Вильгельм Райх (W. Reich, 1897-1957)
Вильгельм Райх (W. Reich, 1897-1957)
Ученик Зигмунда Фрейда
Основываясь на своей оргонной теории Райх добился впечатляющих результатов в лечении многих заболеваний.
Телесноориентированная терапия
Психология в России до середины ХХ века
Зависимость от христианского вероучения
Ориентация на античных авторов
Эмпирический подход к анализу природных явлений и души
Описания психических состояний людей
С религиозных позиций решаются вопросы происхождения человека и бессмертия его души
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image225.gif)
Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Материализм
Идеи Локка
Экспериментальный подход
«Человек – животное словесное»
Зависимость ощущений от внешних раздражителей
Волновая теория зрения
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image227.jpg)
«Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...
|
Радищев Александр Николаевич (1749-1802)
«Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»
|
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image228.jpg)
«О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792)
Человек – часть природы
Начало психики – ощущения, но мышление не есть ощущение, оно имеет обобщающую функцию
Основанием всего естественного познания является опыт
Душа появляется в результате воспитания, но только когда развит мозг, органы чувств
Есть высшая часть души, которая не зависит от тела
Козельский Яков Павлович (1728-1794) – «познать человека возможно только через отправление им своих общественных обязанностей». «Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарём Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года»
Новиков Николай Иванович (1744-1818) -
анализ психических явлений и процессов, врождённости/приобретённости психологических качеств, воспитания
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image231.jpg)
Иван Михайлов (протоиерей Иоанн Кандорский) (1764-1838)
«Наука о душе» Ивана Михайлова (1796) – первая русская психологическая книга
Продолжение материалистических традиций – революционные демократы:
Александр Иванович Герцен (1812-1870) – диалектика: связь бытия и сознания, чувственного и логического, природного и исторического
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848):
человек существо биологическое;
действительность значительнее всех мечтаний
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889):
Первым среди материалистов России ставит вопрос о предмете, задачах и методах психологии: психология – область точных знаний
Исторический оптимизм, революционный гуманизм;
Антропологизм
Разумный эгоизм[7]
Добролюбов Николай Александрович (1836-1861)
Мозг источник ума;
Мысль всегда предметна, любое понятие есть отражение реального предмета или явления;
Разумный эгоизм
Памфил Данилович Юркевич (1826-1874)
Вариант христианского платонизма – начало философского идеализма в России (Вл. Соловьев, П. А. Флоренский, Г. Г. Шпет и др. ). Оппонент Н. Г. Чернышевского
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
«В бессмертие души не верит лишь тот, кто никогда всерьёз не задумывался над этим»
«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, в том, чтобы всегда хотеть того, что можешь»
Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891): психологические проблемы языкознания
Одним из первых заложил
историко-генетическую
ориентацию в анализе психического
и этического развития человека,
что в последующем нашло своё отражение в теориях Бердяева, Франка, Шпета, Басова и Выготского
Психология (как и языкознание) – это наука об истории душевных явлений в пределах личной или народной жизни. Основная тема исследований – развитие языка.
Развитие индивидуальной психики не может происходить изолированно от других людей, от времени и культуры, в которых живёт человек
Овладение устной и письменной речью лежит в основе формирования национального самосознания и человека, и народа в целом
Психическое развитие идёт путём интериоризации то естьизвне внутрь
Сознание и самосознание – продукты языка, причём сознание формируется раньше самосознания
Функции слова: освобождение человека от переживания, так как в звуке передаёт его другому человеку; речь, объективируя эмоции человека, способствует катарсису и очищению от них; речь – форма самопознания, так как даёт возможность сначала самому творцу, а затем и слушателям осознать свои мысли и чувства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: