Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Профориентационная работа в школе




СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение Стр. 3-4
                                                            
2. Профориентационная работа в школе Стр. 4-5
   
 3. Методы и приемы профориентации в начальной школе Стр. 5-8
             
 4. Формы профориентации в начальной школе Стр. 8-9
   
 5. Информационно-просветительская работа на классных часах Стр. 9- 24 
 6. Список литературы Стр. 25
   

 

                                                                                                  

 

I.    Введение

  В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики. Профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагогической работы. Старшеклассникам 7-11 классов школы был задан вопрос:

   «В каком классе Вы осуществили (планируете осуществить) свой профессиональный выбор?»

Картина такова. В 7-м и 8-м классах – 0,11%, в 9-м классе – 3,5%, в 10-м классе – 7%, а остальные отложили решение на 11-й класс. Почему так происходит? Зачастую такая работа начинается не раньше девятого класса, потому что пришло время первого выбора профессионально пути. Но это уже слишком поздно – за один учебный год (даже при условии, что урок по профориентации проводится 1 раз в неделю стабильно и без пропусков) невозможно донести до ребенка всю информацию о «хочу», «могу» и «надо».

Поэтому сегодня надо начинать разговоры по темам профориентации как можно раньше – чтобы ребенок знал и не забывал о том, что когда-то ему придется выбирать профессию и работать. Поэтому:

1. Надо работать не только с детьми, но и с родителями;

2. Надо начинать профориентацию как можно раньше;

3. Постоянно следить за ситуацией на рынке труда;

4. Иcкать и использовать разнообразные формы работы с детьми;

5. Иметь возможность обмениваться опытом работы;

6. Сотрудничать со всеми организациями, которые работают в этом направлении.

Таким образом, мы получим систему непрерывной профориентации школьников. При работе такой системы можно обеспечить школьнику к 9-му классу полный набор знаний о его возможностях, способностях, интересах, о востребованности профессий на рынке труда, о наличии и качестве профессиональных учебных заведений региона.

Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. Если для старшеклассников существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно.

Настоящие методические рекомендации направлены на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы в начальном звене - как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Методические рекомендации содержат образцы проведения профориентационных занятий. Пособие предназначено для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, учителей начальных классов.

 

II. Профориентационная работа в школе

Профессиональная ориентация школьников – это не отдельная отрасль работы школы, а целая система воздействия опытных педагогов на учащихся во время уроков и внеклассной работы, направленная на подготовку школьников к выбору профессий с учетом личных интересов.

Профессиональная ориентация состоит из:

· Профессионального просвещения – ознакомления школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.

· Предварительной профессиональной диагностики – выявления профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).

· Профессиональной консультации - помощи в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректировке профессионального выбора, указаниями на противопоказания.

Целью профориентационной работы в начальной школе является профессиональное просвещение, а именно: ознакомление учащихся с разнообразием мира профессий.

Задачами профориентационной работы в начальной школе являются:

- расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях;

- ознакомление учащихся с первичными понятиями «орудие труда» и «условия труда»;

- знакомство с профессиями своих родителей

- формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности;

- содействие личностному развитию учащихся: воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца, бережному отношению к результатам своего и чужого труда;

- воспитание стремления к коллективному общественно-полезному труду.

Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...