Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компоненты здорового образа жизни




1. Рациональное питание

2. Правильная двигательная активность

3. Сознательный отказ от вредных привычек

4. Психологическое здоровье

5. Здоровая сексуальность

ЗОЖ предполагает позитивное отношение к здоровью как отдельного человека, так и общества в целом и обеспечивает активное долголетие при высоком уровне здоровья и работоспособности. Формирование ЗОЖ – это комплекс общегосударственных мероприятий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивного и ответственного в отношении здоровья поведения, с другой стороны, на создание условий, предоставляющих равные возможности его реализации всем гражданам во всех сферах деятельности.

Данные социологических исследований выявили крайне негативную картину: при абсолютно положительном отношении людей к ЗОЖ практически используют руководства и рекомендации по сохранению и укреплению здоровья лишь 10-15% населения, а в ранге наиболее актуальных признанных ценностей (достаток, образование, положение в обществе) здоровье стоит лишь на 8-9 месте.

Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье, формирование потребностей в соблюдении правил ЗОЖ и сознательном отказе от вредных привычек.

При планомерной, целенаправленной и систематической работе по гигиеническому воспитанию и формированию ЗОЖ населения можно добиться повышения уровня гигиенических знаний, увеличения медико-социальной активности, стабилизации и снижения показателей заболеваемости и смертности. Так, профилактические компании против табакокурения («Брось курить и выиграй!») снижают его распространенность на 20%, и как следствие, на 5% уменьшается заболеваемость, временная нетрудоспособность и смертность от основных хронических неинфекционных заболеваний. Антиалкогольные и антинаркотические программы позволяют снизить распространенность алкоголизма на 15%, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности на 5%, заболеваемость соматическими болезнями на 25%, риск травматизма на 10-15%.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья населения могут быть решены только при системном, комплексном подходе, реализованном в Государственных программах (программно-целевой метод работы).

В пропаганде ЗОЖ среди населения пока превалируют вопросы физической культуры, рационального питания, искоренения вредных привычек. Между тем, формирование ЗОЖ должно рассматриваться как элементы общей культуры, воспитание определенных качеств личности, к которым относятся:

- нравственные ориентиры и ценности;

- производственная и экономическая культура;

- культура быта и отдыха;

- рационального использования свободного времени;

- культура потребления;

- культура межличностных отношений;

- нормальный климат в семье;

- сексуальная культура;

- этика семейной жизни.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная медицина»

1.Социальная медицина как наука о закономерностях становления общественного здоровья. История возникновения социальной медицины. Предмет и задачи социальной медицины. Объекты социальной медицины.

2.Определение понятия «здоровье». Факторы, влияющие на формирование здоровья и заболеваемость.

3.Определение понятий «болезнь» и «неполное здоровье». Этиология и патогенез болезни. Медико-социальная защита здоровья. Функции здравоохранения. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».

4. Социальная обусловленность здоровья. Влияние социально-экономических факторов на здоровье населения. Социальное неравенство как форма дифференциации, его последствия.

5. Социальное сиротство как критерий современной социальной жизни, его профилактика. Функции социальных служб в области социального сиротства.

6.Лица БОМЖ как социальное явление, причины появления, их болезни социальной этиологии.

7. Миграционные процессы как социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье. Виды миграции. Миграционные болезни, их профилактика.

8. Суть понятия «индивидуальное здоровье». Факторы, влияющие на индивидуальное здоровье.

9.Здоровье общественное. Критерии, характеризующие общественное здоровье. Расчёт индекса общественного здоровья.

10. Заболеваемость, её виды. Уровень и структура заболеваемости. Заболеваемость инфекционными и неинфекционными болезнями.

11.Демографические показатели здоровья. Показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения. Их динамика. Сравнительная характеристика с показателями других стран.

12. Младенческая и детская смертность. Причины. Медико-социальное значение.

13. Суть понятия «охрана здоровья» и «здравоохранение». Системы здравоохранения в Республике Беларусь. Структурные подразделений системы здравоохранения в РБ.

14. Государственное и частное здравоохранение в Республике Беларусь: состояние, перспективы, правовая база. Инновационные структуры в здравоохранении.

15.Организация лечебно-профилактической помощи населению. Первичная медико- санитарная помощь (ПМСП). Структура первичной медико-санитарной помощи. Задачи и принципы оказания ПМСП.

16. Амбулаторно-поликлиническая помощь. Учреждения амбулаторного типа, принципы оказания амбулаторно-поликлинической помощи.

