Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Экологическое обоснование хозяйственной деятельности в предынвестиционной и проектной документации.




По мере того, как в мире возрастает озабоченность, вызванная ухудшением состояния окружающей среды, финансирующие организации включают процедуры ЭО проектов в процесс выработки и принятия решений о их реализации.

Типовой цикл выбора, подготовки, разработки, осуществления и последующей оценки проекта за счет предоставления инвестиционных займов протекает в следующей последовательности.

1. Отбор проекта для финансирования.

2. Подготовка проекта.

3. Подробная проработка проекта.

4. Оценочное заключение по проекту.

5. Переговоры о предоставлении кредита.

6. Выдача разрешения на предоставление кредита.

7. Осуществление проекта.

8. Контроль за проведением работ.

9. Завершение проекта.

Требования банков к кредитованию проектов в части охраны окружающей среды заключаются в том, чтобы принятые к рассмотрению проекты были экологически приемлемыми и обеспечивали устойчивое состояние окружающей природной среды, а любые последствия для нее можно было бы выявить заблаговременно и принять их во внимание при подготовке проекта.

Обеспечение устойчивого развития требует учета экологического фактора на всех этапах инвестиционной деятельности: от возникновения замысла до его реализации и восстановления состояния среды обитания после завершения деятельности в рамках этого замысла. Учет экологического фактора должен быть непрерывным и осуществляемым в рамках единого подхода в виде экологического сопровождения инвестиционного проекта, которое включает в себя следующие этапы.

1. Экологическая классификация проекта производится на стадии отбора проектов, как с целью оценки аспектов предлагаемого проекта не значимых с точки зрения экологических требований, так и с целью выявления важнейших экологических проблем, которые необходимо будет решить в процессе планирования и разработки. В результате проекту присваивают одну из категорий в зависимости от масштабов и степени значимости его воздействия на окружающую среду.

2. Экологическое обоснование проекта. Заемщик обязан подготовить проект технического задания, определяющий объем необходимой информации и классификацию значимости факторов и воздействий на окружающую среду, и найти специалистов, которые могут выполнить эту работу. Заемщик несет полную ответственность за результаты ЭО воздействия проекта на ОС.

3. Подготовка раздела «Охрана окружающей среды» в итоговое резюме по проекту. В итоговом резюме по проекту отмечаются любые обязательные условия, связанные с охраной окружающей среды. По результатам его детального рассмотрения инвестиционная компания санкционирует начало переговоров о кредитовании проекта.

4. Включение обязательств заемщиков по охране окружающей среды в документы о предоставлении займа или кредита и контроль за выполнением экологических нормативов в процессе реализации проекта.

5. Реализация мероприятий по предупреждению негативных воздействий и оценка фактически наблюдающихся видов воздействия на окружающую среду, а также эффективности мероприятий по уменьшению или предотвращению ущерба.

6. Подготовка раздела «Охрана окружающей среды» в итоговый доклад по реализованному проекту.

Для ЭО проекта требуется проведение междисциплинарного анализа. В силу этого в основной состав группы должны входить представители научных дисциплин:

руководитель – специалист по планированию, специалист в области социальных или естественных наук, либо специалист по моделированию условий окружающей среды;

эколог или биолог, в зависимости от конкретной ситуации;

социолог, обладающий опытом работы с людьми, чьи интересы могут быть затронуты в результате строительства и эксплуатации хозяйственного объекта;

географ или геолог, гидролог, почвовед;

специалист по городскому или региональному планированию.

Этой основной группе должны оказывать содействие специалисты в различных областях знаний (таблица).

 

Таблица – Состав типовой группы экологической оценки проекта

 

Вид ресурса Профессия
Воздух Специалист по анализу загрязнения воздуха Специалист по эксплуатации газоочистного оборудования Специалист по гидрометеорологии Специалист по шуму
Земля Специалист по охране почв Агроном Почвовед Инженер-строитель Минеролог-геохимик Горный инженер Сейсмолог
Вода Гидролог Гидрометеоролог Инженер по эксплуатации очистных сооружений Инженер-строитель Инженер-сантехник Специалист по анализу поверхностных и сточных вод Химик
Флора и фауна Эколог Лесовод Ботаник Зоолог Специалист по особо охраняемым природным территориям
Планирование Географ Демограф Архитектор Специалист по городскому планированию Специалист по планированию в сфере транспорта Экономист
Социальная инфраструктура социолог

 

На территории России активную инвестиционную деятельность оказывают такие международные и зарубежные организации, как Всемирный банк; Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.

Всемирный банк приступил к экологическому сопровождению финансируемых им проектов в начале 70-х г.г. ХХ в. В связи со случаями финансирования проектов, которые, как оказалось, имеют негативные экологические последствия, к 1984 г. экологическое сопровождение стало обязательным условием для всех проектов, связанным с воздействием на окружающую среду. В 1989 г. требования по экологическому сопровождению финансируемых проектов были сформулированы в специальном документе, определяющим порядок ЭО всех проектов, которые могли оказывать значительное воздействие на окружающую среду.

С целью выделения важнейших потенциальных проблем экологического характера на стадии отбора проектов для финансирования осуществляется их классификация по степени воздействия на окружающую среду:

категория А – ЭО необходима в полном объеме, поскольку виды воздействия на ОС могут чрезвычайно разнообразны, а воздействие весьма серьезным;

категория В – достаточно проведения экологического анализа в более узких рамках, поскольку виды воздействия могут носить совершенно локальный характер;

категория С – особой необходимости в экологическом анализе нет; поскольку воздействие проекта на окружающую среду вряд ли окажется значительным.

В отчете об ЭО конкретного проекта освещаются лишь самые важные проблемы экологического характера. Глубина и степень сложности экологического анализа должны быть соизмеримы с видами и масштабами потенциальных воздействий проекта на окружающую среду. В нем обязательно указываются политические, правовые и административные рамки, в которых проводится ЭО, приводятся исходные данные, рассматриваются наиболее значительные виды воздействия проекта на окружающую среду, результаты оценки положительных и отрицательных последствий. Обсуждаются альтернативы в области планирования, капиталовложений, выбора площадок, технологий, методов эксплуатации оборудования и сравниваются между собой с точки зрения потенциального воздействия на окружающую среду.

Несколько другой подход к ЭО практикует ЕББР. Типовой цикл выбора, подготовки, разработки и последующей оценки проекта за счет предоставления инвестиционного кредита включает семь этапов: начальное предложение; уточнение концепции; начальное рассмотрение; подготовка проекта; заключительное рассмотрение; рассмотрение Светом директоров; подписание, на каждом из которых оценивается экологический риск. Так как в случае вынужденного расторжения сделки все расходы, связанные с восстановлением природной среды, лягут на кредитора, то экологические ограничения должны быть четко определены в бизнес-плане. Раздел по экологическим нормам бизнес-плана включает в себя следующие пункты.

1. Основные законодательные акты, необходимые для выполнения проекта со стороны властей (список основных нормативно-правовых документов, под действие которых может попасть планируемый кредит).

2. Основные разрешения, которые необходимо получить для выполнения проекта: на общегосударственном уровне, местном или муниципальном уровне.

3. Лицензионные требования.

4. Экологические нормы.

5. Контактное лицо по вопросам охраны окружающей среды (ФИО, адрес, телефон, факс).

6. Земля.

Местоположение.

История использования.

Использование земли, которая уже принадлежит заемщику или будет куплена в связи с выполнением проекта.

7. Строительные объекты, предусматриваемые проектом.

8. Оценка воздействия на окружающую среду или экологическая ревизия проекта.

9. Потенциальные обязательства по отношению к окружающей среде, если таковые предусмотрены.

10. Предполагаемое снижение нагрузки на ОС..

11. Предполагаемые меры по улучшению состояния ОС.

12. Экологическая политика заемщика.

13. Возможные экологические проблемы, связанные с реализацией проекта.

14. Статус консультаций с общественностью по поводу проекта.

