Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знак на основе шрифтовых элементов




Шрифт был придуман для записи и передачи информации, но если он ис­пользуется в знаке — его функции меняются. Буквы, из которых построен знак, — это в первую очередь форма, а только потом содержание. Разнообразие этих форм огромно, шрифтом можно любоваться так же, как мы любуемся произведением искусства.

Шрифт — неизобразительная форма (изобразительными мы условились называть формы предметов, встречающихся в жизни). В главе 4 рассказывалось, что современные буквы — стилизованные изображения идеограмм, используемых в письменности Древнего Египта. В основе каждой латинской буквы — графическое изображение реального объекта. Начертание современных букв — результат длительной эволюции, по сути, каждая из них — отдельная абстрактная миниатюра, а шрифт — формальная композиция.

На базе шрифтов можно построить замечательные художественно-декоративные произведения. Как правило, шрифтовые композиции плоские, двумерные, с четким ритмом. Выразительная пластика позволяет создавать художественный образ.

Интересное решение дает сочетание шрифтового элемента и декоративной графики. Так создаются инициалы (рис. 6.24).

Большим мастером шрифтовых композиций был В. Фаворский. Для своих ксилографии (гравюр на дереве), с которых делались оттиски страниц книжных иллюстраций, он разрабатывал акцидентные шрифты. Каждый такой шрифт — полноправный элемент иллюстрации, который подчеркивает пластическую выразительность композиции всей страницы (рис. 6.25).

 
 

Пожалуй, наибольшую часть фирменных знаков составляют логотипы. Чаще всего за основу шрифтовой части знака часто берутся рубленые (без засечек) шрифты. Характер создается в основном за счет ритма. Интересно смотрится применение кернинга или наложение букв (рис. 6.26).

Рис. 6.26. Логотип журнала "Xstream"

 
 

В современных шрифтовых знаках часто используют рукописное начертание (рис. 6.27), значительно реже — комбинацию печатных и рукописных символов или нескольких гарнитур (рис. 6.28). Вообще, подбор контрастных, но хорошо гармонирующих друг с другом шрифтов — очень непростая задача.

 

Рис. 6.27. Логотип Фестиваля новой культуры "Катапульта

 

Декоративные (акцидентные) шрифты годятся в том случае, если шрифт — единственный или основной, доминирующий графический мотив знака (рис. 6.29).

Рис. 6.29. Логотип лаборатории Касперского

В случае, когда знак должен содержать и графический элемент, и шрифт — постарайтесь избежать претенциозности, не выдумывайте сверхдекоративных шрифтов. Изображение и шрифт должны иметь один характер, четко согласовываться по стилю (рис. 6.30).

- различимость — внутренняя индивидуализация структуры, наличие отличительных признаков, выделяющихся из ряда аналогичных знаковых форм;

- запоминаемость — ясность, четкость построения за счет предельной обобщенности, упорядоченности композиционной организации, лаконичности, оптимальной сложности;

- визуальная активность — адекватность эмоционально-чувственному восприятию человека, толчок к обостренной реакции, сигнал к интенсивной работе чувственного аппарата.

 

Рис. 6.30. Логотипы различных фирм

В последнее время разрабатывается множество новых акцидентных шрифтов. Из них строятся интересные композиции, хотя сам текст далеко не гда легко прочитать (рис. 6.31).

 

Рис. 6.31. Логотипы из акцидентных шрифтов

Зачастую использование слишком декоративных шрифтов приводит к п< целостности восприятия. При создании шрифтового знака нельзя забывать об общей форме. Она должна быть более простой и компактной, проще фс самих букв, являющихся частью логотипа.

Традиционно на основе рубленых шрифтов создаются знаки с четкой ст[ геометрией. Композиция логотипа Всесоюзного НИИ технической эстетики (рис. 6.32) образует форму прямоугольника с пропорциями золотого сечения Статичность и устойчивость подчеркивается метрической последовательно

фямоугольных вертикальных элементов. Равномерность метра усиливается 1ередованием черных и белых полос одинаковой ширины. Контраст и ритм 1адаются утолщенными горизонтальными штрихами.

 

Рис. 6.32. А. Гельман. Логотип ВНИИ технической эстетики

Использование приема контрформы приводит к тому, что буквенные элементы "растворяются", поглощаются общей декоративной композицией (рис. 6.33). Это промежуточный вариант между графическим знаком и логотипом.

 

 

 

Рис. 6.33. Знаки с использованием приема контрформы


Рис. 6.34.Стилизация букв в логотипах

Стилизация букв делает знак очень интересным, появляется оптическая "изюминка", визуальный эффект. Иногда это приводит к ситуации, когда шрифтовая композиция переходит в формальную (рис. 6.34).

 

 

Комбинированные знаки

Чаще всего композиция фирменного знака состоит из двух частей: текстовой и графической. Это обеспечивает лучшее запоминание знака. Одновременно идет визуальное (графический знак) и вербальное (название фирмы) восприятие информации.

Можно встретить знаки, в которых шрифтовые символы играют роль гра­фической части (рис. CD-6.35, а), или в слове вместо символа стоит "картинка" (рис. CD-6.35, б), но, как правило, основной графический элемент дополняется текстом, расположенным рядом, снизу, справа или вокруг рисунка (рис. CD-6.35, в).

В каждом случае взаимное расположение текста и "иллюстрации" определя­ется общей идеей знака. Обратите внимание на соответствие рисунка шрифта и графических форм знака. В хорошем комбинированном знаке в этом вопросе должно быть полное единство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...