Морфологический анализ и синтез решений
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Методы контроля стоимости проекта Контроль стоимости проекта возникает из-за влияния факторов, обусловливающих отклонения от ранее запланированного бюджета, и направлен на управление изменениями в стоимости проекта с целью снижения отрицательных аспектов и увеличения позитивных последствий изменения стоимости проекта. Контроль стоимости проекта включает: - мониторинг стоимостных показателей реализации проекта с целью - управление изменениями в бюджете с целью обеспечения - предотвращение ранее запланированных ошибочных решений; - информирование всех заинтересованных лиц о ходе выполнения
№2(3) Источники информации для принятия решений по управлению проектами. Методы поиска проектных решений. Проект - это последовательность действий, имеющих начало и конец, преследующая определенные цели и использующая соответствующие ресурсы. Управление проектом - это управление комплексом взаимосвязанных направлений деятельности менеджеров, объединенных в "проект", разработка и реализация которого должны обеспечить достижение поставленных целей путем планирования по времени и ресурсам, определения бюджета и рисков, формирование команды проекта и коммуникаций, а также организации выполнения и контроля за изменениями. Цель проекта - его результат, на достижение которого направлены усилия исполнителей. Для того, чтобы поставить цель проекта, руководитель, как это ни парадоксально, должен начать с конца - определить тот конечный результат, который должен быть получен. Цель - предотвратить спад производства и обеспечить плановый выпуск продукции.
Конечный результат - отчет, который называет причины снижения производственных показателей и рекомендуем меры по исправлению положения дел. Методы поиска проектных решений 1. Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. 1. Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта – комплексный эвристический метод технического творчества, в котором одновременно используются следующие "режимы мышления": - мышление стратегическими схемами (выработка стратегии и соблюдение стратегии); - мышление в параллельных плоскостях (проектировщик, с одной стороны, думает, а с другой – наблюдает процесс мышления); - мышление с нескольких точек зрения (часто оно осуществляется с помощью контрольных вопросов); - мышление "образами" (образы могут быть как идеальными, так и реальными: в виде схем, загадочных, заманчивых рисунков, т.к. в фундаментальном методе проектирования Мэтчетта особое внимание обращается на положительное влияние эмоции в процессе проектирования; - мышление с использованием основных элементов. Основные элементы – это слова, которые используются в процессе решения каждой задачи. Исследование потребителей Вся деятельность компании направлена на взаимодействие с потребителями. Потребитель, клиент является ключевой фигурой, вокруг которой строится деятельность компании. Без них бессмысленны любые усилия компании – нет смысла разрабатывать стратегию развития, придумывать новые продукты, совершенствовать систему сбыта, если все эти усилия будут направлены «в никуда».
Поиск границ Это скорее экспериментальный, чем логический метод. Цель метода найти пределы, в которых лежат приемлемые решения. Кумулятивная стратегия Пейджа Рекомендует увеличить затраты усилий на анализ и оценку и уменьшить затраты на синтез решений, котрые могут оказаться непригоднями, т.е. исключить необходимость разрабатывать плохие проекты, чтобы научиться разрабатывать хорошие. Функционально-стоимостный анализ комплексное, системное исследование деятельности предприятия, основанное на взаимосвязанном рассмотрении функций, свойств, качеств создаваемых объектов, товаров и затрат на обеспечение этих функций. Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов Инжиниринг бизнеса — это набор приемов и методов, которые компания использует для проектирования бизнеса в соответствии со своими целями. Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий для достижения резких, скачкообразных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы Метод эвристических приемов Суть метода заключается в постановке и решении задач технического творчества на основе использования межотраслевого фонда эвристических приемов (ЭП), распределенных по 12 группам, с примерами решения задач; матрицы Г.С. Альтшуллера; специализированного фонда ЭП или сформированного индивидуального фонда ЭП. План действий: 1.Сформулировать задачу. Морфологический анализ и синтез решений Сущность морфологического анализа состоит в выделении всех независимых переменных проектируемой системы, перечислении возможных значений (способов реализации) этих переменных и генерировании альтернатив перебором всех возможных сочетаний этих значений. Переменными могут служить функции, элементы, и физические операции, а возможными значениями этих переменных соответственно способы выполнения функций, особенности выполнения элементов, и физико-технические эффекты, реализующие физические операции.
9. Методы исследования структуры проблемы 10. Метод переключения стратегии 11. Системотехнический подход к проектированию 12. Системная технология вмешательства
№3(3) Понятие проекта, его жизненный цикл. системное представление проекта, его структуризация. Проект - это последовательность действий, имеющих начало и конец, преследующая определенные цели и использующая соответствующие ресурсы. Цель проекта - его результат, на достижение которого направлены усилия исполнителей. Для того, чтобы поставить цель проекта, руководитель, как это ни парадоксально, должен начать с конца - определить тот конечный результат, который должен быть получен. Цель - предотвратить спад производства и обеспечить плановый выпуск продукции. Конечный результат - отчет, который называет причины снижения производственных показателей и рекомендуем меры по исправлению положения дел. Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на четыре основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную, ликвидационную. На прединвестиционной стадии проводятся: -анализ инвестиционных возможностей; -предварительное ТЭО; -ТЭО; -доклад об инвестиционных возможностях; -планирование; -организация финансирования. На инвестиционной стадии: -переговоры и заключение контрактов; -проектирование; -строительство; -маркетинг; -обучение. На стадии эксплуатации: -приемка и запуск; -производство; -замена оборудования; -расширение, модернизация, инновация.
На стадии ликвидации проекта проводится завершение проекта как одноразового мероприятия. Принципиальная методологическая системная модель управления проектом состоит из трех основных блоков: -субъекты управления; - объекты управления; - процесс управления осуществлением проекта. Субъектами управления являются активные участники проекта (программы), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления. К основным субъектам управления проектом относятся: Ключевые участники проекта: -инвестор, - заказчик, - генконтрактор, - генподрядчик, - исполнители. Команда управления проектом: - менеджер проекта, - функциональные менеджеры проекта – члены команды проекта. Объекты управления Объектами системы управления могут быть: - программы, - проекты, - контракты (проекты), реализуемые в организациях или предприятиях, - фазы жизненного цикла объекта управления: концепция, разработка, реализация, - завершение. В качестве методологической основы для определения и разработки состава работ по реализации комплексов процессов (задач) управления проектом предлагается использовать следующие основания системной модели управления проектом: - Субъекты управления (Z). - Команда управления проектом (L). - Объекты управления – проекты, программы (Q). - Фазы жизненного цикла объектов управления (С). - Уровни управления (T). - Функции управления (S) - Стадии процесса управления (F). Системная модель управления проектом представляет собой свернутое дерево избыточного множества задач и процедур, которые теоретически могут осуществляться при управлении проектом. Как видно из системной модели управления проектом, каждый процесс (задача) однозначно определяется компонентами всех уровней системной модели выстроенных и логично взаимосвязанных “снизу вверх”. Если выбрать по одному элементу из каждого уровня системной модели и рассмотреть их последовательно, начиная с нижнего уровня – “Стадии процесса управления” и дойдя до верхнего уровня – “Субъекты управления”, мы получим постановку задачи, возможную при управлении осуществлением проекта. Условия этой задачи определятся элементами, через которые прошел путь (сечение) системной модели: “Стадии процесса управления” – “Функции управления” - “Объект управления (его фазы жизненного цикла)” - “Субъекты управления”. Функции управления, включающие: - управление предметной областью проекта, - управление проектом по временным параметрам, - управление стоимостью в проекте, - управление качеством в проекте, - управление рисками в проекте, - управление персоналом в проекте, - управление коммуникациями в проекте, - управление контрактами в проекте, - управление изменениями в проекте.
