проблема», «Для всех и для каждого», публицистические программы «Взгляд», «Позиция». Всесоюзное радио обращалось к «Радиоанкете перестройки», к жанрам «Актуальное интервью», «Радиоперекличка». Появились такие передачи, как «120 минут», «600 секунд», «АТВ» (авторское), «Добрый вечер, Москва!».

Дискуссии в средствах массовой информации развернулись вокруг принципиального вопроса: строить ли обновленный социализм на рыночной основе или рынок неизбежно приведет к капитализму как способу производства? Проблемы перестройки захватили и аграрный сектор. В печати, на телевидении и радио всемерно пропагандировалась Продовольственная программа СССР, ведущим автором которой считался М. Горбачев.

В 1989 г. обозначился дефицит самых необходимых продуктов: сахара, хлеба, мяса, молока. Со страниц печати сошло упоминание о Продовольственной программе. Срыв ее во многом определялся судьбой советской деревни, жизнью крестьянства. В прессе, теледебатах, на митингах кипели страсти вокруг форм собственности на землю, проблем кооперации, агропромышленной интеграции, перехода деревни к рынку. В очерке Анатолия Ананьева «Человек на земле»: «Мы говорили как будто обо всем, что беспокоило нас в современной деревне и разрушало ее, но не задевали главного – земли» (Если по совести). Жизни и проблемам села второй половины 80-х гг. посвятили свои очерки В. Белов («Возродить в крестьянстве крестьянское...»), Б. Можаев («Мужики»), Ю. Черниченко («Левиафан») и др.

Демократизация жизни советского общества способствовала слому старых идеологических догматов во внешнеполитических отношениях, отказу от принципов «холодной войны». Перестройка началась по сути с провозглашения нового политического мышления в международных отношениях с Западной Европой, Америкой, с совершенно новых критериев отношений с ФРГ. Одной из форм передач стали телемосты «Москва-Вашингтон», «Москва-Лос-Анжелес» и др.

Новое политическое мышление влекло за собой перестройку сознания масс. Впервые за многие десятилетия журналистика пыталась создать правдивую картину положения дел в партии, в рядах которой оказались пустозвоны и бюрократы.

КПСС по-прежнему стояла на консервативных позициях, что проявилось с образованием Компартии РСФСР. Принимаются постановления ЦК КПСС “О некоторых вопросах перестройки центральной партийной печати», по директивному тону и характеру напоминавшие многие подобные документы прошлых лет. Отражением противоречия явилось письмо преподавателя Ленинградского технологического института Нины Андреевой. Озаглавленное «Не могу поступиться принципами», оно под рубрикой «Полемика» было опубликовано 13 марта 1988 г. в газете ЦК КПСС «Советская Россия». Н. Андреева резко отрицательно характеризовала перестройку, оценивая ее как «ползучую контрреволюцию». Было очевидным, что за письмом Н. Андреевой стоят определенные силы в ЦК КПСС, что под их давлением может произойти поворот к старому. Полемики в прессе все не было.

Процессы, происходившие в советском обществе, позволили журналистике более глубоко заглянуть в историю советского государства и КПСС, выявить последствия деятельности тоталитарного режима. Воспитанию историей, критическому осмыслению важнейших периодов истории КПСС посвятили: «Правда» – свои целевые полосы «Правдинские пятницы»; журнал «Коммунист» – «Круглые столы».

Многочисленные статьи посвящались разоблачению культа личности Сталина и его последствий, директивным методам управления созданной им административно-командной системы. Рассказывали о том, что сталинизм существовал как цельная, исключительно жесткая, авторитарная идеология, охватившая все сферы духовной жизни общества. Критика сталинизма, разоблачения негативных проявлений периода застоя вызвали бурную реакцию. Читатели «Правды», «Красной звезды», «Комсомольской правды», «Известий» упрекали их в согласии с теми беззакониями. Упрек был справедлив. В центральных изданиях, в «Известиях ЦК КПСС», были обнародованы материалы политических процессов 20–30-х гг., связанные с реабилитацией в судебном порядке видных политических и государственных деятелей.

Огромное значение публицистики!!!

