Музыкальный материал к теме «Сергей Васильевич Рахманинов».
Вопросы.
1. Назовите годы жизни Рахманинова. 2. Где учился Рахманинов? Кто был его педагогом? 3. В каком году и по какому классу Сергей Васильевич закончил консерваторию? 4. Какое произведение послужило причиной творческого кризиса, в течение которого композитор не писал музыку? 5. Какой деятельностью Рахманинов занимался в 1904-1906 г. г.? 6. Когда композитор уехал за границу? 7. Приведите слова композитора, поясняющие причину того, что первые годы за границей он не писал музыку. 8. Назовите произведения Рахманинова, созданные в зарубежный период. 9. К каким жанрам обращался Рахманинов в своем творчестве? 10. Назовите известные вам произведения композитора? 11. Какое место занимает в наследии композитора фортепианная музыка? 12. Перечислите жанры, в которых Рахманинов писал в раннем периоде творчества? 13. Назовите концертные произведения для фортепиано. В чем их особенность? 14. Какое место занял в жизни Рахманинова Второй концерт? Что об этом сказал Н. Метнер?
Музыкальный материал к теме «Сергей Васильевич Рахманинов».
1. С. В. Рахманинов. Прелюдия до- диез минор (диск 2) 2. С. В. Рахманинов. Музыкальный момент ми минор (диск 2) 3. С. В. Рахманинов. Этюд- картина ми- бемоль минор (пластинка), Этюд- картина ля минор (диск 2) 4. С. В. Рахманинов. Второй фортепианный концерт до минор (фрагменты)- диск 2 Тема №4. Александр Николаевич Скрябин. (1872-1915).
Скрябин- один из своеобразнейших композиторов рубежа 19 и 20 веков. Его музыка несла в себе черты его эпохи, когда жизнь была пронизана предчувствием катастрофических перемен. «Творчество Скрябина было его временем, выпаженным в звуках»; «Скрябин - самый дерзкий из русских композиторов, революционер в области музыкального искусства», - так писали о нем современники и критики.
Очень во многом они были правы. Как никто другой, накануне революции Скрябин почувствовал неизбежность больших изменений и выразил своей музыкой их томительное ожидание. Но они виделись композитору не как реальные события, а как некая символическая буря или вселенская катастрофа. Скрябин вошел в историю музыки как певец свободной и прекрасной личности – творческой, дерзновенной, героической. Он верил в великую обновляющую и очищающую силу искусства. Всю свою жизнь он посвятил служению Музыке, через которую он выражал свою любовь к людям. Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года в Москве. Его отец, получив элитарное образование в Институте восточных языков, служил в Министерстве иностранных дел и большую часть жизни провел за границей. Мать была замечательной пианисткой, закончившей консерваторию и успешно концертировавшей. Но, к сожалению, она умерла через несколько месяцев после рождения сына. Малыш оказался на руках своей тети, которая посвятила ему многие годы. С отцом Александр почти не виделся. Встречи происходили уже после того, как Скрябин начал выезжать на гастроли за рубеж. От матери мальчик унаследовал страсть к музыке, от отца - незаурядный пытливый ум и стремление к знаниям. Очень рано он начал писать и читать, писал стихи, рисовал. Но с трех лет главной в жизни стала музыка. Еще даже не зная нот, он по слуху играл услышанные мелодии, потом начинал импровизировать. Услышав пьесу один раз, он мог совершенно точно ее повторить. Эта феноменальная память помогала ему впоследствии. В десять лет начались серьезные занятия музыкой. Тогда же он поступил в Кадетский корпус. Но уже тогда было ясно, что военным он не будет. Поэтому начальство освободило его от военных дисциплин и маршировок, чтобы больше времени оставалось для музыки. Через год мальчика заметил С. И. Танеев. Он был лучшим в России педагогом, профессионалом высочайшего класса, человеком, которого называли «музыкальной совестью Москвы». Танеев стал заниматься с Сашей теорией. А по фортепиано Танеев рекомендовал Н. С. Зверева, к которому Скрябин приезжал на уроки три раза в неделю.
В 1888 году Скрябин закончил Кадетский корпус и поступил в Московскую консерваторию. Он продолжал занятия с Танеевым, а по фортепиано попал в класс В. Сафонова. К сожалению, стремясь достичь технического совершенства, юноша «переиграл» правую руку. Хотя он очень аккуратно лечился, травма давала о себе знать всю жизнь. В консерватории он учился 4 года и закончил ее по классу фортепиано с золотой медалью. Как композитор, он консерваторию так и не закончил, оставшись без композиторского диплома. С раннего детства Скрябин был влюблен в музыку Шопена. Поэтому и первые жанры, к которым он обратился, были «шопеновские»- этюды, прелюдии, мазурки, вальсы, ноктюрны. Кроме того, им были написаны соната- фантазия и трехчастная соната. Во всех произведениях раннего периода, созданных в рамках классического стиля, уже ясно выявилось своеобразие музыки Скрябина. В 1894 году Скрябин познакомился с М. П. Беляевым. Он сразу же поверил в талант молодого музыканта. К тому же Скрябин покорил его своей безупречной воспитанностью и изысканной манерой общения. С этого времени произведения Скрябина стали публиковаться, а его симфонические сочинения стали включаться в программу Русских симфонических концертов. Благодаря постоянной поддержке Беляева композитор мог спокойно работать. Сначала меценат отправил его за границу полечить руку, а по возвращении преподнес ему драгоценный подарок- рояль. В 1896 году он организовал молодому пианисту гастрольную поездку в Европу. Во время гастролей композитор продолжал писать музыку, и все его произведения тут же издавались Беляевым. Недаром, в одном из своих писем, Скрябин писал своему благодетелю: «Благодарю судьбу, которая мне послала Вас на моем жизненном пути». В возрасте 26 лет Скрябин получил предложение от Сафонова занять место профессора Московской консерватории. Это предложение композитор принял и проявил себя способным педагогом. Но более всего Скрябин был увлечен сочинением. В 1900 году он создал Первую симфонию. Это было монументальное шестичастное произведение, в финале которого должен был звучать хор. Текст к нему композитор написал сам. Это стихотворение прославляло и искусство, его объединяющую миротворческую силу.
Вслед за Первой появилась Вторая симфония. Кроме того, он постоянно писал фортепианные пьесы для того, чтобы издавать их у Беляева и этим покрывать получаемые авансы. Все это требовало много времени и сил. Поэтому педагогика мешала ему, но отказаться от нее он не мог. Нужно было содержать семью, в которой уже были три дочери и сын. В начале 1902 года композитор приехал в Петербург на премьеру Второй симфонии. Прием был просто скандальным. Аренский, побывав на концерте, писал: «Не понимаю, как Лядов решился дирижировать таким вздором. Я пошел послушать, только чтобы посмеяться, Глазунов вовсе не пошел на концерт, а Римский- Корсаков, которого я нарочно спрашивал, говорит, что он не понимает, как можно до такой степени обесценивать консонанс, как это делает Скрябин». Правда, петербургские музыканты, хотя и критиковали музыку, признали огромный талант композитора. В 1903 году Скрябин оставляет преподавание. Беляев обещает ему 200 рублей в месяц в счет гонорара, и это решает финансовые проблемы. Композитор отдается творчеству. Уже в следующем году появляется одна из вершин его творчества – Третья симфония «Божественная поэма». Параллельно с большими симфоническими произведениями, композитор в это время создал много произведений для фортепиано: Четвертая и Пятая сонаты, ряд поэм (в том числе, знаменитые «Трагическая» и «Сатаническая»), много фортепианных пьес. Вместе с этим, Скрябин много гастролировал, проведя почти шесть лет за границей: в Швейцарии, Италии, Франции, США. Там, за границей, было закончено еще одно крупное симфоническое произведение – «Поэма экстаза». Следующим музыкальным откровением Скрябина стала «Поэма огня» - «Прометей». Здесь тоже использован огромный состав оркестра и смешанный хор. «Прометей» должен был сопровождаться светоэффектами с помощью световой клавиатуры. Зал должен был погружаться в сияние того или иного цвета. В этом сочинении воплощались мечты композитора о синтезе искусств, о «световой симфонии». В партитуру была введена особая нотная строка. Композитор обозначил ее итальянским словом «luce» («свет»). Она предназначалась еще для не существующего инструмента. В течение многих лет люди пытались осуществить это световое сопровождение. К сожалению, мы так и не узнаем, как представлял себе это световое сопровождение сам композитор. От «Прометея» открывался прямой путь к «Мистерии».