Стадии процесса управления, включающие: - инициализацию – организацию и запуск проекта и его частей, - планирование работ проекта, - организацию и контроль выполнения работ проекта, - анализ и регулирование хода работ проекта, - закрытие проекта и его частей. В принципе структурный плaн прoектa мoжет быть предстaвлен нa oснoвaнии следующих критериев: - пoстрoение (структурa пoстрoения); - прoцесс (структурa прoцессa); - oснoвные услoвия (oснoвнaя структурa); - прoчие aспекты (смешaнные фoрмы).
№4(3) Планир-е проекта: технология сетевого план-я в упр-и проектами. Метод Ганта. Метод крит.пути. Метод PERT. Сетевое планирование – метод упр-я, осн-й на исп-и матем.аппарата теории графов и системного подхода для отображения и алгоритмизации комплексов взаимосвязанных работ, действий или мероприятий для достижения четко поставленной цели. Осн. цель сетевого план-я - сокращение до минимума продолж-ти проекта. Задача сетевого план-я состоит в том, чтобы графически, наглядно и системно отобразить и оптим-ть послед-ть и взаимозав-ть работ, действий или меропр-й, обесп-щих своеврем.и планомерное достижение конечных целей. Для отображения и алгорит-и тех или иных действий или ситуаций исп. эк.-мат. модели, кот.принято наз.сетевыми моделями, простейшие из них - сетевые графики. С помощью сетевой модели рук-ль работ или операции имеет возм-ть системно и масштабно предст.весь ход работ или опер.меропр-й, упр.пр-сом их осущ-я, а также маневр.ресурсами. Элементами сетевой модели явл.: работы, события, пути. Работа – это либо любой активный труд.пр-с, треб-й затрат времени и ресурсов и приводящий к дост-ю опр.рез-тов, либо пассивный процесс, не треб-й затрат труда, но занимающий время, либо, наконец, связь между какими-то рез-ми работ (событиями), наз-мая фиктивной работой. Событие – это итог проведенных работ, который дает начало для дальнейших (последующих) работ. Событие не имеет продолж-ти во времени. Событие, за которым начинается данная работа, называется начальным для данной работы, а событие, кот.наст.после выполнения данной работы, наз.конечным для данной работы. Путь – это любая послед-ть работ в сетевом графике, в кот.конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы. Диагра́мма Га́нта (ленточная диаграмма, график Ганта) — это популярный тип столбчатых диаграмм, кот.исп.для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Диаграмма Ганта предст.собой отрезки, размещ.на горизонт.шкале времени. Каждый отрезок соотв. отд.задаче или подзадаче. Задачи и подзадачи, сост-щие план, размещаются по вертикали. Начало, конец и длина отрезка на шкале времени соответствуют началу, концу и длительности задачи. На нек.диаграммах также показ.зав-ть между задачами. Диаграмма может исп.для предст-я тек.состояния выполнения работ: часть прямоугольника, отвечающего задаче, заштрих-ся, отмечая процент выполнения задачи; показ.вертик.линия, отвечающая моменту «сегодня».