17. Стационарная помощь. Стационарные лечебно-профилактические учреждения: многопрофильный и специализированный стационар: структура и организация работы.

18. Служба скорой и неотложной помощи населению, её организация. Понятие о само- и взаимопомощи.

19.Организация лечебно-профилактической помощи отдельным группам населения: особенности организации медицинской помощи больным инфекционными, венерическими, психическими, онкологическими заболеваниями. Место и роль специалистов социальной работы в учреждениях здравоохранения.

20.Организация лекарственного обеспечения населения. Особенности лекарственного обеспечения стационарных и амбулаторных больных. Аптечное учреждение: структура и функции.

21.Санаторно-курортное лечение как фактор восстановления здоровья. Основные типы курортов. Показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения.

22. Суть понятия «диспансеризация», «диспансируемый контингент.

Диспансеризация населения в РБ. Цели диспансеризации.

23. Диспансеризация населения в РБ. Качество и эффективность диспансеризации. Оценка состояния здоровья. Группы здоровья.

24. Генетика человека как наука. Причины и классификация наследственных болезней. Профилактика и выявление наследственных болезней и врождённых пороков развития.

25. Медико-генетическое консультирование. Показания к медико-генетическому консультированию, его цели и методы.

26. Суть понятия «трудоспосббность». Утрата профессиональной

трудоспособности. Причины и виды нетрудоспособности.

27.Экспертиза трудоспособности. Медико-социальная экспертиза ограничений жизнедеятельности, её цели. Нормативно-правовые основы медико-социальной экспертизы.

28.МРЭК - как государственное учреждение здравоохранения. Виды МРЭК. Структура МРЭК. Функции МРЭК.

29. МРЭК общего профиля и специализированного профиля, их состав и функции.

30. Категория лиц «часто- и длительноболеющие», их характеристика. Медико­социальные мероприятия в работе с часто- и длительноболеющими лицами. Значение трудоустройства для часто- и длительноболеющих лиц.

31. Определение понятий «инвалид» и «инвалидность». Структура инвалидности.

32. Группы инвалидности, их характеристика. Причины инвалидности. Сроки переосвидетельствования инвалидов.

33. «Общее заболевание» как причина инвалидности, её характеристика.

34. «Трудовое увечье» как причина инвалидности, её характеристика.

35. «Профессиональное заболевание» как причина инвалидности, её характеристика.

36. «Инвалидность в связи исполнением обязанностей военной службы», её характеристика.

37. Дополнительные причины инвалидности, установленные в РБ., их характеристика.

38. «Инвалидность с детства» как причина инвалидности, её характеристика. Основания для признания ребёнка инвалидом.

39. Медико-социальная реабилитация, понятие, сущность и содержание. Медицинская реабилитация инвалидов, её задачи и методы.

40. Социально-средовая реабилитация инвалидов. Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в Республике Беларусь.

41.Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов. Профессиональная ориентация инвалидов, её задачи. Рациональное трудоустройство инвалидов. Формы организации труда инвалидов.

42. Психологическая (социально-психологическая) реабилитация инвалидов, её цели и методы проведения.

43. Значение, место охраны материнства и детства в государстве и обществе. Защита интересов матери и ребёнка. Система организации медико-социальной помощи женщинам и детям.

44. Медико-социальные проблемы пожилых и старых людей. Актуальность и социальная значимость проблемы старения населения в РБ. Законодательство в области защиты интересов пожилых людей.

45. Понятие о профессиональных заболеваниях. Степень профессионального риска. Социально-медицинские аспекты профессиональных заболеваний.

46. Социально-опасные заболевания. Болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/СПИД), ранняя диагностика. Медико-социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.

47. Социально-опасные заболевания. Туберкулёз, его социальная природа. Медико­социальный подход к вопросам профилактики и реабилитации.

48. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма. Медико­социальный анализ травматизма. Организация медико-социальной помощи при травмах. Профилактика травматизма.

49.Основные неинфекционные заболевания: злокачественные новообразования, их классификация и распространенность. Определение групп риска. Своевременная диагностика новообразований, их профилактика.

50. Инфекции, передаваемые половым путём, пути заражения, клиника. Медико- социальная профилактика.

52. Социальный статус онкологического больного. Проблема реабилитации онкологических больных: социальная и психологическая защищённость.

53. Понятие о профилактике. Виды профилактики. Медицинские, санитарно­технические, социально-экономические мероприятия в системе профилактики.

54.Здоровый образ жизни: понятие, сущность, социально-медицинские аспекты. Формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...