Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное - верный показатель духовного здоровья. Хоровое пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики.




Общение с животными снимает нервное напряжение. Дети любят ходить в живой уголок, рисовать своих домашних животных, рассказывать о них.

Для развития у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения использую сказкотерапию. Содержание занятий наполняю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Посредством сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Проблема детской агрессивности - одна из значимых в начальной школе. Коррекция агрессии может укрепить психологическое здоровье младшего школьника. Один из эффективных методов психокоррекции -изотерапия («лечение» рисованием). Л.С. Выготский придавал исключительно важное значение детскому рисованию не только для снятия страхов, неврозов, но и как важному способу самовыражения личности, п.ч. ребенок рисует не то, что знает, а главным образом то, что переживает. Для коррекции детских страхов, именно это эмоциональное состояние и лежит в основе агрессивного поведения, применима арт-терапевтическая техника («техника масок»).

Этап. Настрой. Закрыв глаза, представить какого цвета твое настроение.

Этап. Актуализация эмоции агрессии.

Представив и мысленно пережив состояние враждебности, повышенной агрессии и злости, нарисовать символический образ своей агрессии на листе бумаги. Работу можно никому не показывать. При желании рисунокможно исправить, дорисовать изображение, смять, порвать, сжечь или уничтожить другим способом. Таким образом человек приобретает власть над своими чувствами. После того как дети расправятся со своим материализованным в форме рисунков гневом, враждебностью, яростью, им предлагается нарисовать на листе бумаги агрессию в виде маски, используя сангину, соус или художественный уголь. По черному или коричневому фону можно рисовать белым мелом или высветлить контуры изображения ластиком. Оторвать пальцами лишнюю бумагу-фон.

Этап. «Ритуальная драматизация».

Коллективная работа в микрогруппах по 3-4 человека. Создается ситуация «публичного» переживания агрессии. Дети рассматривают рисунки масок, обсуждают изображенные эмоции, образы. Придумывают название и содержание сюжета, в котором нарисованные маски были бы главными действующими лицами. Располагают их на листе ватмана и дорисовывают «картину», готовят небольшой спектакль в соответствии с придуманной историей. Важно, чтобы у каждой маски была своя роль. Как бы ни был драматичен сюжет, в момент озвучивания он вызывает смех и у актеров, и у зрителей. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму, эмоциональное переключение приводит к освобождению неприятных эмоций. Целесообразно устраивать спектакли в нарисованныхмасках, закрепив их на лице с помощью резинки. Получается своеобразная игра с агрессией. Положительной стороной такой формы театрализации является сильная эмоциональная разрядка.

Этап. Рефлексия. Обмен впечатлениями.

В технике масок дети, придумывая и рассказывая истории, у которых, как правило счастливый конец, освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию. Ребенок понимает, что может играть свои эмоции, а значит, и контролировать их.

Арт-терапевтическая техника полезна как общая оздоравливающая психотерапия. Она построена на игровой, художественной, коммуникативной деятельности.

Учащиеся приобретают коммуникативные навыки, снижается конфликтность, дети находят способы адекватного выхода из конфликтных ситуаций.

Ребята провели мини-опрос среди одноклассников, цель которого было узнать, какое настроение у них бывает в школе, с друзьями и дома. Результаты исследования показали, что

Настроение Солнышко Солнышко с тучкой Тучка Тучка с дождиком Тучка с молнией
В школе 75% 25% - - -
С друзьями 68% 25% - - 7%
Дома 78,5% 10,7% 3,5% 3,5% 7%

На вопрос "Что вы обычно делаете, когда у вас плохое настроение?" были даны ответы:

Отдыхаю, гуляю -24%; рисую-20%; иду в гости, играю с друзьями-20%; читаю-12%, играю в компьютер-8%, смотрю телевизор-8 %; смотрю в окно-8%; занимаюсь спортом-8%, грущу, плачу-8%, дерусь-8%; иду к маме, смотрю на бабочку, жду математику, хожу по комнате, ломаю игрушки, режу бумагу, делаю поделки, задумываюсь.

Детям были выданы памятки "Как избавиться от плохого настроения?"

Советы психологов:

Как избавиться от плохого настроения?

1.Потопать ногами. Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.

2.Замесить тесто понарошку, раскатать его. Злость улетучится, так как работать с тестом- очень увлекательное занятие.

3.Высказать свои чувства. Рассказать кому-нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.

Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.

5.Смыть дурные чувства. Набрать в ванну теплой воды, лечь всем телом ощутить, как вода смывает все плохое.

6.Надуть злостью шарик. Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный контейнер или в воздух - с ним ваше плохое настроение улетит далеко.

В классе среди детей проводилась анкета: «Какое настроение у тебя в школе?»

Детям предлагалось выбрать из каждой пары противоположных состояний то, которое преобладает у них на уроках. Интересно-не интересно. Волнуюсь - не волнуюсь.Устаю – не устаю. Пассивен – активен.Огорчаюсь – радуюсь.
Чувствую подавленность – испытываю душевный подъем.

По качеству складывающегося в школе настроения всех учеников можно разделить на 3 группы. Одна группа – это дети, которым в школе интересно, они уверены в себе, достигают желаемого результата, получают удовольствие от учебы. Хорошее настроение у них связано с интересом. Вторая группа – дети, настроение которых носит переменный характер. Состояние утомления может перейти врадость и активность, хорошее настроениесмениться недовольным. Третья группа -дети, неуверенные в своих силах, что связано с неудачами в процессе учебы. У них преобладает состояние утомления, нет интереса к учебе, хотя на некоторых уроках они активны. В процессе обучения у многих школьников происходит нарастание отрицательных эмоций.

Уделяю большое внимание созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта (ситуации успеха, укрепляющая уверенность в своих силах). Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию,преодолеть изолированность и пассивность. Осознание своей успешности оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

Дети должны слышать спокойный тон учителя, обращение к себе по имени, видеть его улыбку. Важно, чтобы они ощущали уважение к любому ответу ученика. Каждый день начинаем с «минутки вхождения в день» или приветствия в парах, группах, кругу. Для снятия эмоционального напряжения при переходе от дней отдыха к учебной неделе, раскрепощения провожу «минутки радости». Детям предлагается вспомнить радостные моменты и рассказать о значимой для себя радости за прошедшую неделю или за выходные дни. Внимательно выслушав каждого, стараюсь привлечь внимание всех ребят к сопереживанию тех чувств, о которых вспоминал говорящий. Постепенно дети лучше узнают друг друга, выравнивается положительный эмоциональный фон в коллективе.

Большое значение для детей играет их психологический настрой и внутреннее состояние. Для определения психологического настроя используем «Гусеничку настроения». Суть этой методики в том, что каждый ученик, придя утром в школу, показывает свое настроение в цветовом изображении. Таким образом, вырисовывается общая картинанастроения класса, в зависимости от которой и строю свою работу (намеченные накануне виды работы на уроке или усложняю, или упрощаю).

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроках. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Упражнение «Комплименты».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...