м.PERT — техника оценки и анализа программ (проектов), кот.исп.при упр-и проектами. PERT — это способ анализа задач, необ.для выполнения проекта. В особенности, анализа времени, кот.треб.для вып-я каждой отд.задачи, а также опр.миним.необ.времени для вып-я всего проекта. Диаграмма PERT с работами на стрелках предст.собой множество точек-вершин (события) вместе с соед-щими их ориент-ми дугами (работы). Всякой дуге, рассм-й в качестве какой-то работы из числа нужных для осущ-я проекта, припис.опр.колич.хар-ки. Это — объемы выделяемых на данную работу ресурсов и, соотв-но, ее ожидаемая продолж-ть (длина дуги). Любая вершина интерпр-ся как событие завершения работ, предст-ных дугами, кот.входят в нее, и одновр.начала работ, отобр-х дугами, исх-ми оттуда. Т.о. отражается тот факт, что ни к одной из работ нельзя приступить прежде, чем будут выполнены все работы, предш-щие ей согласно тех-гии реал-и проекта. Начало этого процесса — вершина без входящих, а окончание — вершина без исх-х дуг. Ост.вершины должны иметь и те, и другие дуги. Послед-ть дуг, в кот.конец каждой предш-й совп.с началом последующей, трактуется как путь от отправной вершины к завершающей, а сумма длин таких дуг — как его продолж-ть. Обычно начало и конец реал-и проекта связаны множеством путей, длины которых разл-ся. Наиб.опр.длит-ть всего этого проекта, миним.возм.при зафикс.хар-ках дуг графа. Соответ-щий путь — критический, т.е. именно от продолж-ти сост-щих его работ зависит общая прод-ть проекта, хотя при изм-и прод-ти любых работ проекта критическим может стать и др.путь. Метод крит.пути — эффект.инструмент план-я расписания и упр-я сроками проекта. В основе метода лежит опр-ние наиб.длит-й послед-ти задач от начала проекта до его окончания с учетом их взаимосвязи. Задачи, лежащие на крит.пути (крит.задачи), имеют нулевой резерв времени выполнения и в случае изм-я их длит-ти изм-ся сроки всего проекта. В связи с этим при выполнении проекта крит.задачи требуют более тщательного контроля, в частности, своевр.выявления проблем и рисков, влияющих на сроки их выполнения и, след-но, на сроки выполнения проекта в целом. В пр-се вып-я проекта крит.путь проекта может меняться, т.к. при изм-и длит-ти задач нек.из них могут оказаться на крит.пути. Если нач.момент вып-я проекта положить равным нулю, то сроки окончания у первых работ сетевого графика, т.е. работ, выходящих из первого события, будет опр-ся их продолж-тью. Время наступления любого события следует положить равным самому позднему времени окончания непоср-но входящих в это событие работ: считается, что работа в сетевом графике не может начаться, пока не завершены все предш-щие для нее работы. Наиб.распростр-ми напр-ми применения сетевого план-я явл.: · целевые научно-исслед.и проектно-конструкт.разработки сложных объектов, машин и установок, в создании которых принимают участие многие пред-я и орг-и; · план-е и упр-е осн.деят-тью разраб-щих орг-й; · план-е комплекса работ по подготовке и освоению пр-ва новых видов промыш.продукции · стр-во и монтаж объектов пром., культурно-быт.и жилищного назн-я; · реконструкция и ремонт действующих пром. и других объектов; · план-е подготовки и переподготовки кадров, проверка исп-я принятых решений, орг-я комплексной проверки деят-ти пред-й, объед-й, строительно-монтажных орг-й и учреждений. В то же время в последнее время методы СПУ начинают активно исп.в торговле, в частности в логистике, для оптим-и товаропроводящих цепей. Методы сетевого план-я исп. при план-и сложных комплексных проектов, напр., таких как: 1. Стр-во и реконструкция каких-либо объектов; 2. Выполнение научно-исслед. и конструкт.работ; 3. Подготовка пр-ва к выпуску продукции; 4. Перевооружение армии; 5. Развертывание системы медиц.или профилакт.меропр-й. Вып-е проекта тpeбyeт временной увязки большого числа взаимосвязанных работ, вып-х разл.исп-ми, привлекаемыми для выполнения задач проекта. Составление и анализ соотв-щих календ.планов предст.собой довольно сложную задачу, при решении которой необ.исп-е аппарата сетевого план-я и упр-я проектами. По существу этот метод дает возм-ть опр.