Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с «Советами помощника» по написанию отзыва (с. 105) – работа с учебником




- Чтение любого произведения вызывает у нас те или иные эмоции, но не оставляет равнодушными. Вам, наверное, всегда хочется поделиться своим впечатлением о прочитанном с кем-нибудь? Таким образом, вы давали отзыв в устной форме. А сегодня мы с вами рассмотрим, как можно написать отзыв о книге (рассказе). Откройте учебники на стр. 105 «Советы помощника». Прочитаем вопросы, которые нам рекомендуют для написания отзыва. Всё ли вас устраивает, или, может быть, стоит внести какие-то изменения?

- Запись вопросов-помощников:

1. Как называется прочитанный рассказ?

2. Понравился или не понравился прочитанный рассказ? Какой он (интересный, увлекательный, завораживающий, произвёл большое впечатлении и т.д.)

3. Какова его тема (о чём в нём говорится)?

4. Кто главный герой(и) рассказа? Понравился ли он или нет? Почему?

5. Какова основная мысль рассказа (с какой целью автор написал его)?

6. Кому вы советуете прочитать этот рассказ?

6. Рефлексия. Давайте вернёмся к цели нашего урока.

- Как вы думаете, полностью вы достигли цели или что-то ещё осталось не выполненным?

- Закончите фразы: сегодня на уроке мне… сегодня я понял, что без …

- Можно ли обойтись без чтения?

7. Домашнее задание: написать отзыв по рассказу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лексика, как раздел школьной программы по русскому языку, уже в течение нескольких десятилетий прочно вошла в школьный курс, обогатив его понятиями, связанными с семантической стороной языка. После включения данного раздела в программу в школе действительно стал изучаться язык во всех его основных проявлениях. В своих методических рекомендациях известный русский лингвист прошлого столетия М.Т. Баранов обращал внимание на то, что основная задача при изучении лексики заключается в том, чтобы, «обучая учащихся, не снизить внимания к богатству русского языка в погоне за понимаемыми практическими целями обучения русскому языку». [Баранов 1988: 187].

Целенаправленная и системная работа с учащимися на всех этапах обучения, начиная с младших классов и заканчивая на старшей ступени обучения, над изучением значений разных категорий слов, выделяемых в лексике, имеет, в первую очередь, большое практическое значение, потому что незнание лексического значения слова часто обуславливает значительное количество речевых стилистических ошибок в устной и письменной речи школьников.

Постоянное внимание к словам разных групп лексики развивает у школьников своеобразную зоркость: они быстро отыскивают эти слова в текстах, умело используют их в своей речи и в какой-то степени избавляются от назойливых повторений одинаковых слов.

Необходимость формирования у школьников должного уровня владения языком, всеми видами речевой деятельности, соответствующей речевой культуры определяет выбор не только видов уроков, но также создание определенной системы заданий и упражнений, направленных на развитие лексической составляющей современного образования школьника. Все это даст учителю возможность для создания системы работы над темой «Лексика» не только в 5 – 7 классах, но и на всех этапах обучения и воспитания.

Мудрые слова К.Д. Ушинского являются тому подтверждением: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово».[Ушинский 1948:543]

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Амосова H.H. Этимологические основы словарного состава современного английского языка. - М.: Изд-во литературы на иностранных языках. 1956. - 218 с.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000.

3. Ахманова О. С. Предисловие / О. С. Ахманова // Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М., 1966. – 607 с.

4. Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. — М., 1991.

5. Баранов М.Т. Лексика // Обучение русскому языку в 4 – 6 классах по новой программе. – М., 1970.

6. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Педагогика, 1988. - 191 с.

7. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке: пособие для студентов и учителей. - М., 1973.

8. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учебное пособие для студентов вузов. - М., 2001.

9. Вохмянина Л.А. Программно-методические материалы: Русский язык; Начальная школа – М., 2001

10. Гаджимурадова Б.Н. Авторские неологизмы в современном поэтическом тексте. Махачкала, 2007.

11. Гак В. Г. О современной французской неологии / В. Г. Гак // Новые слова и словари новых слов. - Л.: Наука, 1978.

12. Горшков А.И. Неологизм // Русский язык: Энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1979.

13. Дудников А.В. Лексика и фразеология русского языка (факультатив). М.: Просвещение, 1970, - 78 с.

14. Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца 20 столетия. -М.: Наука, 1996.

15. Касьянова Л.Ю. Когнитивно-дискурсивные проблемы неологизации в русском языке конца XX - начала XXI века [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук (10.02.01) - рус. язык / Л. Ю. Касьянова; Астрах. гос. ун-т; науч. конс. Н.Ф. Алефиренко. - Астрахань, 2009.

16. Книга для семейного чтения: Стихи, рассказы, сказки для детей ст. дошк, возраста: Книга для родителей/ Сост. З.Я. Рез и др., Под ред. В.М. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

17. Котелова Н.З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов // Новые слова и словари новых слов. Л., 1978.

18. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка - М., Просвещение, 1991

19. Ладыженская.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. - 255 с.

20. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования. - М., 1973.

21. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования. –М.: Наука, 1973. –152с.

22. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№-2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловская. -2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1987

23. Мориц Юнна На этом береге высоком. Стихи. – М., Современник, 1987.

24. Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. –Ростов Н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1986. –160с.

25. Розен Е.В. Новые слова и устойчивые словосочетания в немецком языке. - М., 1991.

26. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

27. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

28. Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30-90-е годы XIX века. М.; Л., 1965.

29. Улуханов И.С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы // Вопросы языкознания. –1984. -№1.

30. К.Д Ушинский Собрание сочинений М., Л., 1948

31. Хрестоматия по детской литературе: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000.

32. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка – М., 1972.

33. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка-4-е изд. доп. - М.: Просвещение, 2009

34. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., Просвещение, 1977

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...