Дело в том, что Скрябин в эти годы много занимался философией, интерес к которой возник у него гораздо раньше. С юности он стремился глубоко осмыслить значение искусства для человечества, роль художника- творца. Эти размышления нашли отражение еще в финале Первой симфонии. Но в конце жизни композитор вынашивал один грандиозный замысел. Конечно, осуществить его было невозможно. Да и сам композитор представлял себе его, наверное, чисто теоретически. Представьте, он хотел написать произведение, в котором должны были соединиться в одно целое различные виды искусства. Сама идея, в общем –то, не нова. Но Скрябин мечтал, что в «Мистерии» примет участие все человечество. Он хотел купить в Индии землю для постройки храма, который должен был стать реальной «декорацией» для его грандиозных замыслов. Исполнение «Мистерии», по его мнению, должно было привести к «гибели мира» как материального начала к торжеству, «освобождению» начала духовного. В последний год жизни Скрябин работал над «Предварительным действием», которое должно было стать своеобразным прологом к «Мистерии». Правда, от этого произведения сохранились только стихотворный текст и черновые наброски. Композитор все больше чувствовал постоянное переутомление. Это находило отражение в его музыке. Например, в Девятой сонате появился мотив, который произвел впечатление на внимательных слушателей. Когда у композитора спросили, что он означает, Скрябин ответил: «Это – тема подкрадывающейся смерти». Ответ сразу стал известен друзьям композитора. И смерть не замедлила: прервав работу над всеми грандиозными замыслами, он наступила через два месяца после произнесенных слов. Он умер 27 апреля 1915 года от внешне незначительной причины – карбункула на губе, вызвавшего общее заражение крови. Весть о смерти композитора мгновенно облетела всю Москву. На кладбище Новодевичьего монастыря его провожала многотысячная толпа.
Прелюдия ре мажор. Это - одна из прелюдий цикла «24 прелюдии, ор. 11», написанного Скрябиным в ранний период творчества. Цикл - своеобразная энциклопедия наиболее характерных для этого периода образов и настроений Скрябина. В них были воплощены различные жизненные впечатления композитора. Среди них есть картины природы и быта. Но главное в них - тонкое психологическое содержание, выраженное в малых формах, и огромное разнообразие переданных музыкой чувств. Прелюдия ре мажор - одна из жемчужин лирики композитора, проникнутой спокойствием и умиротворением. Прелюдия ми- бемоль минор - пример возбужденно- мятежных чувств, типичных для музыки Скрябина. Вся прелюдия строится на чередовании вздымающегося и вновь ниспадающего движения. Оно как бы рисует грозно набегающие в час прибоя морские волны. Этюд ре- диез минор «Революционный» (ор. 8 №12) очень знаменит. Но сам композитор такого названия ему не давал. Просто драматизм, мятежность, протест, воплощенные в этой музыке, передовая молодежь начала 20 века воспринимала как революционный образ, близкий «Буревестнику» Горького. Симфония №3 «Божественная поэма». Эта музыка поражает масштабностью звучания. Композитор использовал огромный состав оркестра. И мастерство автора проявилось во всем: в оркестровке, построении драматургии симфонии, воплощении ее программы. Первая часть называется «Борьба», вторая- «Наслаждения», третья- «Божественная игра». К этой симфонии композитор создал программу. Она такова: «Божественная поэма» представляет развитие человеческого духа, который, оторвавшись от прошлого, полного верований и тайн, преодолевает и ниспровергает это прошлое и, пройдя через пантеизм, приходит к упоительному и радостному утверждению своей свободы и своего единства со Вселенной (божественного «я»)». 1 часть. Тема вступления – лейттема всей симфонии, она проходит через весь симфонический цикл. Лаконичной, массивной теме в басах отвечает призывный краткий мотив трех труб с характерным скачком на сексту вверх. Главная партия - устремленная, сурово- мужественная. Побочная партия состоит из двух тем. Первая - просветленная, относительно спокойная; вторая - несколько фантастическая по колориту мелодия, она воплощает какой- то манящий и словно ускользающий образ. Заключительная партия - властная, призывная, героическая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|