во-первых, какие работы или операции из числа многих, составляющих меропр-я проекта, явл.«критическими» по своему влиянию на общую временную прод-ть проекта и, во-вторых, каким образом построить рацион.календ.план проведения всех работ с тем, чтобы выдержать заданные сроки при миним.затратах. Реал-я таких моделей возм. при прим-и спец.матем.обесп-я и специализ.модулей в составе конкр.программных продуктов, таких как MS Project и Time Line. Визуальным представлением рез-тов проведенной работы может быть календарь работ, таблицы загрузки ресурсов и др. №5(3) Основные элементы концепции логистики и ее роль во внутрифирменном планировании. Методы и системы управления материальными потоками Основные элементы концепции логистики и ее роль во внутрифирменном планировании. Логистика – это наука, изучающая упр-е материальными потоками, охватывающий сферу снабжения, сбыта, перемещения и хранения в единстве. Грамотно разработанная сис-ма позволяет эфф-тивно управлять мат потоками, позволяя предпр-ю находить оптимальные партии и интервалы поставок, ликвидировать проблемы, связанные с отсутствием запасов и экономить на хранении материалов и готовой пр-ции. Исп-е методов логистики зачастую снижает затраты компании, связанные с упр-ем мат потоками на 25-30%. Эл-ты сис-мы логистики: 1) пр-венные запасы (выполняют буферную роль между транспортом, пр-вом, реал-цией, позволяют эфф-тивно и экономично ф-онировать всей сис-ме, м.б. расположены у потр-лей или приближены к пр-ву); 2) закупка сырья и материалов; 3) транспорт (вып-щий перевозку не только от поставщиков предпр-ю, но и поставку пр-ции потр-лям); 4) обслуживание пр-ва (подразделение логистики, к-е обслуживает пр-во, должно не только определять потребности, но и обслуживать колебания спроса и предл-я); 5) складское хоз-во; 6) инф-онная связь и контроль; 7) кадры. Постр-е логистических моделей начинается с анализа маркетинговой инф-и. Специалисты по логистике на основе данных о потребностях клиентов (желательного времени и периодичности поставок, размеров партий и т.п.) разрабатывают оптимальный график распределения и доставки готовой пр-ции, схему промежуточного хранения. Виды логистики: Закупочная логистика. В странах с рыночной экономикой основная цель закупочной логистики – удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Время между размещением заказа и получением по нему материальных ресурсов называется временем упреждения (поставки через склад, прямые(транзитные поставки)). Существенное влияние на эффективность закупочной логистики выбор оптимальной партии поставки. При этом логика оптимизации состоит в следующем: увеличение партии поставки сокращает транспортные расходы, но увеличивает расходы по хранению запаса и потери, связанные с отвлечением денежных средств из оборота. К основным методам закупок сырья, материалов, комплектующих деталей относятся: 1. Оптовые закупки, предполагают поставки сырья или иных материалов большими партиями за определенный период времени. (используем дешевый транспорт, скидки за объем, но затраты на складское хранение). 2. Закупки сырья или материалов оптимальными партиями. 3. Закупки сырья или материалов по мере необходимости предназначены для изготовления определенного количества продукции или товаров. Производственная логистика. Организация и управление материальными потоками на этапе переработки сырья и превращения его в готовую продукцию предполагает использование таких логистических принципов, как целенаправленность, гибкость, оптимизация и носит название производственной логистики. Одним из важнейших факторов, способствующих повышению эффективности производства, является целенаправленность и упорядоченность движения предметов труда в производственном процессе. Его характерная черта — взаимоувязка различных операций при изготовлении продукции как по срокам, так и по объемам и структуре поступающих и используемых материальных ресурсов во времени и в пространстве.Существуют следующие системы поставки партий продукции. 