II. Профориентационная работа в школе
Стр 1 из 4Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. На современном этапе развития общества одна из важнейших задач — подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики. Профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагогической работы. Старшеклассникам 7-11 классов школы был задан вопрос: «В каком классе Вы осуществили (планируете осуществить) свой профессиональный выбор?» Картина такова. В 7-м и 8-м классах – 0,11%, в 9-м классе – 3,5%, в 10-м классе – 7%, а остальные отложили решение на 11-й класс. Почему так происходит? Зачастую такая работа начинается не раньше девятого класса, потому что пришло время первого выбора профессионально пути. Но это уже слишком поздно – за один учебный год (даже при условии, что урок по профориентации проводится 1 раз в неделю стабильно и без пропусков) невозможно донести до ребенка всю информацию о «хочу», «могу» и «надо».
Поэтому сегодня надо начинать разговоры по темам профориентации как можно раньше – чтобы ребенок знал и не забывал о том, что когда-то ему придется выбирать профессию и работать. Поэтому: 1. Надо работать не только с детьми, но и с родителями; 2. Надо начинать профориентацию как можно раньше; 3. Постоянно следить за ситуацией на рынке труда; 4. Иcкать и использовать разнообразные формы работы с детьми; 5. Иметь возможность обмениваться опытом работы; 6. Сотрудничать со всеми организациями, которые работают в этом направлении. Таким образом, мы получим систему непрерывной профориентации школьников. При работе такой системы можно обеспечить школьнику к 9-му классу полный набор знаний о его возможностях, способностях, интересах, о востребованности профессий на рынке труда, о наличии и качестве профессиональных учебных заведений региона. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. Если для старшеклассников существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно. Настоящие методические рекомендации направлены на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы в начальном звене - как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Методические рекомендации содержат образцы проведения профориентационных занятий. Пособие предназначено для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, учителей начальных классов.
II. Профориентационная работа в школе Профессиональная ориентация школьников – это не отдельная отрасль работы школы, а целая система воздействия опытных педагогов на учащихся во время уроков и внеклассной работы, направленная на подготовку школьников к выбору профессий с учетом личных интересов.
Профессиональная ориентация состоит из: · Профессионального просвещения – ознакомления школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д. · Предварительной профессиональной диагностики – выявления профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений). · Профессиональной консультации - помощи в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям школьника, корректировке профессионального выбора, указаниями на противопоказания. Целью профориентационной работы в начальной школе является профессиональное просвещение, а именно: ознакомление учащихся с разнообразием мира профессий. Задачами профориентационной работы в начальной школе являются: - расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях; - ознакомление учащихся с первичными понятиями «орудие труда» и «условия труда»; - знакомство с профессиями своих родителей - формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности; - содействие личностному развитию учащихся: воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца, бережному отношению к результатам своего и чужого труда; - воспитание стремления к коллективному общественно-полезному труду. Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|