Методы государственного регулирования рыночных отношений. Основные инструменты государственного регулирования экономики.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Методы и инструменты государственного регулирования экономики Методы реализации структурной политики гос-ва (совокупность мер гос-ва, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики) косвенные: налоговые льготы, политика ускоренной амортизации, льготные кредиты, субсидирование расходов на научно-исследовательские работы и т.п. прямые: гос.заказы на продукты и услуги госинвестиции запрет на производство некоторых видов продукции Инструменты гос. регулирования: экономическое прогнозирование экономическое программирование бюджетирование индикативное и стратегическое планирование Экон.прогнозирование – научное предвидение возможного состояния экономики в будущем. Экон.программирование – процесс разработки и раелизации программ экономики или отдельных сфер (развивается после 2 мировой войны)Бюджетирование –процесс разработки и реализации гос.бюджета страны (региона на рег. уровне) Индикативное планирование – процесс формирования системы показателей, отражающих состояние целей развития страны, совокупность мер гос. воздействия на экономику страны для достижения поставленных целей. (Заставить частный бизнес получить показатели невозможно) Индикативное план-е имеет особенности: 1) рекомендательный характер (частный бизнес будет выполнять рекомен-и при наличие стимула) 2) оно имеет вариантный характер (разрабатывается как минимум 3 варианта: пессимистический, оптимистический, реальный) Методы - административные и экономические. Административные - базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Экономические методы государственного регулирования подразделяются на методы денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные инструменты государственного регулирования: фискальная политика; денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика; государственное регулирование ценообразования; внешнеэкономическое регулирование. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Налоги широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. (налоговая система, налоговые ставки, льготы). Основные экономические инструменты денежной политики - регулирование учетной ставки; установление и изменение размеров минимальных резервов; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственные капиталовложения направляются в государственный сектор экономики - комплекс хозяйственных объектов, принадлежащих государству, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. Внешнеэкономическое регулирование - меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью.
70. Понятие и основы теории мультипликатора. Акселератор. Мультипликатор инвестиций разработал Джон Кейнс в первой половине XX столетия. Этот показатель выражает соотношение роста нацдохода к увелиению объёма финансовых вливаний. Согласно этому вложения в какую-либо область способствуют увеличению занятости, а также объема производства, таким образом, возрастает спрос на товары. Этот показатель был создан на основе разработанной вышеназванным экономистом макроэкономической модели. В ее основе была заложена зависимость между потреблением, доходом, занятостью, инвестиционными вложениями. Важнейшая роль в теории Кейнса отведена государству, которое обязано осуществлять все возможные действия, чтобы увеличить производительность основных вложений. Для этого Кейнс предложил увеличивать налоги и брать государству финансовые средства в долг, а полученный доход направлять на развитие производства. Однако модель Кейнса обладает несколькими недостатками. Среди них: · Увеличение роли государства является признаком социализма и уничтожения капитализма. · Увеличение налогов может способствовать уменьшению потребления и снижению объемов производства. Изначально эффект мультипликатора инвестиций, разработанного Кейнсом, был показан на примере повышения уровня занятости в процессе проведения общественных работ. При расширении последних показатель занятости возрастал. Например, при строительстве шоссе, повышается спрос на определенные материалы, тем самым увеличивая их производство и, соответственно, вовлекая в расширенный процесс выпуска продукции большее количество работников. Мультипликатор позволил в полной мере ощутить эффект положительного влияния государства на экономику. Принцип акселератора. Мультипликатор Кейнса был дополнен принципом акселератора такими известными экономистами как Джон Кларк и Элвин Хансен. Принцип показывает зависимость совокупности чистых инвестиций от ожидаемого изменения объема производства. Он равен коэффициенту акселерации помноженному на малые изменения объема производства в предыдущем году. Коэффициент акселерации равен соотношению прироста инвестиционных вкладов к приросту национального дохода. Математически эти два показателя являются противоположными величинами. Если первый показывает зависимость совокупности национального дохода к объему инвестиций, то второй, как было показано выше, отображает совершенно противоположное.
В теории Кейнса основной упор делается на исследовании совокупного спроса, потребления, сбережения. В теории акселератора акцент сделан на исследовании темпов экономического роста, объемов накопления, емкости капитала общественного продукта. Из вышесказанного следует, что мультипликатор инвестиционных вливаний является величиной, равной соотношению прироста национального дохода к темпу роста вложений. В противоположность этому показателю акселератор вложений является величиной, равной соотношению темпа увеличения инвестиций к росту национальных доходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|