1) Система с фиксированной партии поставки. В данной системе размер заказов и поступающих партий – величина постоянная, а очередные поставки осуществляются через разные интервалы времени. Заказ на поставку очередной партии дается при уменьшении размера запаса на складе до установленного критического уровня — так называемой точки заказа. Таким обра-зом, интервалы между поставками очередных партий на склад зависят от интенсивности расхода (потребление) материальных ценностей производством или потребителями.В системе управления запасами с фиксированной периодичностью заказа продукция заказывается и поступает на склад через равные промежутки времени, а объем заказа регулируется за счет изменения размера партии. При каждом поступлении очередной партии запас пополняется до определенного максимального уровня.Регулирующими параметрами системы с фиксированной периодичностью заказа являются:– максимальный уровень, до которого осуществляется пополнение запасов; – интервал между двумя заказами или очередными поступлениями партий.2) С фикс временем (периодичностью).Чаще всего обе системы сочетают. Сбытовая логистика. Решением комплекса взаимосвязанных мероприятий по распределению товарных потоков, направляемых от фирм-производителей к потребителям, по взаимоотношениям с посредническими и иными организациями в процессе продажи товаров занимается сбытовая (распределительная) логистика.Под дистрибьюцией понимается система распределения продвижения товаров, сырья, материалов или иной продукции конечным потребителям (покупателям).Дифференциальное распределение. Не всем продуктам должен сопутствовать один и тот же уровень обслуживания клиентов — таков фундаментальный принцип логистического планирования. Различия в требованиях к уровню обслуживания, характеристиках продукта и уровне продаж среди многочисленных товаров, которые распространяет типичная фирма, обуславливают для каждого ряда продуктов свою дистрибутивную стратегию.Смешанная стратегия. Понятие смешанной стратегии подобно понятию дифференцированного распределения, но смешанная стратегия будет иметь более низкие издержки, чем чистая, или единая, стратегия. Хотя единые стратегии могут выгодно отличаться с точки зрения масштаба и административной простоты, они экономически проигрывают, когда товарный ряд изменяется в значительной степени по весу, объему, размерам заказов, объемам продаж и требованиям к уровню обслуживания клиентов. В процессе перемещения материальных потоков на основе сделки (контракта) определяются его конкретные участники, а логистический канал трансформируется в логистическую сеть (цепь). То есть это совокупность предпринимательских структур, которые согласно договорным обязательствам, осуществляют доставку конкретной продукции или услуг от фирм-производителей к потребителю. Транспортная логистика. Транспортные логистические процедуры включают выбор:– вида транспортировки (способа перевозки или системы доставки грузов); – вида или нескольких видов транспорта;– основных и вспомогательных логистических посредников в транспортировке.При перевозке грузов неск-кими видами транспорта возн-ют трудности по совмещению времени прибытия одного транспорта и отправки другого с минимальной потерей времени на перегрузку т-ра, оформление док-тов и т.д. Зарубежные компании-поставщики пр-ции работают с транспортными посредниками, принимая на себя отв-сть по перевозке всей пр-ции и при этом перевозочный пр-сс разбивается на части. В глобальных логистических каналах перемещение мат потоков осущ-ется по спец международным транспортным коридорам (с 1994 г. всего их 10). Наиболее важные: 1 Рига (Латвия) — Калининград (Россия) — Гданьск — Варшава (Польша). 2 Берлин (Германия) —- Познань (Польша) —- Варшава (Польша) — Брест (Белоруссия) — Минск (Белоруссия) – Смоленск (Россия) -Москва (Россия). 3 Берлин (Германия) — Вроцлав (Польша) — Катовице (Польша) — Львов (Украина) — Киев (Украина) —Москва (Россия). 4 Лондон (Англия) — Париж (Франция) — Франкфурт-на-Майне (Германия) -- Прага (Чехия) —Вена (Австрия) —Братислава (Словакия) — Будапешт (Венгрия) — Арад (Румыния) — София (Болгария) — Стамбул (Турция). 5 Триест (Италия) —Любляна (Славения) —Будапешт (Венгрия) — Ужгород (Украина) —Львов (Украина).