На начальной стадии ЭО по требованию ЕБРР представленные проекты должны быть отнесены к одной из двух категорий. Проекты, отнесенные к категории 1, требуют обязательной ЭО, а проекты категории 2 такой оценки не требуют.

Стандартный отчет по ЭО в соответствии с требованиями ЕБРР состоит из трех частей: краткого содержания отчета; основной части, содержащей результаты экологической оценки; приложений, содержащие данные анализов, копии документов природоохранных органов, иллюстративные материалы.

Основные этапы инвестиционного проектирования в Российской Федерации включают инициирование сооружения объекта, обоснование инвестиций в строительство, выбор площадки, разработку проектной документации, ее согласования и утверждения. В пердпроектной и проектной документации должны быть обоснованы следующие экологические требования:

выбор места (площадки) размещения объекта;

изъятие природных ресурсов;

уровень экологической опасности производимой продукции и образующихся отходов;

возможный экологический риск планируемой деятельности, включающий ОВОС объекта при нормальном режиме эксплуатации и возникновении аварий;

природоохранные мероприятия.

Субъекты РФ вправе уточнять единую общероссийскую схему. Требования к экологическому обоснованию в прединвестиционной документации сформулированы в «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29.12.95 № 539. Прединвестиционная документация должна содержать информацию, достаточную для определения экологического риска намечаемой деятельности, оценки рациональности природопользования при различных вариантах этой деятельности. Исходные данные для экологического обоснования документации могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования территории.

Экологическое обоснование материалов должно содержать оценку возможности развития намечаемой деятельности в районе возможного размещения с учетом:

- нормативов качества природной среды;

- существующей системы ограничений на природопользование;

- прогнозируемого состояния ОС при планируемых сбросах, выбросах, отходах производства и других видах воздействия.

Прогноз экологической опасности намечаемой деятельности должен базироваться на анализе:

- природно-ресурсного потенциала территорий,

- существующего использования природных, трудовых и других ресурсов,

- состояния природной среды, историко-культурного наследия, потребности в важнейших ресурсах, оценок возможных изменений экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствий этих изменений для социально-экономического развития территории.

Источниками исходной информации могут быть материалы государственных органов в области охраны окружающей природной среды, опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств, данные статистической отчетности и экологического мониторинга, инженерные изыскания, экологические данные по объектам аналогам, расчеты и модели прогноза. В качестве исходной информации следует также использовать кадастровые карты природных ресурсов, карты и карты-схемы компонентов природной среды (почвенные, геоботанические, животного мира и др.), карты защищенности грунтовых вод, банки данных по отходам производства и потребления.

В составе обосновывающих материалов объекта приводятся:

- данные о месте размещения объекта, расположения земельного участка, отводимого в постоянное и временное пользование;

- характеристика природных условий территории в районе размещения объекта, оценка ее природно-хозяйственной ценности;

- краткие сведения о современном и перспективном использовании территории;

- ограничения по природопользованию;

- информация о природных и исторических особенностях территории в зоне возможного воздействия объекта, состоянии компонентов природной среды;

- характеристика намечаемой деятельности;

- информация по источникам воздействия – планировочные и другие строительные нарушения, сбросы, выбросы, отходы производства, физические и иные воздействия;

- предварительная оценка воздействия намечаемой деятельности на ОС, в том числе на особо охраняемые объекты;

- рекомендуемый состав природоохранных мероприятий, формируемый на основе оптимальных значений предельно допустимых выбросов и сбросов;

- предварительная оценка экологического риска размещения объекта.

Природоохранные мероприятия намечаются по каждому компоненту природной среды и включают предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем. Размещение объектов на территориях, загрязненных химическими веществами, вредными микроорганизмами и другими биологическими веществами свыше ПДК, радиоактивными веществами свыше ПДУ, не допускается до полной реабилитации этих территорий.

Материалы, обосновывающие проектные решения, должны содержать исчерпывающую информацию о воздействии объекта на ОС при строительстве и эксплуатации объекта в нормальном режиме работы и при возможных залповых и аварийных выбросах (сбросах), а также аргументацию выбора природоохранных мероприятий.

