Какие условия следует соблюдать при организации и проведении купания в открытых водоёмах.
Наибольшее количество травм и смертельных несчастных случаев ежегодно связано с купанием учащихся в реках, озерах, прудах и т. п.
Необходимо предварительно обследовать водоемы с точки зрения безопасности купания в них, определить безопасные места для купания, оборудовать их спасательными средствами, согласовать и получить разрешение местной организации Общества спасения на водах (ОСВОД), установить строгий контроль соблюдения правил безопасного поведения на воде.
Правила безопасного поведения на воде должны знать все.
Перед купанием нужно отдохнуть, в воду входить надо быстро на мелком месте, во время купания нельзя стоять без движения. Продолжительность купания не должна превышать 15 минут.
Длительное пребывание в воде может привести к сильному переохлаждению тела и опасным для жизни судорогам.
Время купания определяется по местным условиям, но не ранее чем через 2 часа после приема пищи.
Купание ночью запрещается.
Зону купания ограничивают сигнальными буями или флажками.
Для не умеющих плавать купание организуют в специально огражденных местах глубиной не более 1,2 м.
При купании необходимо выделить лодку и дежурных спасателей (не менее двух) из числа специально обученных или хорошо плавающих лиц. В каждой лодке должны быть приготовлены спасательные принадлежности: пробковые пояса, резиновые круги; по борту лодки должна быть протянута веревка, за которую может держаться находящийся в воде человек.
Организацию и непосредственный контроль проведения купания осуществляет преподаватель. Ответственный за купание должен находиться на берегу и перед заходом в воду и при выходе из нее проверять количество купающихся.
Купание запрещается:
в водоемах, не рекомендованных СЭС и ОСВОД для купания в связи с опасностью возникновения инфекционных заболеваний; без разрешения учителя; в необорудованных местах; в отсутствии ответственного лица; во время, не предусмотренное распорядком дня. Во время купания запрещается:
использовать спасательные средства для посторонних целей; использовать снаряжение для подводного плавания; заплывать за оградительные знаки мест, отведенных для купания; подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам, баржам и т. п.;
взбираться на технические и предупредительные знаки, буйки и прочие расположенные в воде предметы;
загрязнять воду и берег, бросать стеклянную посуду, жестяные банки, стирать белье и пр.;
прыгать в воду с сооружений, не приспособленных для этих целей;
толкать товарища с берега, с вышки в воду.
Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп.
Для организации правильного режима необходимо строить его в зависимости от ритмичности физиологических процессов. Известно, что живые механизмы обладают «внутренними часами», способными измерять время. На их основе вырабатываются биологические околосуточные («циркадные») и околомесячные ритмы, которые обусловлены колебаниями обменных процессов, связанных с цикличностью воздействий среды и регулирующим влиянием нервной системы.
В течение суток с определенной закономерностью изменяются температура тела, деятельность органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой и других систем. Особенно чувствительна к изменениям внешней и внутренней среды нервная система. Одной из основных причин нарушения суточного ритма является истощение клеток мозга и необходимость предохранения их от разрушения путем периодического сна. У взрослых и более старших детей главное время сна совпадает с темным временем суток, когда резко уменьшается количество возбуждающих мозг сигналов.
У детей раннего возраста нервные процессы истощаются особенно легко, и для них естественны более продолжительный сон и чередование его с бодрствованием в дневное время. В процессе жизнедеятельности ребенка на основе ритмичности физиологических функций вырабатываются и условные рефлексы на время. Построение режима с учетом биологических ритмов способствует активной жизнедеятельности органов и тканей, а также всего организма в целом, сохранению энергии и сил, росту и развитию ребенка.
На протяжении раннего и дошкольного возраста в соответствии с изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями, режим меняется несколько раз. Где бы ни находился ребенок (дома в семье, в детском учреждении любого типа, одновозрастной или смешанной группе, в изоляторе или больнице), он должен жить по режиму, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям и состоянию здоровья. Правильный ритм режимных моментов охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на характер бодрствования и качество сна.
Бодрствование ребенка связано с активным состоянием клеток головного мозга, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой. Центральная нервная система детей раннего и дошкольного возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Длительность периода бодрствования у маленького ребенка определяется пределом работоспособности нервной системы. Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка.