№6(3) Изд-ки приобретения и хранения запасов. Пр-цип Парето. Исп-е метода АВС рег-я запасов Ф-ма должна иметь такое кол-во запасов, чтобы обесп-ть как непрерывность пр-сса пр-ва, так и свести совокупныеные изд-ки, связанные с приобретением, доставкой и хранением необх-мого материала к минимуму. Запасы в пр-венном смысле – бездействующие рес-сы, но это не означает, что они не служат никакой цели, возникновение запасов не свободно от расходов. Классифик мат запасов в зависимости от ден затрат: 1) ст-сть предметов закупки; 2) изд-ки на оформление заказа; 3) изд-ки на хранение запасов; 4)изд-ки, связанные с отсутствием запасов. Совокупные изд-ки вкл-т: 1) прямые затраты, определяемые ценами; 2) затраты на доставку; 3) затраты на содержание запасов; 4) на потери от замораживания ден-ых ср-в в запасах. Мероприятия по регулированию объемов запасов, поддержанию их в опред-х оптимальных размерах по орг-ции непрерывного контроля за поставками и по их оперативному планир-ю называются сис-мой рег-я запасов. Необх-мо отличать излишние запасы от сверхнормы. Совершенно ясно, что нерационально уделять позициям отдельных материалов, играющих незначительную роль в пр-ве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности, это и положено в основу принципа Парето. Суть его в том, что на неск-ко изд-й из всей совокупности производимых, покупаемых или хранимых приходится значительная часть расходуемых или приобретаемых рес-сов. В зав-сти от ден-ых затрат мат. запасы подразделяются на 3 класса: А,В,С. По горизонтали – доля номенклатурных позиций заказов в %. По вертикали – ур-нь потребности в ден-ых ср-вах, в %. В группу А вкл-ся материалы первостепенной важности, как правило они составляют порядка 75% потр-я и ок. 10% номенклатурных позиций заказов; в группу С вкл-ся материалы, потр-е которых не регулярно, легко получаемые и легко заменяемые, составляют ок. 5% потр-я и ок. 65% номенклатурных позиций заказов, играют вспом роль; в группу В вкл-ся остальные материалы, порядка 20% потр-я и ок. 25% номенклатуры. По материалам группы А определяются размеры и моменты выдачи заказов, уст-ется ежедневный контроль и рег-е запасов. По группе В уст-ется контроль и получение кач-венной инф-и о запасах ежедекадно. По группе С контроль эпизодический №7(3) АУТСОРСИНГ И ИНСОРСИНГ В ЛОГИСТИКЕ В последнее время российский менеджмент стал осознавать необходимость управления затратами и в связи с этим начал с пониманием относиться к методам воздействия на затраты предприятия, используемых на зарубежных предприятиях. Инструменты управления затратами могут быть как тактические в рамках текущего менеджмента, так и стратегические. К последним относятся такие кажущиеся радикальными меры, как аутсорсинг и инсорсинг. Понятие аутсорсинг относительно знакомо и часто встречается в российской литературе по логистике, в отличие от менее знакомого инсорсинга. Многими учеными аутсорсинг определяется как: «Перевод функций и активов внутреннего подразделения или самих этих подразделений организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене». Проще говоря, аутсорсинг - это покупка операций, которые могли бы осуществляться предприятием самостоятельно, у сторонних поставщиков. Аутсорсинг позволяет заменить часть постоянных затрат в переменные, что при низкой загрузке подразделений предприятия явно оправдано. Также следует понимать, что фирма, предоставляющая услуги аутсорсинга, является центром знаний и опыта и может выполнять соответствующие функции профессионально, в отличие от отдельных предприятий. Аутсорсинг и инсорсинг – это две одновременно разные и похожие управленческие технологии. Оба метода могут быть использованы для уничтожения затрат на неиспользуемую мощность. Разница между ними следующая: аутсорсинг позволяет затратам быть гибкими при изменении объема производства услуг, а инсорсинг – сохраняет затраты постоянными, но продает при этом на внешний рынок неиспользуемую мощность. Аутсорсинг часто рассматривается как инструмент сокращения затрат, а также способ, дающий предприятию возможность сконцентрироваться на небольшом количестве видов деятельности. Системная подготовка решений об аутсорсинге может производиться на основе учета затрат по видам деятельности (метода Activity Based