Критическое осмысление новейшей отечественной истории расширило рамки политического портрета как жанра публицистики. В центральных изданиях появились очерки В. Решетникова («Александр Керенский. Правда и вымысел»), Л. Троцкого («Иосиф Сталин. Опыт характеристики»)http://evartist.narod.ru/text/59.htm - _ftn52 и т.д. Появились произведения творческой интеллигенции, покинувшей страну в годы советской власти: И. Бродского, Н. Гумилева, Е. Замятина, О. Мандельштама, В. Набокова, Б. Пильняка, А. Солженицына и др. К концу 80-х гг. увидели свет многие произведения, запрещенные ранее цензурой: «Реквием» А. Ахматовой, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, дневник К. Симонова «Глазами человека моего поколения». Процессы демократизации оказали огромное воздействие на рост национального самосознания.

В публикациях центральной и местной печати говорилось о том, что в союзных республиках остро встали проблемы изучения родного языка, развития сети национальных школ, что нет возможности решить вопрос о выпуске новых изданий на национальном или русском языках, увеличить объем теле- и радиопередач. Летом 1989 г. в прессе развернулось обсуждение конституционных основ Советского Союза, а тем самым и его дальнейших судеб. «Дискуссионные трибуны» ввели «Правда», «Известия». Основной разговор шел вокруг альтернативы государственного устройства СССР: федерация или конфедерация республик. В «Правде» одна за другой появились статьи: «Федерация или конфедерация», «Остановить негативные процессы, защитить перестройку» и др. «Известия» опубликовали цикл статей, связанных с политическим решением проблем создания нового Союза.

Демократизация и гласность вызвали к жизни новые жанры и формы газетно-журнальной, теле- и радиопублицистики: политический портрет, дискуссию, «Телемост», «Прожектор перестройки», «Взгляд», «Актуальное интервью» и другие. Публицистика второй половины 80-х – начала 90-х гг. стала самой читаемой, самой волнующей за все послевоенные десятилетия. Статьи и очерки писателей и журналистов И. Васильева, Е. Евтушенко, В. Некрасова, В. Распутина, В. Селюнина и других.

Публицистика в это время выполняет свою функцию – выразитель общественного мнения. Это самая востребованная форма, аккумулирует основные темы:

- Переосмысление исторического прошлого и личности Сталина; Устюжанина называла Ч.Айтматова «Подрываются ли основы?».

- Экологическая тема. В сборнике «Зависит от нас» целый раздел «Природа и мы», в котором публикует статья С.Залыгина «Поворот. Уроки одной дискуссии» - о том, как общественность помешала ведомствам воплотить проект о переброски рек в южные регионы страны. Эта тема очень распространена у Залыгина, например, в его сборнике есть такие очерки, как «Вода и земля Земли», «Леса, земли, воды», «Дело народное, а не ведомственное!», «Вода подвижная, вода неподвижная» и др.

- тема морали и нравственности. Поиск новой формулировки этих понятий. Устюжанина назвала В. Распутина: «Если по совести». Я читала И.Васильева «Дефицит общности» в сборнике «Зависит от нас». Говорит такие фразы: «Человек не думает о человеке, каждый думает о себе», «Разменяли кое-где душу на червонцы». Интересен эпизод о том, как старуха попросила мужика зарубить ей свинью за бутылку водки. Он зарубил и перед тем, как опалисть, сказал бабке налить стопать, а она: ах, ох, я тебе наврала, ничегошеньки у меня нет. А ведь это было как раз в период антиалкогольной кампании, против пьянства в СССР, поэтому водяра на вес золота. В общем, она ему наврала, а он и не стал свинюшку палить. И Васильев обвиняет мужиков: «Бесов-мужиков винит: совести не стало…».

Чингиз Айтматов в статье «Дефицит … человечности?» пишет о синдроме «вещизма»: «Страсть потребительства – враг незаметный, и оттого коварный втройне», «Если мои учителя, безусловно, уступали нынешним по образовательному уровню, то в отношении нравственных качеств я вижу их гораздо выше».

- тема деревни, ее «обмирание», потеря связи с землей. «В русском селенье» С. Залыгина, та же публикация Ивана Васильева «Дефицит общности», в ней он говорит и о том, как потребительски относятся к деревне.

- перестройка, экономика, политика. Раздел в сборнике «Зависит от нас»: «Школа демократии» и об экономике. Публикуется множество писем читателей, скомпонованных в один материал, воспоминания бывших директоров, например, «Многоначалие» Б.Кузнецова, «Отступать некуда», интервью с академиком А.Аганбегяном о том, как тратится государство на ненужные вещи, лишь бы показать западу показуху. Например, выпускают в 4,5 раза больше тракторов, чем в США, которые на поле не выходят, или ¾ машин ЗИЛ с грузоподъемностью 4-5 тонн, когда в таких машинах совершенно нет потребности для общества, и они простаивают в гаражах, а в производстве и потреблении горючего ооооочень затратны.


Журналистика 1990-х

Ответ (Кузнецов):

Вместо однообразных партийных стали выходить качественные и массовые, государственные и коммерческие, официальные и оппозиционные издания. Уже в начале 1990-х годов появилось свыше тысячи газет и журналов разных политических направлений. В 1992 г. в стране действовало около 150 разных политических партий и движений со своими печатными органами. В числе первых появились газеты «Демократическая Россия», «Речь» (партия народной свободы), «Гражданин» (кадетская демократическая партия). Наиболее многочисленными были издания коммунистической и либерально-демократической партий. Из коммунистических можно выделить газеты «Народная правда», «Молния», «За Родину, за Сталина». С марта 1995 г. начала выходить газета компартии Российской Федерации «Правда России». Продолжали издаваться также «Правда», «Советская Россия». К середине 1990-х годов компартия объединяла в своих рядах более полумиллиона человек, имела около 120 газет, общий тираж которых составлял полтора миллиона экземпляров.

Значительную издательскую деятельность развернула и либерально-демократическая партия (ЛДПР). Кроме газет «Правда Жириновского» и «Сокол», имелись издания на местах: «Либерально-правовая газета» (Тамбов), «Елецкие вести» и др. «Новая газета» - «Яблоко», одной из главных газет демократов стали «Известия».

Наибольший тираж имеют газеты, не выражающие открыто партийной приверженности, стремящиеся к объективности суждений: «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Труд». Значительно представлена аграрная, женская и молодежная пресса. («Крестьянская Россия», «Нива России»; «Сударушка», «Натали», «Женские игры»). Пресса для детей и подростков («Пионерская правда», «Детская деловая газета» и «Школьная роман-газета»). Размах получают религиозные издания: «Семейная православная газета» (для семейного чтения), «Благовест» (для военных), «Утоли моя печали» (для заключенных). Возобновили выход некоторые дореволюционные церковные журналы «Духовный христианин» (основан в 1905 г.) и «Христианин» (1906 г.). Достойное место занимают литературно-художественные журналы «Новый мир», «Знамя», «Звезда», «Москва».

Появление газетно-журнальных издательских домов – одна из отличительных особенностей журналистики постсоветского периода, так как в рыночных условиях отдельному изданию не всегда удается выжить. Самыми первыми и наиболее крупными стали издательские дома «КоммерсантЪ»; «Экономика и жизнь». Крупнейшим в мире стал издательский дом газеты «Аргументы и факты».

Кардинальные изменения произошли в региональной журналистике. Издаются деловые, информационно-коммерческие, религиозные, литературно-художественные, спортивные, уфологические и другие газеты и журналы. В Красноярском крае в 1994 г. функционировало 179 газет, 16 журналов, 56 телевизионных, 20 радиопрограмм и 2 информационных агентства.

После дезинтеграции СССР структура Гостелерадио была разделена по республикам, ставшим независимыми государствами. В ведение России перешло 75 телецентров и телестудий, две государственные компании - «Останкино» и «Россия». К началу 1993 г. число вещательных и продюсерских телеорганизаций достигло тысячи. С 10 октября 1993 г. начались передачи канала НТВ, ставшего одним из лучших. Все больше проявляются специализированные новости: «Хорошие новости» на РТР, «Дорожный патруль» на ТВ-6, «Народные новости» для домашних хозяек, сатирические «Намедни» Л. Парфенова, «Итого» и «Куклы» В. Шендеровича. Важным событием стало развитие в России Интернета: в 1998 г. в русскоязычном Интернете насчитывалось уже свыше 700 периодических изданий, возрастает группа Интернет-медиа.

