Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности ВНД подростков




В связи с половым созреванием у подростков в это время происходит гормональный сдвиг, оказывающий влияние на функциональное состояние коры больших полушарий. Уравновешенность возбуждения и торможения во втором детстве сменяется резким преобладанием возбуждения, его широкой иррадиацией, что проявляется в двигательной расторможенности, а иногда в нарушении адекватных реакций на условные раздражители и развитии фазовых состояний в коре (Н. Е. Бугаев и др., 1975).

Сила нервных процессов резко снижается, что приводит к быстрому развитию запредельного торможения под действием сильных раздражителей, к быстрой утомляемости подростков.

Ослабляется тормозящее влияние коры больших полушарий на подкорковые образования, что может приводить к нарушению вегетативных функций: одышке, болях в области сердца, сосудистых реакциях. Ослабление коркового контроля приводят к ярким неконтролируемым эмоциям.

Ослабление всех видов условного торможения отрицательно сказывается на поведении подростков и их способности к обучению. Вследствие ухудшения дифференцировки подростки допускают грамматические ошибки, с трудом усваивают новые понятия. Ухудшение запаздывания приводит к тому, что подростки крайне нетерпеливы, не выдержанны. Снижение условного тормоза делает подростков мало восприимчивыми к запрещающим раздражителям, что приводит к негативизму в их поведении, слабой дисциплине и самодисциплине.

Динамические стереотипы вырабатываются медленнее, чем в предыдущем периоде, но из-за ослабления угасательного торможения отличаются большой прочностью. Навыки, умения, привычки, возникшие у подростков, сложно переделать. Поэтому так важно способствовать формированию у подростков стереотипов, способствующих сохранению здоровья, лучшей социальной адаптации и предупреждать развитие стереотипов негативных, в частности, вредных привычек (курение, употребление алкоголя и т. п.).

Деятельность второй сигнальной системы действительности ослабляется, условные рефлексы на словесные раздражители вырабатываются медленно, речь отличается лаконичностью, замедленностью, часть подростков не может найти нужные слова, использует слова-паразиты.

Окружающим подростка взрослым необходимо учитывать указанные особенности ВНД подростка при его воспитании, планировании объема учебной нагрузки и ее структуры.

В силу повышенной утомляемости подростки нуждаются в режиме дня, полноценном отдыхе и питании.

Строя взаимоотношения с подростками, следует помнить, что этот возраст называют «трудным» потому, что в первую очередь он труден для них самих. Доброжелательность и понимание со стороны взрослых – необходимое условие для профилактики неврозов, агрессии и других негативных явлений, которые могут развиваться у подростков в неблагоприятных условиях.

К окончанию подросткового периода негативные тенденции в развитии ВНД сменяются позитивными, и ее показатели выходят на уровень взрослого человека.

16. Значение психического здоровья для полноценного развития детей разных возрастных групп.

Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений. Это состояние обеспечивает регуляцию, адекватную окружающим условиям поведения и деятельности человека.

Критерии психологического здоровья

•Наличие душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности;

•Способность человека контролировать своё поведение;

•Способность ставить цель;

•Способность планировать и организовывать свою деятельность;

•Наличие гармоничных отношений с окружающими;

•Наличие высокой степени саморегуляции;

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития в обществе. При нарушении психологического здоровья, нарушается развитие человека.

Истоками нарушений психологического здоровья является много факторов, таких как повсеместное внедрение раннего обучения, школьные перегрузки, неблагоприятный психологический климат в ученическом коллективе и многое другое.

Растет количество детей с общим уровнем психического развития ниже нормы, с нарушением в общении, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением. Распространенность нервно-психических расстройств у школьников достигает 70-80%. Заметно снижение познавательной активности и учебной мотивации учащихся.

Задача педагога найти формы и методы для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка.

Для создания здоровьесберегающей среды в классе и реализации творческих задач применяю инновационные технологии: проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, игровые,коммуникативные, проектно-исследовательские технологии. Использую разноуровневое обучение, провожу нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-игра), отдельные уроки разных предметов на природе (физкультура, изобразительное искусство, окружающий мир), интегрированные уроки и атр-технологии. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.

Уроки с использованием художественных средств будят воображение, развивают образное мышление, расширяют личный опыт ситуативного поведения ученика, обучают его правилам и приемам выхода из критических ситуаций, ускоряют освоение процессов говорения и общения. На таких уроках умственное воспитание органично переплетается с социальным, эстетическим и оздоравливающим. Ролевая игра, заложенная в основе всякой театрализации, рисования, пения, значительно актуализирует резервные возможности учеников. Смена ролей, функций, красок, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей. Включение таких уроков в процессобучения придает ему радостные, светлые тона, настроение от них передается и другим урокам.

Для моделирования настроения использую такую технологию, как музыкотерапия. Музыкальные произведения: «Утро» Э.Грига, «Полонез» М. Огинского (для снятия переутомления), оду «К радости» Л.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта (для снятия меланхолического, угнетенного состояния); «Сентиментальный вальс» П. Чайковского (для снятия раздражительности).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...