Музыкальный материал к теме «Петр Ильич Чайковский».
Вопросы. 1. Назови годы жизни Чайковского. 2. Где Петр Ильич получил образование? Кто был его другом в годы учебы? 3. В каком году Чайковский начал учиться в консерватории? Какие произведения были им написаны в это время? 4. Где композитор работал после окончания консерватории? 5. Перечисли произведения, написанные Чайковским во время «московского периода» жизни. 6. Когда были закончены «Евгений Онегин» и Четвертая симфония? 7. Расскажи о «годах странствий» композитора. 8. Какие произведения написаны Чайковским в течение последнего периода его жизни? 9. Сколько симфоний написал Чайковский? Какие еще симфонические произведения композитора ты знаешь? 10. Какую роль играет программность в произведениях Чайковского? Как композитор ее понимал? 11. В каком году написана Первая симфония? Какова ее судьба? 12. Перечисли названия и охарактеризуй содержание всех частей симфонии. 13. Объясни, почему симфония получила название «Зимние грезы». 14. Объясни, как Петр Ильич относился к жанру оперы. 15. Какие принципы отличают его оперное творчество? 16. Когда состоялась премьера оперы «Евгений Онегин»? 17. Какое произведение лежит в основе сюжета оперы? Кто подсказал мысль обратиться к нему? 18. Как строится драматургия оперы? 19. Какую роль играет в опере оркестр? 20. Изложите содержание оперы по картинам. 21. Расскажите о главных героях оперы: Татьяне, Ленском, Онегине, Ольге. Как обрисованы они в музыке произведения?
Музыкальный материал к теме «Петр Ильич Чайковский».
1. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы» (диск 8). 2. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: 1 картина: вступление, дуэт Татьяны и Ольги, квартет Ольги, Татьяны, Лариной, няни, протяжная «Болят мои скоры ноженьки», плясовая «Уж как по мосту, мосточку», ария Ольги «Я не способна к грусти томной», квартет Татьяны, Ольги, Ленского, Онегина, ариозо Ленского, ариозо Онегина.
2 картина: вступление и сцена письма. 3 картина: хор «Девицы – красавицы», ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом». 4 картина: вальс, мазурка (сцена ссоры Онегина и Ленского), ариозо Ленского «В вашем доме». 5 картина: оркестровое вступление и ария Ленского, дуэт «Враги», сцена дуэли. 6 картина: полонез, вальс, ария Гремина, ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» 7 картина: фрагмент «Счастье было так возможно, так близко» (диски 8, 9).
Русская музыка 20 века. Тема №1. Музыкальная жизнь России в конце 19 – начале 20 веков.
В конце 19 века творчество русских композиторов было признано во всем мире. Одна из французских газет, под впечатлением «русских сезонов» в Париже, писала: «Русская школа заслуживает внимания во всех отношениях… Можно многое ожидать…от нации, в которой так много жизненной силы, как в России». Большую роль в музыкальной жизни страны в то время сыграл Беляевский кружок. Он был назван в честь его основателя Митрофана Петровича Беляева (1836-1903) – известного лесопромышленника, владельца огромного состояния и страстного любителя русской музыки. Кружок возник в 80-е годы и объединил почти всех лучших композиторов того времени. Римский- Корсаков стал его идейным центром. Главной своей целью они ставили помощь тем, кто служил русской музыке. Беляев основал издательство, которое опубликовало огромное количество произведений русских композиторов. Поначалу сам Беляев ходил по домам многих из них и, приобретая то, что уже было создано, побуждал их к более активному творчеству. Именно он, еще до окончания «Князя Игоря», предложил Бородину «неслыханный гонорар», тем самым подтолкнув композитора ускорить работу над оперой.