(Дальше по Овсепяну. Это ближе к тому, что вещала Устюжанина-2)

Под давлением масс в марте 1990 г. была изменена ст. Конституции СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским обществом. Так ликвидировалось монопольное право КПСС на издание периодической печати.

В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе. По данным Госкомпечати бывшего СССР, на 15 марта 1991 г. в стране было зарегистрировано около 1800 газет и журналов, рассчитанных на общесоюзную аудиторию. Около 850 газет выходило впервые. В их числе 233 принадлежали редакциям и издателям, 291 – общественным организациям, 124 – ассоциациям, 99 – кооперативам, 55 – совместным предприятиям, 24 – партийным организациям, 25 – акционерным обществам, 19 – религиозным организациям. Почти треть всей периодики – это частные издания.

Создание института учредителей периодических изданий явилось важнейшим шагом в организации видоизменявшейся структуры центральной и местной прессы. Многообразие форм учредительства позволило типологически расширить систему периодической печати. Вышли в свет газеты Верховных Советов республик, издания областных, краевых Советов народных депутатов, общественно-политические и иллюстрированные еженедельные газеты, журналы и бюллетени, еженедельные издания для деловых людей с ежемесячным аналитическим приложением, еженедельники для массовой аудитории, газеты, рассчитанные на подготовленного читателя, ежемесячные издания газетно-журнального типа и др.

Новые тенденции в организации издательского дела, переход к рыночным отношениям изменили положение прессы. В особенно тяжелых условиях оказалась демократическая печать России. В наиболее выгодных – издания партийных комитетов КПСС, в руках которых были сосредоточены все материально-технические средства – финансы, бумага, полиграфическая база. И все-таки конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания: «Независимую газету», «Куранты», «Коммерсантъ», «Совершенно секретно» и др.

Устранение монопольного права Центрального телевидения и Всесоюзного радио на эфирное время привело к существенным изменениям в структуре телевидения и радиовещания страны. На смену единой системе пришли разобщенные, не связанные общими целями 15 государственных телерадиокомплексов со своими проблемами и задачами.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. заметно отразилась на состоянии средств массовой информации страны. Одно из первых постановлений Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), принятых 19 августа 1991 г., касалось прекращения выпуска всех центральных и московских газет и журналов, за исключением шести газет КПСС, а также «Труда», «Известий» и «Красной звезды».

20 августа у Белого дома в Москве состоялся стотысячный митинг. Вместе с защитниками демократии на площади были и журналисты газет, запрещенных путчистами. Утром того же дня редакторы 11 независимых газет собрались в редакции «Московских новостей» и договорились выпускать «Общую газету», экстренно зарегистрированную в Министерстве печати РСФСР.

21 августа 1991 г. Президент Б. Ельцин издал указ «О СМИ в РСФСР», в котором говорилось о том, что имевший место переворот показал опасность монополизации СМИ, функционировавших на территории РСФСР. ТАСС, агентство «Новости», а также газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Рабочая трибуна», «Московская правда», «Ленинское знамя» и другие, отмечалось в документе, вели активную кампанию клеветы против представителей законной власти, дезинформировали народ и по сути явились соучастниками государственного переворота. В соответствии с указом был временно приостановлен выпуск этих газет как изданий КПСС. 22 августа возобновился выход всех запрещенных ГКЧП демократических изданий.

События августа 1991 г. в значительной мере повлияли на политический спектр формировавшейся демократической журналистики страны. Гарантом ее стабильности в обществе явился указ президента РСФСР «О мерах по защите свободы печати в РСФСР», принятый 11 сентября 1991 г.

Перерегистрация функционировавших и регистрация новых периодических изданий и позволили представить реальное состояние структуры СМИ в последние месяцы 1991 г.

Газетный рынок в стране сложился одним из первых. У лучших изданий– газет «Московские новости», «Литературная газета», журнала «Новый мир» резко упало число подписчиков. А такие массовые популярные газеты, как «Труд» и «Комсомольская правда», потеряли по пять миллионов подписчиков. Рост цен на бумагу и распространение печатной продукции сделали нищими те издания, которые получили самую большую поддержку читателей. Последующий рост цен на бумагу, транспорт, связь, типографские расходы привел к высоким ценам на периодику. Сложилась ситуация, когда производство газеты обходится дешевле, чем ее доставка читателю.

