Методика преподавания лексики как самостоятельная наука и ее основные задачи
Стр 1 из 5Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3 ГЛАВА 1. ЛЕКСИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ ……………………………… 6 1.1. Методика преподавания лексики как самостоятельная наука и ее основные задачи…………………………………………… 6 1.2. Особенности уроков русского языка при работе над темой «Лексика» ……………………………………………………….. 9 ГЛАВА 2. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА» ……………………………………… 17 2.1. Практика организации уроков русского языка при работе над темой «Лексика» в 5 классе ……………………………………………….. 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 29 ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 31
ВВЕДЕНИЕ Основная задача школы – в течение всех лет обучения познакомить учащихся с богатейшими речевыми средствами русского языка. Лексика является одним из этих средств, которые направлены на формирование школьника как личности. Основная цель обучения родному языку состоит в формировании и совершенствовании умений и навыков владения языком в различных сферах речевого общения. Начальная школа, а затем обучение на II и III этапах общего среднего образования – это все составляет единый курс русского языка средней общеобразовательной школы. Однако, как показывает практика, в общеобразовательном учреждении на всех этапах обучения, начиная с начальной школы, заканчивая старшим звеном, очень мало внимания уделяется изучению лексики, умению работать со словом. Освоение лексических богатств языка невозможно без тщательного изучения значения слова, его свойств, отношений с другими словами языка. Изучение значений новых слов, историзмов и архаизмов, общеупотребительной лексики должно занимать значительное место в словарной работе не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, так как эта работа направлена на понимание роли всех видов лексики в художественном тексте, на расширение словарного запаса учащихся. От правильного осмысления слов зависит восприятие всего художественного текста в целом. Сказать о чем-то выразительно – значит, в какой-то мере, усилить впечатления от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании.
Актуальность проблемы исследования определяется значимостью и практической необходимостью разработки системы заданий, упражнений, направленных на формирование умения у учащихся понимать и правильно использовать слова разных лексических значений в своей речи. А этому должна способствовать определенная система занятий, разработанная учителем-словесником с учетом уровня знаний учащихся, их возрастных и психологических особенностей. Это в свою очередь определяет объект и предмет исследования в данной работе. Объект исследования: лексика русского языка. Предмет исследования: лексика на уроках русского языка в 5 – 7 классах. Основная цель исследования: знакомство с особенностями изучения лексики в 5 – 7 классах на уроках русского языка. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования: · изучить научную и методическую литературу учебно - педагогического характера по теме исследования; · рассмотреть особенности методики преподавания лексики в курсе русского языка; · определить основные особенности уроков русского языка при работе над темой «Лексика»; · представить виды уроков при изучении темы «Лексика» в 5 классе. Методологической основой для написания данного исследования послужили работы известных отечественных и зарубежных специалистов в области лексикологии, педагогики и методики преподавания русского языка:
· по вопросам лексикологии ( A.A. Брагиной, В.Г. Гака, В.И. Заботиной, Е.А. Земской, В.В. Лопатина, Л.П. Крысина, Л.Ю. Касьяновой, Н.З. Котеловой, Е.Р. Розена, Ю.С. Сорокина, Т.В. Поповой); · по общим вопросам методики преподавания русского языка в школе ( (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, В.И. Капинос, И.Я. Лернер, М.Р. Львов, В.А. Онищук, И.П. Подласый, Г.Н. Приступа, М.Н. Скаткин, Л.П. Федоренко и др.) · по вопросам работы над темой «Лексика» на уроках русского языка (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, В.В. Бабайцев и др.). Для решения задач были использованы следующие методы: · теоретический анализ и систематизация данных психологической, педагогической, лингвистической и научно-методической литературы по проблеме исследования; · методическая разработка урока по русскому языку… Практическая значимость и целесообразность работы состоит в том, материалы исследования могут быть использованы на семинарских и практических по методике преподавания русского языка. Кроме этого предполагаемая система работы может быть успешно использована в практике преподавания русского языка. Структура исследования. Работа состоит из введения, в котором определены цель, предмет и объект исследования, поставлены задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения работы. Основная часть состоит из двух глав, дающих возможность рассмотреть этот вопрос на теоретическом и методическом уровне. Кроме этого в работе имеется заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ЛЕКСИКА КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ Методика преподавания лексики как самостоятельная наука и ее основные задачи Основная задача обучения родному языку, - определяет программа общеобразовательных учреждений, - это развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.[Вохмянина 2001:17] Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения и сформировать коммуникативные умения. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, тем, что в методике обучения русскому языку на смену грамматическому направлению постепенно приходит коммуникативное направление