Беляев мечтал издать как можно больше сочинений русских авторов. И для этого часто перекупал их у других издателей, успевших за бесценок скупить их у непрактичных, вечно живущих в нужде композиторов. Он жил с девизом: «Печатать хорошо и продавать по недорогой цене». Но это было не единственное начинание Беляева. В течение ряда сезонов он был организатором «Русских симфонических концертов», а также «Русских камерных вечеров». Они ставили перед собой цель знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Исполнялись только русские сочинения, причем среди них были забытые, раньше не исполнявшиеся творения. Достаточно сказать, что симфоническая фантазия Мусоргского «Ночь на Лысой горе» впервые прозвучала в «Русских симфонических концертах» через двадцать лет после своего создания, а затем, как отмечалось в программках, «по востребованию публики» много раз повторялась. Кроме того, Беляев ежегодно устраивал конкурсы на лучшее камерное произведение, а потом и конкурсы имени Глинки на лучшее произведение русской музыки в любом жанре. Он способствовал воскрешению полузабытых партитур Глинки, чьи произведения не звучали тогда ни на оперной сцене, ни на симфонической эстраде. В общем, любыми способами он стремился помочь русским музыкантам пропагандировать русскую музыку. Для нас имя Беляева стоит в одном ряду с П. М. Третьяковым - основателем знаменитой картинной галереи. «Моя идея, - писал Третьяков, - чтобы нажитое от общества вернулось также обществу, народу в каких- либо полезных учреждениях». То же самое мог сказать и Беляев, желавший «платить дань родине». Беляевский кружок находился в Петербурге. Но и в Москве в то время появился меценат, который поставил своей целью пропаганду русской оперы. Звали его Савва Иванович Мамонтов. Было время, когда он готовил себя к оперной карьере и даже учился вокалу в Италии. Вернувшись в Россию, он организовал в Москве так называемую частную оперу Мамонтова, в которой поставил «Русалку» Даргомыжского и «Снегурочку» Римского- Корсакова. В 1896 году с большим успехом в Частной опере была поставлена «Псковитянка» Римского- Корсакова. В главной роли в ней выступил начинающий певец Ф. И. Шаляпин. Вскоре здесь же состоялась премьера только что созданной оперы Римского- Корсакова «Садко», которую отказалась ставить дирекция императорских театров.
С этими спектаклями театр выезжал на гастроли в Петербург, и вслед за частной оперой эти творения были поставлены в петербургском Мариинском театре. Главное, что отличало спектакли мамонтовской оперы, - это национальная характерность музыки и постановки, в чем уже была заслуга художников. Мамонтов сумел привлечь в театр величайших художников той эпохи: В. Поленова, братьев Васнецовых, В. Серова, М. Врубеля. Но если в течение 19 века одним из ведущих жанров русской музыки была опера, то в начале 20 столетия на первый план выдвинулся балет. Во многом это было связано с именем замечательного антрепренера - Сергея Дягилева. Для его балетной труппы, выступавшей в Париже в начале века, писали И. Стравинский и многие другие композиторы. Симфония продолжала играть важную роль в творчестве этого периода. Большой известностью пользовались симфонические произведения Скрябина, Рахманинова, Мясковского, Прокофьева. Особую ценность представляла собой фортепианная музыка рубежа столетий. Достаточно назвать имена композиторов- пианистов, которые прославляли русскую культуру своим исполнительским мастерством и творчеством: Скрябин, Рахманинов, Метнер, Прокофьев. В общем, мы видим, что музыкальное творчество рубежа веков было представлено композиторами нескольких поколений. Завершал свой творческий путь Н. А. Римский- Корсаков, создавший в начале века свои последние оперы. Балакирев написал Вторую симфонию, кантату на открытие памятника Глинки и ряд других произведений. Появились замечательные произведения Глазунова, Лядова, Танеева. Достигли зрелости Скрябин и Рахманинов. Появились новые в русской музыке имена Метнера и Стравинского. Тогда же начинали свой путь в искусстве Прокофьев, Мясковский, Глиэр и другие. С творчеством некоторых из них мы с вами познакомимся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|