Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Методы и приемы профориентации в начальной школе




 

Для создания системы профориентационной работы и реализации образовательного проекта необходимо:

- четко выделить этапы профориентационной работы;

- подобрать методики для профессионального просвещения;

- разработать систему учета полученных результатов.


1. В 1 классе у ребенка формируются первые умения и навыки общего труда, расширяются знания о применении техники, о трудовой деятельности людей, о значении труда в жизни человека.

К началу учебы в школе начинает формироваться так называемое словесно-логическое мышление, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику суждений, уметь аргументировать свою точку зрения. Первоклассники при работе с понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?). Младшим школьникам еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта».

Ученик первого класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию. Особо трудно им «дается» понимание и установление причинно-следственных связей. Например, вопрос: «Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?». Именно поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны.

Не все дети смогут понять сразу, что бухгалтер – это не «тот, кто сидит за компьютером», а водитель не «тот, кто ездит на машине». Педагогу необходимо проявлять настойчивость в том, чтобы дети формулировали представление о профессии на основе существенных, главных признаков. Например, с помощью наводящих вопросов: «Но ведь и ты сидишь за компьютером, когда играешь. Ты ведь – не бухгалтер! А кто такой бухгалтер?»; «папа твой возможно тоже умеет ездит на машине, но работает инженером (сантехником, поваром, врачом и т.п.), а не водителем».

Нельзя забывать и о внимании. Внимание еще неустойчиво. Дети в первом классе (особенно первые четыре месяца обучения) легко отвлекаются, быстро утомляются. Долгие диспуты (более 4 - 5 минут) о профессиях не эффективны. Принимая во внимание этот факт, необходимо при планировании занятий учитывать познавательные интересы детей (т.е. то, что им действительно интересно): играть, слушать и обсуждать сказки, рисовать, рассказывать о себе, фантазировать, решать ребусы, разыгрывать сценки, разгадывать загадки, угадывать «секреты» (что - либо спрятанное) детей.

На этом этапе важно проводить различные экскурсии по городу. Но и в городе, путешествуя в музей, можно заметить много интересного для будущих бесед по профориентации. Например, поговорить о работе экскурсовода, который водил вас по музею. Заходили в магазин? Поговорить с детьми на эту тему, объяснить, зачем нужна такая профессия, чем она полезна. Идете мимо стройки? Обратите внимание детей на то, как работают строители, какие инструменты при этом используют и т.д. Педагог так же может сводить детей в ботанический сад, рассказать, как работают садоводы и по результатам беседы дать задание на дом, например, с помощью родителей посадить цветок в горшок и ухаживать за ним. Во внеклассные часы преподаватель может проводить беседы на тему: «Уважение к трудящимся людям», «Бережное отношение к природе».

2. Во 2 классе продолжается знакомство учеников с трудом людей, углубляется их знание о разных профессиях, устанавливается трудовые отношения в группах.

Восприятие детей 2 классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, в работе с детьми необходимо использовать упражнения на сравнение двух схожих объектов, предметов, явлений, слов, ситуаций и т.д. Обучающиеся 2 классов могут не просто назвать предмет, но и описать, из каких частей он состоит, описать его функции и роль в жизни людей. В ходе знакомства с миром профессий необходимо уделять внимание описанию условий и орудий труда специалистов.

Второклассники осваивают различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу очень важно провести беседу с учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама». Рассмотреть аспекты работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель, т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности, показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном этапе приобщить школьников к трудовой деятельности в школьном саду.

3. В 3 классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную ими работу.

Третий класс – переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития восприятия, внимания, памяти. В этом возрасте мотив «хочу» меняется на мотив «надо», другими словами, появляется произвольность.

Это подходящее время для знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно – слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных профессий педагогу хорошо бы сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников.

4. В 4 классе надо развивать умение распределять внимание (например, между чтением и слушанием). Эта способность развивается эффективней при использовании парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям легче в парах либо в группах.

В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, что в будущем пригодится для осознанного профессионального самоопределения.

Кроме вышеперечисленного, ученики должны посещать дополнительные занятия художественного, технического и спортивного творчества. Такие творческие коллективы помогут ребенку определиться в выборе профессии.

Так же желательно пользоваться услугами нашего районного центра по профориентации, который предлагает проведение для учащихся 2 – 4 классов игры по станциям «Профессии от А до Я», которая познакомит детей с различными профессиями: их названиями, назначением, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой, необходимыми для работы. Проект выполнен в интересной, занимательной форме; присутствуют творческие задания.

Игра расширит кругозор и словарный запас детей, поможет овладеть способами образования новых слов, активизирует слуховое внимание, быстроту реакции, разовьет память и умение общаться. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 2 – 4 классов ГБОУ Центрального района Санкт-Петербурга. На одну игру приглашается один класс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...