Уильям Джемс (1842-1910). Французская социологическая школа. Стадии интеллектуальной эволюции человечества и отдельного индивида
Уильям Джемс (1842-1910)
Прагматизм [4]
Функционализм
Адаптивные функции сознания
Поток сознания
Практическая психология
Джон Дьюи (1859-1952)
Прагматизм
Сознание – механизм адаптации
Чикагская школа функционализма
Единство теории и практики в обучении и воспитании
Франц Брентано (1838-1917)
Ещё одна программа построения психологии: психология – наука об актах сознания
Феноменология [5]
Невозможно путем механических измерений дать ответ о природе психических процессов
Пионер европейского функционализма
Карл Штумпф (1848-1936)
Экспериментальная психология
Функционализм
Предмет психологии – функции сознания
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image147.jpg)
Кроме естественнонаучной (И. М. Сеченов) программы развития психологии и программы В. Вундта существовала программа Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1885)
Культурологическая психология (наука о внешних – культурных проявлениях человеческого духа)
Предмет психологии – нравственность, идеалы, стремления
Французская социологическая школа
Огюст Конт (1798-1857)
Позитивизм[6]
Неизбежный прогресс ума есть главный аспект истории человечества
Социология (социальная физика) устанавливает законы общественного развития
Стадии интеллектуальной эволюции человечества и отдельного индивида
Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
Общество – единый организм
Теория социального реализма
Коллективное сознание
Социология — строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций
Жан Габриель Тард (1843-1904)
Взаимодействие индивидуальных сознаний формирует общество
«Общество – есть подражание (имитация)»
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image154.jpg)
Густав Лебон (1841-1931): «Эра масс» – контроль психики, механизмы бессознательного в толпе
Люсьен Леви-Брюль (1857-1935): «Разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления»
Три основные психологические школы начала ХХ века
Причины методологического кризиса в психологии
Джон Бродес Уотсон (John Watson) (1878-1958)
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image158.jpg)
«Психология с точки зрения бихевиориста» (1913)
Психика – реакции организма на внешние стимулы
Цель психологии – предсказать поведение и контролировать его
Эдвин (Эдуард) Ли Торндайк (1874-1949)
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image159.png)
«Коннексионист» (от англ. «коннексия» — связь)
«Проблемный ящик»: если есть разумное поведение, то кошки должны решать задачи…. Однако, поведение кошек, лишь перебор известных им вариантов….
«Кривая научения»
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image160.jpg)
«Метод проб, ошибок и случайного успеха»
«Закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности», «закон использования» и «закон частоты»
![](https://konspekta.net/megalektsiiru/baza14/719518305427.files/image161.png)
Необихевиоризм: наличие переменной между стимулом и реакцией (S→ O→ R)
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990)
Предмет психологии – вся внешне наблюдаемая двигательная активность
Научение – основной механизм развития
Объяснительная фикция – понятия, к которым человек прибегает, когда не понимает сути явления (личность, любовь, озарение…)
Методика последовательного приближения
Сравнение подходов И. Павлова и Б. Скиннера
|
По Павлову:
наблюдаемый стимул – ответ (рефлекс)
Животное реагирует, но не в состоянии изменить своё окружение
(реактивное поведение)
| По Скиннеру:
ненаблюдаемый стимул – ответ
(не-рефлекс).
Животное воздействует на своё окружение (оперантное поведение)
|
Карл Леонард Халл (1884-1952)
Гипотетико-дедуктивный метод (гипотезы-следствия-проверка)
Научение, перцепция, мотивация личность
drive – движущая сила (внутреннее стимулирование, потребность)
Воспользуйтесь поиском по сайту: