Глава 2. Уроки русского языка в системе работы учителя по теме «лексика»
Практика организации уроков русского языка при работе над темой «Лексика» в 5 классе Анализ научной и методической литературы по теме исследования дет возможность выделить определенные типы уроков в системе работы учителя по изучению лексики в 5-7 классах: · уроки развития речи, главная задача которых направлена на овладение учеником языковых норм, среди которых определенное место отводится и лексическим нормам; · рабочие уроки, представляющие собой несколько уроков, объединенных общей темой. На уроках изучения нового материала рассматриваются основополагающие понятия темы, отрабатывается умение употреблять их в речи. Повторение пройденного по лексике и фразеологии – необходимое звено в усвоении и упрочении знаний об этом разделе науки о языке. Оно реализуется в двух формах: - в виде специальных уроков повторения лексики; - в виде фрагментов уроков по теме «Лексика» при изучении нелексического материала (фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики, орфографии и пунктуации). · уроки по культуре речи, направленные на работу с текстом, потому что освоение лексики может быть по-настоящему эффективным только в том случае, если оно проводится на основе текста. Данный урок представляет собой один из вариантов изучения темы «Лексика» по программе 5 класса. Кроме этого здесь предоставляется учителю возможность познакомить учащихся с понятием «авторские неологизмы», в данном случае это будут неологизмы, подобранные из произведений Ю. Мориц. Тема урока: Неологизмы Цели урока: сформировать понятие о неологизмах, познакомить учащихся с окказионализмами. Задачи урока: 1. Образовательные:
-развить умение формулировать определение понятий «неологизм» и «авторский неологизм»; - познакомиться с понятием «неологизм» и «авторский неолгизм»; -повторить морфемный разбор слов; - обогащать словарный запас учащихся; -совершенствовать орфографические умения. 2. Развивающие: -осуществление системно-деятельностного подхода; -развитие критического мышления; -развитие внимания при работе с текстом; -формирование УУД (личностных, познавательных и регулятивных): · развитие умения и навыка формулировать и доказывать свою точку зрения по определенному вопросу; · развитие умений и навыков анализировать, сравнивать, обобщать; · развивать умение применять полученные знания на практике (при работе с текстом, при построении собственного высказывания); · развитие творческих, речевых и коммуникативных способностей учащихся; · формирование логических умений; · развитие умения формулировать проблему; · развитие умения групповой и парной работы. 3. Воспитательные: -воспитание интереса и уважения к родному языку; -воспитание ценностного отношения к слову, в том числе и к авторскому слову; -развитие коммуникативных УУД: · создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; · взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу. Тип урока: урок объяснения новых знаний Оборудование: УМК: Русский язык 5 класс в 3-х частях под редакцией С.И. Львовой и В.В. Львова, раздаточный материал Методические приемы: · индивидуальная и фронтальная работа, · работа в парах; · эвристическая беседа, анализ текста, работа с учебником, словесно-языковая разминка, творческая работа. Структура урока: · Организационный этап. · Актуализация ранее полученных знаний. · Постановка учебной задачи. · Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
· Физкультминутка. · Закрепление изученного материал а. · Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия). · Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока I. Организационный этап. Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»): - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». II. Актуализация знаний 1. Терминологический диктант · Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются… · Все слова в языке называются … · Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются….. · Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются ….. · словарный запас человека - это… · то, что обозначает слово, называется…. · слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются ….. · слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются… · слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются.. 1. Взаимопроверка учащимися выполненной работы 2. Коллективный анализ результатов проверки 3. Беседа с учителем: - Записанные слова с какой темой связаны? III. Сообщение темы и целей урока - Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться, решив следующее задание: Четвёртое лишнее: 1. бумага 2. халат 3. лошадь 4. интернет - Какое слово из предложенных будет лишним? Какое слово выбрали? Почему? - По какому признаку определяли лишнее слово? - Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно. - Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ. - Запишите тему урока в свои тетради. IV. Изучение нового материала Работа с учебником · знакомство с теоретическим материалом. (стр. 72) 2. Беседа о прочитанном - Какую информацию вы получили? - Какие слова называются неологизмами?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|