Costing – ABC). АВС метод, используя информацию о стоимости процесса (или вида деятельности) и его загруженности, дает информацию, необходимую при подготовке решений об аутсорсинге и инсорсинге. Для анализа потенциального решения об аутсорсинге нам может понадобиться информация о соответствии внутренних отделов организаций и конкретных видов аутсорсинговых услуг. Перед тем, как осуществить решение об аутсорсинге, фирма должна решить, что будет для нее выгоднее – производить данную услугу, бизнес-процесс, или товар самой, или поручить сторонней организации. Фирмы принимают решение об аутсорсинге на основе как экономических, так и не экономических соображений. Одно из неэкономических факторов – это является ли рассматриваемый вид деятельности стратегическим или стандартным. Стратегические виды деятельности представляют сферы ключевой компетенции предприятия, как например, знание дизайна продукта или навык в производстве. Благодаря этим видам деятельности компания способна выделиться на рынке своим продуктом или предложить на рынок продукт по более низкой цене. Связь компаний со своими стратегическими видами Деятельности является долгосрочной. Нефинансовые соображения очень важны при рассмотрении вопросов аутсорсинга стратегических видов деятельности. Стратегическими компонентами могут быть также те виды деятельности, которые защищают информацию, имеющую коммерческую ценность – например, данные о сотрудниках, покупателях, поставщиках. С другой стороны, существуют стандартные виды деятельности. Точное определение цены данного процесса имеет большое значение для принятия решения об аутсорсинге. Стандартные виды деятельности не дают ни дополнительной дифференциации, ни конкурентного преимущества. Этот вид деятельности может быть закуплен у более эффективных с точки зрения издержек поставщиков, позволяя фирме сфокусировать свой капитал и человеческие ресурсы на более стратегических направлениях. Для принятия решения об аутсорсинге достаточно использовать классическую модель принятия решения покупать или производить. Понятия покупать эквивалентно использованию услуг внешнего поставщика. Понятие производить эквивалентно наличию соответствующего внутреннего подразделения. Цена, по которой предприятие имеет возможность «покупать», диктуется рынком соответствующих услуг. Цена же, по которой предприятия имеет возможность производить обуславливается ценой ресурсов, поставленных на предприятия для обеспечения работы соответствующего подразделение. То есть цена, по которой предприятие имеет возможность производить, обуславливается стоимостью определенного вида деятельности или процесса на предприятии. Как мы уже знаем, АВС система позволяет нам рассчитывать данные показатели. АВС система позволяет определить стоимость всего вида деятельности, а также стандартную ставку драйвера затрат, рассчитанную из практической мощности. При рассмотрении решений об аутсорсинге необходимо учитывать следующие факторы: - планируемый интервал мощности загрузки внутреннего подразделения - внешнюю цену услуги - величину затрат на содержание внутренних подразделений при различных уровнях загрузки (ступенчатые затраты) - расчетные величины стандартной и средней ставки драйвера затрат. С точки зрения интерпретации информации о стоимости и использовании видов деятельности, выдаваемой АВС системой, в отношении аутсорсинга можно выделить два основных случая принятия положительного решения: 1) когда ставка драйвера затрат, рассчитанная исходя из практической мощности процесса, значительно превышает внешнюю цену аналогичного вида деятельности – тогда аутсорсинг проводится по причине неэффективности вида деятельности при осуществлении его внутри предприятия; 2) когда существует нерегулярный спрос на данный вид деятельности и периодически образуются значительные затраты на неиспользуемую мощность – тогда аутсорсинг проводится исходя из соображения сокращения затрат на неиспользуемую мощность. Теперь обратимся к вопросу подготовки решений об инсорсинге. Для начала определим понятие: Инсорсинг – это расширение деятельности предприятия или подразделения для дополнительной загрузки имеющихся мощностей или активов. Инсорсинг позволяет предприятиям снизи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|