В условиях рыночных отношений судьба большинства изданий оказалась в руках рекламодателей. «Охота» за рекламой явилась следствием экономических трудностей. Предоставленная независимость оказалась провозглашенной формально в силу непомерных расходов. Они, как и прежде, могут существовать, получая государственные дотации.

С образованием СНГ был сделан первый шаг к созданию нового сообщества – содружества суверенных наций, первый шаг в поисках путей сохранения единого информационного пространства.

КОММЕРЧЕСКИЕ СМИ

Из коммерческих СМИ прежде всего следует отметить группу Владимира Яковлева – издательский дом «Коммерсантъ». Газета «ъ» (в прошлом – «Ъ-Daily», общественно-политический еженедельник «Власть» (бывший «Ъ-Weekly»), экономический еженедельник «Деньги», еженедельник «Иностранец», ежемесячные журналы «Домовой», «Автопилот», журнал «Столица», появившийся в декабре 1998 года после пятой за свою историю смены редакции.

В основе успеха группы Яковлева – удачно и вовремя найденный контакт с новой социальной группой (предпринимателями), которая и является аудиторией его изданий.

В 1992 году вместо одной газеты появилось два издания: газета «Коммерсантъ-Daily» и экономический еженедельник «Коммерсантъ-weekly».

В новой российской журналистике есть только 3 выделяющихся «школы»: журналистика мнений (школа «НГ»), журналистика фактов (школа «Коммерсанта») и школа «МК», вариант массовой журналистики.

В середине 1997 года Яковлевым была проведена крупнейшая рекламная акция в истории российских СМИ. Вдоль дорог в столице и региональных центрах на рекламных щитах были размещены провокационные вопросы, под которыми не стояло никакой подписи: «Где жена?», «Сколько можно?», «Как с деньгами?» и «Кто здесь хозяин?». На тех же щитах не появилась реклама изданий «Коммерсанта». Жена читает «Домовой», С «Деньгами» все в порядке, а в остальном – «Все в нашей “Власти”» (новое название «Коммерсанта-weekly»).

Другая группа прессы возникла вокруг еженедельника «Аргументы и факты». Газета была символом «золотого века» российской прессы («демократической»), когда под руководством Владислава Старкова ее тираж перевалил за тридцать три миллиона экземпляров.

Главный редактор и журналисты «АиФ» опередили свое время, начав работать по принципам гласности. В результате - конфликт с ЦК КПСС и лично с Михаилом Горбачевым по поводу увольнения Владислава Старкова. Впервые в истории прессы коллектив редакции не подчинился вышестоящему идеологическому органу, встал на защиту своего редактора, что явилось предвестником краха тоталитарного режима. А через год, в 1990 году, еженедельник «Аиф» был внесен в книгу рекордов Гиннеса как самое тиражное издание в мире.

ИД «Экономическая газета» Юрия Якутина – не запятнала себя участием в российской политике.

«Московский комсомолец» выделяется тем, что ее редакции удается сочетать политическое влияние и расчет на самую широкую аудиторию. Отчасти влиятельность газеты достигается публикацией компромата и сенсаций. Выходит в Москве огромным тиражом, и никогда нельзя сказать заранее, в чьих интересах будет действовать на этот раз. Контрольный пакет издания принадлежит главному редактору «МК» Павлу Гусеву. Региональные издания газеты быстро вышли на самоокупаемость и уже начинают приносить прибыль. Газета «Совершенно секретно» в паре с «МК» представляет собой российскую реинкарнацию «разгребателей грязи».

Становление рынка коммерческих СМИ происходило параллельно с политизированными СМИ. Массовую прессу отличают стабильные тиражи.

Говоря о независимых СМИ в России, нельзя не отметить, что по-прежнему остаются издания, лозунгом которых является девиз «НГ» до 1995 года – «Независимость – наш главный капитал». Например, журнал «Новое время», «Новая газета».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...