Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Уроки русского языка в системе работы учителя по теме «лексика»




Практика организации уроков русского языка при работе над темой «Лексика» в 5 классе

Анализ научной и методической литературы по теме исследования дет возможность выделить определенные типы уроков в системе работы учителя по изучению лексики в 5-7 классах:

· уроки развития речи, главная задача которых направлена на овладение учеником языковых норм, среди которых определенное место отводится и лексическим нормам;

· рабочие уроки, представляющие собой несколько уроков, объединенных общей темой.

На уроках изучения нового материала рассматриваются основополагающие понятия темы, отрабатывается умение употреблять их в речи.

Повторение пройденного по лексике и фразеологии – необходимое звено в усвоении и упрочении знаний об этом разделе науки о языке. Оно реализуется в двух формах:

- в виде специальных уроков повторения лексики;

- в виде фрагментов уроков по теме «Лексика» при изучении нелексического материала (фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики, орфографии и пунктуации).

· уроки по культуре речи, направленные на работу с текстом, потому что освоение лексики может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если оно проводится на основе текста.

Данный урок представляет собой один из вариантов изучения темы «Лексика» по программе 5 класса. Кроме этого здесь предоставляется учителю возможность познакомить учащихся с понятием «авторские неологизмы», в данном случае это будут неологизмы, подобранные из произведений Ю. Мориц.

Тема урока: Неологизмы

Цели урока: сформировать понятие о неологизмах, познакомить учащихся с окказионализмами.

Задачи урока:

1. Образовательные:

-развить умение формулировать определение понятий «неологизм» и «авторский неологизм»;

- познакомиться с понятием «неологизм» и «авторский неолгизм»;

-повторить морфемный разбор слов;

- обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

-осуществление системно-деятельностного подхода;

-развитие критического мышления;

-развитие внимания при работе с текстом;

-формирование УУД (личностных, познавательных и регулятивных):

· развитие умения и навыка формулировать и доказывать свою точку зрения по определенному вопросу;

· развитие умений и навыков анализировать, сравнивать, обобщать;

· развивать умение применять полученные знания на практике (при работе с текстом, при построении собственного высказывания);

· развитие творческих, речевых и коммуникативных способностей учащихся;

· формирование логических умений;

· развитие умения формулировать проблему;

· развитие умения групповой и парной работы.

3. Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку;

-воспитание ценностного отношения к слову, в том числе и к авторскому слову;

-развитие коммуникативных УУД:

· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

· взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: урок объяснения новых знаний

Оборудование: УМК: Русский язык 5 класс в 3-х частях под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова, раздаточный материал

Методические приемы:

· индивидуальная и фронтальная работа,

· работа в парах;

· эвристическая беседа, анализ текста, работа с учебником, словесно-языковая разминка, творческая работа.

Структура урока:

· Организационный этап.

· Актуализация ранее полученных знаний.

· Постановка учебной задачи.

· Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

· Физкультминутка.

· Закрепление изученного материал а.

· Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия).

· Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

 

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».

II. Актуализация знаний

1. Терминологический диктант

· Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…

· Все слова в языке называются …

· Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..

· Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..

· словарный запас человека - это…

· то, что обозначает слово, называется….

· слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..

· слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…

· слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

1. Взаимопроверка учащимися выполненной работы

2. Коллективный анализ результатов проверки

3. Беседа с учителем:

- Записанные слова с какой темой связаны?

III. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться, решив следующее задание:

Четвёртое лишнее:

1. бумага

2. халат

3. лошадь

4. интернет

- Какое слово из предложенных будет лишним? Какое слово выбрали? Почему?

- По какому признаку определяли лишнее слово?

- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.

- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.

- Запишите тему урока в свои тетради.

IV. Изучение нового материала

Работа с учебником

· знакомство с теоретическим материалом. (стр. 72)

2. Беседа о прочитанном

- Какую информацию вы получили?

- Какие слова называются неологизмами?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...