Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальный материал к теме «Дмитрий Дмитриевич Шостакович».




Вопросы.

1. Назовите годы жизни Шостаковича.

2. Расскажите о знаменитом Постановлении 1948 года «Об опере «Великая дружба» Мурадели. Каким образом оно связано с Шостаковичем?

3. Назовите наиболее известные произведения Шостаковича.

4. Где Шостакович получил музыкальное образование?

5. Какое произведение стало дипломной работой композитора в консерватории?

6. Почему после оперы «Катерина Измайлова» Шостакович больше не писал опер?

7. Какие жанры были наиболее близки композитору?

8. Сколько симфоний написал Шостакович?

9. Какие черты дарования композитора проявились в его симфонических произведениях?

10. Как называется Седьмая симфония композитора? Когда она была написана?

11.  Где и когда прошли премьеры этого сочинения?

12. Какова основная идея Седьмой симфонии?

13. Расскажите о строении симфонии. В чем необычность сонатного построения первой части симфонии.

14. Охарактеризуйте основные темы ее частей.

15.  Расскажите историю создания цикла «24 прелюдии и фуги».

16. Что роднит Шостаковича с Бахом?

17. Какие образы, чувства отразил Шостакович в прелюдиях и фугах?

18. Расскажите о прелюдии и фуге ре мажор.

 

 

Музыкальный материал к теме «Дмитрий Дмитриевич Шостакович».

1. Д. Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская», 1 часть, фрагменты 2, 3. 4. частей (диск №6)

2. Д. Шостакович. Прелюдия и фуга ре мажор (пластинка).

 

Тема №9. Арам Ильич Хачатурян.

(1903-1978)

 

А. Хачатурян- художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок, музыка его пронизана интонациями и ритмами народных армянских песен и танцев. Именно народное искусство явилось источником глубокого своеобразия творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой и, в первую очередь, русской музыки.

Хачатурян родился 6 июня 1903 года, в Тбилиси. В начале века в этом городе, как в огромном котле, были перемешаны традиции национальных культур народов Закавказья. В городе можно было услышать выступления народных певцов – ашугов, соединивших в своем творчестве черты музыки армян, грузин, персов, азербайджанцев. Первые музыкальные впечатления мальчика были связаны именно с народной музыкой. Причем, вернувшись домой, мальчик забирался на чердак и начинал выстукивать ритм народных мелодий на медном тазу. «Эта первоначальная моя деятельность» доставляла мне неописуемое удовольствие, родителей же приводила в отчаяние», - писал, спустя годы, Хачатурян.

Родители были простыми людьми (папа работал переплетчиком), правда, музыкально одаренными. В доме часто звучала народная музыка. Но о музыкальном образовании сына нельзя было и мечтать. Вскоре дома появилось старенькое пианино, на котором Арам сам научился играть сначала одним пальцем, а потом- и с примитивным аккомпанементом. На этом пианино мальчик подбирал мелодии знакомых народных песен.

В десять лет Арам поступил в коммерческое училище. Почти в это же время ему довелось услышать оперу «Абессалом и Этери» Палиашвили - классика композиторской школы Закавказья. Впечатление было таким сильным, что желание учиться музыке стало неотступным. Не зная нот, Арам научился играть на духовых инструментах и стал участвовать в любительском духовом оркестре.

В 1921 году в Тбилиси из Москвы приехал старший брат будущего композитора – Сурен Хачатуров, работавший режиссером Московского художественного театра. Он увидел, как велико влечение брата к музыке, и увез его в Москву.

Сначала Хачатурян поступил на биологическое отделение Московского университета. Но скоро понял, что надо идти учиться в музыкальное учебное заведение. В 19 лет он сдавал экзамен в Московский музыкальный техникум имени Гнесиных. Он практически даже не знал нот. Увидев в углу класса виолончель, он сказал, что хочет учиться на этой большой скрипке. Но великие педагоги Гнесины сразу же увидели в юноше большой талант. Сначала образование Хачатуряна проходило в классе виолончели, а затем- в классе композиции под руководством профессора М. Ф. Гнесина. Первыми серьезными работами композитора стали: «Танец» для скрипки и фортепиано, «Поэма» для фортепиано. М. Ф. Гнесин был тонким, чутким педагогом, сумевшим быстро развить природное дарование Хачатуряна. Потом Арам Ильич посещал класс Н. Я. Мясковского, который передал ему лучшие традиции русской и западно-европейской классики.

Учиться в консерватории Хачатуряну было трудно. Сказывалось отсутствие начального теоретического образования, иная национальная культура и даже возраст (он поступил в консерваторию в 26 лет). Но он был человеком целеустремленным и трудолюбивым, бесконечно преданным любимому искусству. Это помогло преодолеть молодому музыканту все трудности.

Дипломной работой композитора стала Первая симфония, вышедшая далеко за пределы обычной дипломной работы и ставшая заметным явлением в музыкальной жизни России 30-х годов. Хачатурян блестяще окончил консерваторию. Его имя было занесено на доску почета.

Успех Первой симфонии окрылил композитора. Он поступает в аспирантуру консерватории, в класс Мясковского. Композитор активно изучает музыкальный фольклор, собирает материал для новых произведений. Вершинами его творчества этого периода стали: Симфоническая поэма, балет «Счастье», фортепианный и скрипичный концерты. В этих сочинениях уже выработались характерные черты творчества музыканта: ясность, сочность музыкальных образов, опора на фольклор, танцевальная основа музыки при отсутствии драматических конфликтов. В это же время композитором была написана музыка к драме Лермонтова «Маскарад» для театра имени Е. Вахтангова. Позже отдельные фрагменты этой музыки были объединены в сюиту. Особой популярностью пользуется знаменитый «Вальс» из этой сюиты.

Но вот на русскую землю пришла война. Естественно, что большинство произведений этой поры связаны с патриотической тематикой. За годы войны были созданы: балет «Гаянэ», Вторая симфония с колоколом, посвященная событиям войны, Три концертные арии для голоса с оркестром, русская фантазия, Государственный гимн Армении. Сразу после войны появился виолончельный концерт, завершивший триаду инструментальных концертов композитора.

В 1951 году Хачатурян стал профессором Московской консерватории и Музыкально- педагогического института имени Гнесиных. Начинается активная общественная и гастрольная деятельность композитора. Хачатурян гастролирует не только по городам СССР, но и за границей. Во время поездки в Рим у него рождается замысел одного из шедевров балетного искусства 20 века – балета «Спартак». Он был закончен в 1054 году и впервые поставлен на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В этом балете композитор нарисовал яркие, красочные картины древнего Рима: бой гладиаторов, рынок рабов, пир у патриция Красса и др. За это произведение Хачатурян был награждении Ленинской премией.

В поздний период творчества композитор повторил свою триаду инструментальных концертов: в 60-е годы появились концерты- рапсодии для скрипки, виолончели и фортепиано. Эти сочинения показали, какого уровня мастерства в зрелости достигло дарование Хачатуряна. Кроме того, в них проявились новые качества его таланта – жизненная мудрость, стремление к обобщениям, желание высказаться от первого лица.

В этот период авторитет композитора был чрезвычайно велик. Активизировалась педагогическая деятельность Хачатуряна. Им была воспитана целая плеяда молодых композиторов, среди которых: А. Эшпай, А Виеру, Р. Бойко, М. Таривердиев. Продолжая традиции Гнесина и Мясковского, композитор старался пробудить в них самобытное дарование, предоставить возможность для самовыражения.

Творческий путь композитора завершился в 1978 году, но музыка композитора продолжает жить и радовать нас. Почти все творчество композитора пронизано национальными мотивами многовековой армянской культуры. Заслуга Хачатуряна состоит в том, что он первым из композиторов Закавказья использовал в своем творчестве крупные симфонические формы и, обогатив ими национальную музыку, поднял ее на более профессиональный уровень, сделал ее достоянием мировой музыкальной культуры.

Балет «Гаянэ». Он написан Хачатуряном в 1942 году. В сложное и трагичное время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом подъеме духа советских людей.

Балет рассказывает о том времени, когда миллионы советских людей жили единым порывом, с энтузиазмом строили свою жизнь.

Герои балета – колхозники и воины Красной Армии. Действие происходит на полях армянского колхоза и в становище курдов. Молодая колхозница Гаянэ разоблачает диверсантов- поджигателей складов с колхозным хлопком. Среди поджигателей – и муж Гаянэ. Но это не останавливает молодую женщину, которая едва не стала жертвой мщения. В борьбе с мужем – дезертиром он утвердила свое право на самостоятельную жизнь. Теперь Гаянэ узнала и новое чувство любви. Заканчивается балет большим народным праздником.

В балете – две линии: с одной стороны- это драма Гаянэ, с другой- картины народной жизни и в будни, и в праздники. Главной идеей, объединяющей их, является тема любви к Родине, радости свободного труда, дружбы.

Музыка балета глубоко связана с музыкальной культурой народов Закавказья. Мелодии его близки народным интонациям, в них проявляются ладовые, ритмические особенности армянской музыки. Тембры инструментов оркестра как бы подражают звучанию народных инструментов. Народные сцены, в которых особенно ярко проявляется эта близость с народным искусством, занимают в балете большое место.

Огромной популярностью среди любителей музыки пользуется огненно- темпераментный «Танец с саблями » из 4 действия. Его отличают стремительный темп, острый ритмический рисунок, яркость оркестровки. Этот танец переложен для самых различных инструментов и составов оркестров. Он стал излюбленным номером концертных программ.

Концерт для скрипки с оркестром. Это произведение принадлежит к числу популярнейших творений советской музыки. Эта популярность во многом связана с достоинствами произведения. С особой силой здесь проявился дар композитора создавать музыку, опирающуюся на народное творчество. В концерте не использованы подлинные народные мелодии, но весь он является выражением армянской народной песенности.

Произведение это очень сложно для исполнения и требует от скрипача огромного мастерства. Концерт носит праздничный, жизнерадостный характер.

В концерте- 3 части, которые рисуют три разные картины из жизни народа, поэтические зарисовки природы Армении. Познакомимся с 1 частью концерта, которая написана в форме сонатного аллегро.

Она открывается энергичным и напористым оркестровым вступлением, которое сразу же вводит нас в сферу активного действия.

Главная партия близка народной музыке Закавказья. Она танцевальна, написана в четком, упругом ритме. Исполняет ее солирующая скрипка.

Побочная партия своей импровизационностью напоминает пение народных певцов- ашугов.

В разработке, состоящей из трех разделов, подвергаются развитию все три темы. Результатом этого развития становится сближение этих тем: плавная мелодия побочной партии наполняется энергичными ритмами, а танцевальная главная партия становится все более лиричной. Как и положено, разработка завершается блестящей виртуозной каденцией.

В репризе все темы первой части варьируются, обрастают подголосками; движение становится все более динамичным. Такая реприза называется динамической. Завершает первую часть кода, утверждающая волевой, мужественный образ первой части.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...