Дополнительно к обосновывающим материалам необходимо представить программу по организации локального экологического мониторинга и план ее финансирования.

При строительстве объекта по очередям, а также в случае выделения пускового комплекса ОВОС объекта и разработка природоохранных мероприятий выполняются в целом по предприятию с выделением первоочередных мер для пускового комплекса.

При реконструкции предприятий в составе материалов дополнительно следует представить сведения о произошедших изменениях в природной среде за период эксплуатации объекта. Следует определить причины и характер этих изменений, предусмотреть мероприятия по возмещению нанесенного ущерба.

При снятии объекта с эксплуатации (ликвидации, перепрофилировании) следует дополнительно включать:

- обоснование необходимости ликвидации (перепрофилирования);

- оценку деградации природной среды в результате деятельности объекта;

- оценку последствий ухудшения экологической ситуации в районе размещения объекта на здоровье населения;

- обоснование комплекса мероприятий по восстановлению природной среды и созданию благоприятных условий для жизни населения.

Обоснование экологических ограничений в предпроектной и проектной документации. Определение области ограничений, а также качественных и количественных значений уровней приемлемого риска для предполагаемых или осуществленных актов конкретного вида деятельности является целью экологического обоснования проектов. В этом случае управление экологически безопасным развитием осуществляется путем сопоставления реальных качественных и количественных значений уровней негативных воздействий с их регламентированной величиной.

Принципы экологического обоснования градостроительных объектов. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение ГЭЭ, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры, соответствующие законодательству. Создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования территории с ограниченным режимом природопользования.

При осуществлении всех видов градостроительной деятельности обязательному исполнению подлежат нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства субъектов РФ. Анализ и оценку состояния городской среды осуществляют по санитарно-гигиеническим критериям и нормам: ПДК вредных примесей в атмосферном воздухе, допустимому уровню шума и напряженности электромагнитного поля в городской застройке. Принципиально важной для решения градостроительных задач является разработка дифференцированных в зависимости от климатических особенностей различных районов России проектируемых параметров ОС: инсоляционный режим на территории жилых групп, составляющие радиационного баланса для различных участков городской застройки, учитывая этажность, Разрыв между зданиями.

Основным градостроительным документом является Генеральный план города. Утверждение норм проектирования и проектной документации, а также ввод в эксплуатацию объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам (СанПин 2.1.2.1002-00 и СанПиН 2.2.1./2.1.1.1031-01).

Согласно градостроительному кодексу РФ при разработке градостроительной документации создаются схемы зонирования территорий, направленные на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности и защиту от воздействия ЧС природного и техногенного характера, предотвращения чрезвычайной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей среды, охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов и историко-культурных объектов.

Ограничения на использование территорий для осуществления градостроительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:

- охраны памятников культуры, историко-культурных комплексов и объектов;

- особо охраняемых природных территорий, округов санитарной охраны;

- водоохранных, санитарных, прибрежных защитных и санитарно-защитных;

- залегания полезных ископаемых;

- подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

- экстремальных природно-климатических условий.

В городских поселениях и населенных пунктах могут устанавливаться территории следующих видов:

ü жилые (селитебные) зоны;

ü общественно-деловые зоны;

ü производственные (промышленные) зоны;

ü санитарно-защитные зоны;

ü зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;

ü рекреационные зоны;

ü зеленые зоны;

ü зоны специального значения;

ü зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности которых определяются градостроительным регламентом и ограничениями на их использование, установленными законодательством РФ.

Интегрированная градостроительная модель включает две взаимосвязанные и дополняющие друг друга модели – природно-ландшафтную и эколого-функциональную. Природно-ландшафтная модель представляет городскую территорию как мозаику городских урочищ, водосборных бассейнов разного порядка, ярусов и ступеней рельефа и склоновых полос. Эколого-функциональная модель разделяет городские земли и участки компактной и линейной формы, дифференцированные по природно-ресурсным и природно-формирующим потенциалам и выполняющие различную роль в детериорации (загрязнении, технотрансформации) и мелиорации (санации, восстановлении) природных элементов городской среды.