Развитие коммуникативно-речевых умений и проблема расширения словарного запаса, как активного, так и пассивного, является одной из главных проблем обучения русскому языку, кроме этого играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся и носит актуальный и перспективный характер. Обогащение словаря учащегося – одна из самых главных задач обучения языку, одно из успешных условий речевого развития и усвоения знаний и умений по русскому языку. На уроках русского языка и литературы, а также по другим учебным предметам реализуется сложная система обогащения словарного запаса и активизации новых слов – как специальных по учебному предмету, так и общеупотребительных. Эта система работы называется словарной работой.[Баранов1991:67] Она рассматривается как одна из важных составляющих всей системы работы по развитию речи учащихся и развитию лексического запаса учащихся. Тем самым определяет важность и значимость раздела «Лексика» в курсе школьной программы по русскому языку на разных этапах обучения. Лексика как раздел науки о языке в школьной программе появилась только в последние годы прошлого столетия, лишь с 1970 года эта тема входит в школьные программы по русскому языку, в том числе и программы 5 – 7 классов. Расширение содержания обучения русскому языку в школе за счет включения лексики вызвало появление новой области методики преподавания русского языка – методики лексики, которая стала элементом структуры лингвистической науки, наряду с ранее сложившимися ее областями. Методика преподавания лексики в настоящее время смогла приобрести права самостоятельной области методики преподавания русского языка не только потому, что имеет прямую соотнесенность с разделами школьной программы – лексикой и фразеологией. Но она к тому же имеет свои определенные цели и свой предмет обучения, а также свое содержание – систему лексикологических понятий и учебно-языковых лексикологических умений, свои методы обучения и свои методы научного исследования процесса овладения лексикологическими понятиями и овладения учебно-языковыми лексикологическими умениями.
Из того что в методике школьного преподавания методика лексики – это уже самостоятельная область методики преподавания русского языка, вытекают основополагающие задачи и главные цели изучения лексики в школе, определяются принципы отбора лексикологических понятий и объем сведений о них, принципы и методы формирования учебно-языковых лексикологических умений. Включение этой темы в курс русского языка способствовало повышению познавательно-практической направленности курса, дало возможность повысить интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету, оживило внеклассную работу, обеспечило условия для проведения в 7-8 классах факультатива по лексике и фразеологии. Лексическая работа в школе на разных этапах обучения, как считает известный советский методист Т.А. Ладыженская, имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение изучения лексики заключается в следующем: · изучение лексики расширяет знания учащихся о языке, знакомит с одной из самых важных единиц языка – словом; · показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой; · формирует лексико-семантический подход к слову, знакомит со сферами употребления слов, с основными источниками пополнения словарного запаса людей.[Ладыженская 1991:54] Все это дает возможность для формирования правильного взгляда на язык как постоянно развивающееся явление. Практическое значение лексики проявляется в том, что ее изучение происходит через: · изучение слова как элемента словарной системы, · положительное влияние на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, · воздействие на овладение орфографическими навыками. Все вместе это является достаточно прочной базой для обогащения словарного запаса учащихся. Изучение лексики развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над выразительно-изобразительными средствами изучаемых художественных произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться лингвистическими словарями. Через глубокий интерес к изучению лексики как одной из важных составляющих всего языка, развивается у учащихся интерес к русскому языку в целом.[Вохмянина 2001: 23]
Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своих работах всегда ратовал за развитие «дара слова», при этом подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».[Ушинский 1948:547]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|