Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия к теме «Игорь Федорович Стравинский».




Вопросы.

 

1. Назовите годы жизни Стравинского.

2. Кого Стравинский считал своим «великим учителем»? Какое произведение композитор посвятил его памяти?

3. Какую дату мы считаем началом мировой славы Стравинского?

4. Назовите имя русского театрального деятеля, с которым связано создание ранних балетов композитора.

5. Приверженцем и главой какого направления в искусстве был Стравинский?

6. Что такое додекафония?

7. Когда Стравинский в последний раз посетил Россию?

8. Охарактеризуйте известные вам фрагменты балета «Петрушка». Как в балете показаны Петрушка, Арап, Балерина, картины народных гуляний?

 

Понятия к теме «Игорь Федорович Стравинский».

1. Неоклассицизм- направление в искусстве 20 века, представители которого стремились к возрождению музыки раннеклассического и доклассического периодов.

2. Додекафония- - один из видов современной композиторской техники, при котором все 12 звуков хроматической гаммы являются абсолютно равными, и в котором нет понятия устойчивых и неустойчивых звуков. Вместо музыкальной темы здесь используется последовательность звуков (серия), которая остается неизменной на протяжении всего произведения.

 

Музыкальный материал к теме «Игорь Федорович Стравинский».

И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка».

· 1 картина. «Народные гулянья на масляной».

· 2 картина. «У Петрушки».

· 3 картина. «У Арапа».

· 4 картина «Народные гулянья на масляной».   

 

Тема № 6. Обзор русской музыкальной культуры 20 века.

 

Мы с вами переходим к изучению того периода развития русской музыки, который принято называть советской музыкой. Советской, потому что она бытовала в Союзе Советских Социалистических Республик. Она ведет свою историю с Великой Октябрьской Социалистической революции. Действительно, с этого дня началась новая веха в художественной жизни нашей страны. Прежде всего, в корне изменилась ее структура. Если раньше театры в России были частными, или императорскими, то с 1918 года все театры, музыкальные издательства, консерватории были переданы государству. В начале 20-х годов были организованы первые государственные филармонии (концертные организации, пропагандирующие классическую и современную музыку среди широкого круга слушателей), хоровые капеллы. Эти коллективы сыграли огромную роль в приобщении народа к музыке. В этот период были созданы Государственный академический хор русской песни СССР, Русская хоровая капелла, Капелла имени Глинки, народный хор имени Пятницкого и множество других коллективов.

В нашей стране была открыта целая сеть музыкальных школ, а также кружков, студий при дворцах пионеров, домах культуры. Это открыло широким слоям любителей музыки путь к музыкальному образованию, участию в художественной самодеятельности, к постижению богатств классической музыки. Главной целью всего этого было приобщение к музыке простых людей из народа, тех, для кого раньше музыка была просто закрыта, кто о музыкальном образовании мог только мечтать. В классах консерваторий, училищ, школ появились студенты и учащиеся из рабоче- крестьянской среды. Мы можем сказать, что музыкальная жизнь страны в 20-е годы носила просветительский характер.

Многие выдающиеся музыканты и артисты, начавшие свой творческий путь еще в дореволюционные годы, стали активными строителями новой культуры, воспитателями новых талантов, вышедших из народа. Среди видных мастеров старшего поколения были замечательные русские певцы: А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Л. В. Собинов, композиторы: Р. М. Глиэр, Н. Я. Мясковский, М. М. Ипполитов- Иванов, пианисты: К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, А. Б. Гольденвейзер. Также интенсивное музыкальное образование развивалось в это время и в республиках Советского Союза.

Сразу после революции стало развиваться творчество советских композиторов. Уже к середине 20-х годов заявили о себе воспитанные советскими консерваториями композиторы, среди которых: Д. Шостакович, В. Шебалин, А. Давиденко, К. Кабалевский, М. Коваль.

Одной из отличительных черт советской культуры стала ее массовость. Отсюда – огромная популярность такого жанра, как массовая песня. Сразу после победы Великого Октября в стране зазвучали боевые песни пролетариата – «Интернационал», «Варшавянка», «Мы- кузнецы». Первые массовые песни возникли в нашей стране еще в годы гражданской войны. Их слагали сами красноармейцы, чаще всего на мотивы старых рабочих и солдатских песен. Но уже и тогда рождались первые авторские песни композиторов Д. Покрасса, А. Митюшина и др.

Надо учитывать, что это было сложное и противоречивое время, когда в атмосфере идейной борьбы разных школ и направлений рождалась новая жизнь, новое искусство. Конечно же, эта противоречивость проявилась и в музыке. Некоторые музыканты, входившие в Ассоциацию современной музыки (АСМ), считали, что, создавая новую пролетарскую культуру, надо отказаться от всего классического наследия, от народных истоков и опираться на модернистские течения. Почти в это же время была создана Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАМП). Она ставила перед собой задачу сплочения молодых музыкантов, вышедших из рабочих и крестьян, и организацию борьбы против влияния буржуазной идеологии на нашу музыку. И среди РАМПовцев были люди, отрицавшие классическое наследие. Они считали, что оно не отвечает идеологии строителей социализма.

Но передовые деятели советской культуры понимали, что новое искусство можно построить, только опираясь на богатейшее культурное наследие прошлого. Это привело к тому, что в апреле 1932 года были ликвидированы различные группировки и ассоциации, а вскоре была создана единая творческая организация – Союз советских композиторов. Этот союз помог теснее сплотить многонациональный отряд композиторов. Ведь еще одной важной чертой советской музыки является ее многонациональность. Союз советских композиторов внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры 20 века. Один за другим рождались музыкальные шедевры, завоевавшие признание во всем мире. Сложный мир переживаний современного человека, его мечты и надежды, его борьба с жизненными препятствиями и устремленность к светлому будущему нашли отражение в симфонических произведениях Шостаковича, Мясковского, Шебалина, Мурадели, Хачатуряна, Лятошинского, Киладзе и др.

По всему миру прозвучали прославленные творения Прокофьева. Слушатели с интересом встретили оперы «Тихий Дон» Дзержинского, «В бурю» Хренникова, отражавшие события революционных лет. Тогда же, в 30-е годы, расцвел талант А. Хачатуряна. Композитор сумел достичь в своей музыке слияния традиций европейской музыкальной культуры и народной музыки Востока.

В этот период на новый уровень поднялось развитие музыкальной культуры в союзных и автономных республиках, стали складываться национальные композиторские школы, которым оказывали помощь старейшие русские мастера. Большую роль в пропаганде достижений национальных культур сыграли декады национального искусства- своеобразные фестивали, проводившиеся в Москве с 1936 года. На этих декадах были исполнены классические оперы З. П. Палиашвили, А. А. Спендиарова, А. Т. Тиграняна, Е. Г. Брусиловского. На сцене Большого театра пели украинские кобзари, казахские акыны, армянские гусаны, грузинские многоголосные хоры.

Советские музыканты- исполнители (пианисты, скрипачи, вокалисты, виолончелисты) завоевывали первые места на международных конкурсах в Париже, Вене, Варшаве, прославляя советскую исполнительскую школу. Любовью слушателей пользовались выступления Д. Ойстраха, Л. Оборина, Э. Гилельса, Я. Флиера, Я. Зака, Р. Тамаркиной и др.

В общем, это было время, когда советская музыка завоевала международное признание. Многие сочинения советских композиторов пополнили золотой фонд мирового музыкального искусства. С триумфальным успехом исполнялись во всём мире лучшие творения советских композиторов. С творчеством некоторых из них мы с вами познакомимся на следующих наших занятиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...