Экологические требования к эксплуатации предприятий. Общие экологические требования при эксплуатации предприятий установлены ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым предприятия при выборе технологического режима должны выполнять требования по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Они должны также обеспечить соблюдение установленных нормативов качества ОС на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов.

Разработка и апробация научно обоснованных критериев и норм предельно допустимого вредного воздействия на природную среду и человека, а также норм и правил природопользования на основе общих методологических подходов, комплексного изучения и анализа экологических возможностей экосистем и их отдельных компонентов составляет экологическое нормирование. Практика экологического нормирования выделила три основных его вида:

ü санитарно-гигиеническое, развивающееся в рамках токсикологии. Основным объектом является толерантность человека к вредным воздействиям. Химическое воздействие на человека нормируется через ПДК вредных веществ в средах и компонентах экосистем. Физические воздействия ограничиваются через ПДУ и ПДД. Второй блок нормирования этого направления включает в себя оценку качества ОС и ее компонентов через систему количественных оценок;

ü производственно-ресурсное нормирование, объектом которого выступают производственно-технологическое обеспечение соблюдения экологических норм и правил.Основными показателями лимитирующими вредные воздействия на ОС являются ПДВ и ПДС загрязняющих веществ, а также ПДРО;

ü экосистемное нормирование, задача которого заключается в сохранении биоразнообразия, нормальных условий функционирования и развития экосистем. Важнейшим свойством экосистемы является устойчивость. При обосновании количественных оценок устойчивости необходимо различать устойчивость природной среды и ее отдельных компонентов и устойчивость сформировавшихся природно-техногенных систем (ПТС). Первые элементы экосистемного нормирования реализовались в процедуре ОВОС крупных проектов.

К механизмам экологического нормирования следует отнести лимитирование – деятельность по установлению пределов вредного воздействия (химического, физического, биологического и др.) на ОС и человека или ограничений на использование природных ресурсов.

Нормативы выбросов. В целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются ПДВ. Предельно допустимые выбросы определяются территориальными органами МПР России для каждого конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности, т.е. предприятия в целом.

ПДВ представляют собой то количество выбросов, которое с учетом действия окружающих источников не вызывает превышения ПДК соответствующих веществ. Общие правила установления ПДВ регламентируются введенным в 1980 г. ГОСТ 17.2.3.02–78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», который распространяется на выбросы действующих, реконструируемых и проектируемых промышленных предприятий.

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, норм ПДВ территориальные органы МПР могут устанавливать для них временно согласованные выбросы (ВСВ), которые действительны на период поэтапного достижения ПДВ при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

В структуру проекта ПДВ входят разделы:

- предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ;

- лимиты выбросов (ВСВ);

- фоновые концентрации и ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

- мероприятия по охране воздушного бассейна;

- аварийные выбросы;

Работа установок очистки газов.

Нормативы ПДС вредных веществ в водные объекты используются при выдаче лицензий на водопользование, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий. Они устанавливаются для каждого выпуска сточных вод, исходя из условий недопустимости превышения ПДК вредных веществ в установленном контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при его превышении – исходя из условия сохранения состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. Если сброс сточных вод действующими предприятиями-водопользователями осуществляется с превышением нормативов ПДС, то для них территориальными органами МПР России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ территориальными органами Росгидромета, санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России и территориальными органами федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов устанавливаются лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, в сроки достижения этих нормативов.

Проект нормативов ПДС вредных веществ в водные объекты состоит из следующих разделов:

- характеристика современного состояния водного объекта;

- качественные и количественные показатели состояния поверхностных вод;

- фоновые показатели водного объекта;

- сведения о предприятии;

- характеристика предприятия как источника загрязнения водных объектов;

- количество загрязняющих веществ;

- конструкция водовыпускного устройства и инженерных сооружений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...