Сон характеризуется разлитым торможением в клетках головного мозга, ослаблением восприимчивости органов чувств (слуха, зрения, осязания) и реакций на внешние раздражители, снижением двигательной активности.
Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: полноценный сон обеспечивает активное бодрствование и в то же время сон возможен только после достаточно длительного и продуктивного бодрствования («хороший сон надо заработать»).
Соблюдение режима имеет большое значение для здоровья и оптимального развития ребенка, однако в отдельных случаях от него возможны отступления, продиктованные потребностями конкретного ребенка в конкретной ситуации. Например, если поведение ребенка свидетельствует об утомлении, его следует уложить раньше спать; если ребенок крепко спит, целесообразно дать ему выспаться, а не будить «по режиму». Если такие отступления от режима часты, это свидетельствует о несоответствии режима индивидуальным особенностям ребенка (возможно, он нуждается в уменьшении кратности дневного сна или удлинении периода бодрствования).
Гигиеническая организация сна в дошкольных учреждениях.
Детям в дошкольном учреждении необходимо обеспечить оптимальную для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение. Новорожденный ребенок спит большую часть суток, однако сон его еще неустойчив и беспорядочен. На втором месяце жизни бодрствование становится более длительным, а в 2-3 месяца может продолжаться до 1,5 ч. К году его продолжительность удлиняется до 3 ч, к 3 годам — до 5,5-6 часов.
Дети старшего дошкольного возраста с устойчивой здоровой нервной системой нередко отказываются от дневного сна (не засыпают при укладывании). В таких случаях нецелесообразно настаивать на пребывании ребенка в постели, надо предоставить ему возможность спокойного отдыха с каким-либо тихим занятием по вкусу.
Укладывают детей постепенно, не спеша, примерно в течение 25-30 мин. Младших, ослабленных, тех, кто проснулся раньше, укладывают первыми, более старших, крепких, вставших последними укладывают вслед за ними. Во время засыпания детей не должно быть громких разговоров, резких звуков. Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь тихой, ласковой.
Гигиеническая организация бодрствования детей.
Если полноценный, правильно организованный сон необходим ребенку для защиты нервных клеток от переутомления и восстановления работоспособности организма в целом, то период бодрствования — время, когда удовлетворяются его основные физиологические и психологические потребности. От того, как организовано бодрствование, в значительной степени зависит, насколько продуктивным будет ребенок в своей деятельности и насколько успешным будет его развитие. Важное значение имеют гигиенические условия среды, в которой находится ребенок во время бодрствования: достаточная освещенность, низкий уровень шума, свежий воздух, соответствие мебели, оборудования, игрушек его возрасту и уровню развития; не менее важен адекватный физиологическим потребностям ребенка ритм кормлений, чередование занятий и гигиенических процессов.
Важное условие бодрствования в любом возрасте — активность ребенка. Обеспечение достаточной двигательной активности — необходимое условие, повышающее эффективность обучения и оздоровления. Потребность ребенка в движениях при пребывании в детском коллективе не может быть обеспечена только занятиями гимнастикой, зарядкой и музыкальными занятиями.
Для движения необходимы простор, стимуляция со стороны взрослых. В группе обязательно должно быть предусмотрено место и для отдыха с подвижными играми, чтобы ребенок во время самостоятельной деятельности мог побегать, попрыгать, залезть куда-то, посидеть и даже полежать.
Искусственное ограничение движений недопустимо. Наоборот, если ребенок не двигается достаточно активно, то у персонала должна возникать тревога за его самочувствие.
Очень существенна правильная организация занятий, их длительность. Занятия, помимо обучающей функции, вносят разнообразие в деятельность детей, развивают их любознательность, повышают эмоциональный настрой. Однако они могут вызвать утомление и негативную реакцию у ребенка. Поэтому обязательным условием проведения занятий должно быть строгое соблюдение их длительности, допустимой нагрузки, внимание к эмоциональной реакции ребенка. Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности и жизненный опыт.
Организация всех видов деятельности и отдыха детей в течение дня строится на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: