Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исаева Н.Н. «Трезвый человек – лучший человек». Размышления о совершенствовании различения




“ sober person is the best person”. Reflections about improvement of distinctions

В статье представлены размышления о необходимости совершенствования различения или, другими словами, духовно-нравственного совершенствования человека.

Ключевые слова: Трезвость, различение, абстрактно-логическое мышление, нравственность, совершенствование.

The article presents reflections about necessity to improve distinctions or, in other words, spiritual and moral improvement of the person.

Keywords: Sobriety, distinctions, abstractedly logical thinking, morality, improvement.

Трезвость – фундамент созидательной жизни человека. Трезвость даёт возможность не только жить естественной жизнью, на стороне добра, но и способствует развитию абстрактно-логического мышления, без которого невозможно различение. А без различения невозможна и сама жизнь.

Различение – основная (базовая) характеристика любого информационного процесса. Без различения невозможна жизнь, невозможна обработка информации в принципе [1].

Мы настолько привыкли говорить об этих непререкаемых истинах, что нередко уже не соотносим их с собой, со своими способностями к различению, не задумываемся о своём уровне абстрактно-логического мышления. Тем более зачастую и не развиваем его. Наша личная Трезвость как бы подразумевает, что мы и в различении совершенны, и абстрактно-логическое мышление у нас на высоте.

Г. А. Шичко назвал Трезвость «большим нравственным достоинством человека» (в статье «Трезвость – наше неизбежное будущее»). А о трезвом человеке писал: «Трезвый человек – лучший человек». И он прав абсолютно. Но, если вдуматься, возникает вопрос: лучший в сравнении с отравляющимися или трезвый – лучший во всех отношениях? Думается, что всё-таки лучший в сравнении с отравляющимися. Отсюда следует, что, вернувшись в своё естественное состояние – Трезвость, важно не почивать на лаврах, вспоминая ласкающие слух слова Шичко, а настойчиво и непрерывно заниматься тем, что называют – духовно-нравственное совершенствование. А если всё же трезвый – лучший во всех отношениях? Тогда тем более нужно соответствовать этому определению во всех смыслах.

В пьесе-сказке «Золушка» драматурга Е. Шварца мачеха перед отъездом на бал даёт Золушке множество работы, и среди всякой всячины вдруг такое: «Познай самоё себя». Только после выполнения всего, что поручила сделать мачеха, Золушка может прийти к дворцу и посмотреть через окна на бал. Мачеха знала, что говорила. Потому что задание: познай самоё себя – практически невыполнимо. Это нужно делать всю жизнь, и вряд ли придёт глубокое и верное познание. А зачем тогда это делать, если результат такой недосягаемый? Так в этом-то и заключается смысл человеческой жизни – познавая себя, познавать окружающий мир, совершенствоваться и становиться Человеком.

Именно Трезвость даёт такую возможность. Алкоголь и другие интоксиканты в силу физиологических причин как химическое шило разрушающе действуют в первую очередь на те клетки головного мозга, которые отвечают за нравственность. Нравственность мы определяем как способность к различению добра и зла, правды и лжи. И в окружающем мире, и в себе. В себе, пожалуй, прежде всего, особенно это касается добра и зла.

С. А. Рачинский, русский учитель 19 века, трезвенник, писал: «Трезвость ещё не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственногопреуспеяния» [2]. Хотелось бы заострить внимание на словах «Трезвость ещё не есть нравственность». Некоторым людям, вернувшимся в своё естественное состояние – Трезвость, представляется, что вместе с Трезвостью они автоматически обретают и нравственность, то есть различение. Но так ли это? Думается, что работа над обретением нравственности, над совершенствованием различения, или, иначе, над духовно-нравственным самосовершенствованием с этого момента только начинается. Трезвость в этом важнейшем деле, определяющем главный смысл жизни Человека, является основой, «необходимым условием».

В Исламе есть положение о том, что каждый человек рождается со способностью к различению, в которой обязан совершенствоваться всю свою жизнь. Отравление любым интоксикантом в любых количествах снижает способность к различению [1].

Совершенствоваться в различении, на наш взгляд, возможно в непрерывном познании самого себя и делании добра. «Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро» (швейцарский педагог Иоганн Песталоцци) [3].

Иногда слышишь такой вопрос от некоторых людей, прошедших курсы: через какое время после обретения Трезвости восстанавливается абстрактно-логическое мышление? Для начала вспомним, что такое абстрактно-логическое мышление.

Абстрактно-логическое мышление – естественная способность здорового, исправного человеческого мозга к самостоятельной разработке новых методов «добывания» из окружающей действительности новых знаний [1].

Примечание. Абстрактно-логическое мышление – это способность оперировать «отвлеченными», «воображаемыми» понятиями, которые в принципе невозможно увидеть или потрогать руками, и способность к отслеживанию влияния отвлеченных понятий на явления конкретной жизни, это высокая способность к обучаемости, творчеству и жизни «своим умом», высшая форма различения. Абстрактно-логическое мышление позволяет видеть причинно-следственные связи между явлениями, видеть процессы, правила и управлять ими [1].

Хотелось бы обратить внимание на такую часть определения: «…это высокая способность к обучаемости, творчеству и жизни «своим умом», высшая форма различения».

Опыт общения с трезвыми людьми иногда, к сожалению, показывает, что некоторые не только не имеют высокой способности к обучаемости, творчеству и жизни своим умом, но даже и не делают попыток как-то развиваться в этом направлении скорее всего потому, что не происходит того процесса, название которому – «познай себя». Отсюда и убеждение, что эта способность даётся автоматически, вместе с обретением Трезвости (может и не сразу, а через какой-то не очень большой срок), и я всего этого уже достиг, или, коль это для меня недостижимо, то не стоит и напрягаться.

Что касается различения, то, в отличие от запрограммированных и отравляющихся людей, трезвые люди в части различения: Трезвость – добро, отравления – зло, – сделали верный, единственно правильный выбор в сторону добра, Трезвости. Более того, те из них, которые встали в ряды трезвенников-просветителей, делают реальное созидательное дело, добро: утверждают Трезвость.

Высшая форма различения – это, на наш взгляд, когда «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евангелие. Евр: 5: 14-14). А это доступно только совершенным. Совершенные, или, по-другому, высоконравственные люди достигли высшей формы различения. Это, конечно, идеал, а он не всегда достижим. Но в том и состоит цель жизни – равняться на идеал и максимально к нему приблизиться.

Итак, даже трезвый человек за всю свою жизнь может не только не обрести высших форм различения, но и остаться в неведении на свой личный счёт: а так ли уж высок уровень моего абстрактно-логического мышления, а являюсь ли я примером созидательной, совершенной жизни, а действительно ли я лучший человек, как сказал Шичко.

Размышления и поиск ответов на все эти вопросы – это уже есть шаг к важному, определяющему жизнь человека процессу познания самого себя. Английский философ Герберт Спенсер писал: «Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности» [3].

Где же брать ориентиры в работе над личным совершенствованием? Как понять, что есть добро и что есть зло? Какой он – совершенный человек?

Что есть добро и зло – об этом размышляли люди во все времена, и мы найдём великое множество самых разных определений. Наиболее точно, на наш взгляд, дал понятия добра и зла учёный, врач, трезвенник А. Швейцер: «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» [4].

Эту же мысль провел в своей книге «Отвяжись плохая жизнь, привяжись хорошая» М. К. Берестенко. Он даёт такое определение: «Добро – то, что увеличивает жизнеспособность общества. Зло – то, что уменьшает жизнеспоспобность» [5].

Обретя Трезвость, занимаясь утверждением и сохранением Трезвости, мы совершили и совершаем безусловное добро: сохраняем жизнь, содействуем жизни не только своей, но и жизни других людей. Трезвенники-просветители не просто на стороне добра, они делают добро, делают дело, важнее которого просто нет. В то же время трезвый человек способствует утверждению Трезвости и личным примером своей жизни. Блез Паскаль, учёный, философ, классик французской литературы, писал: «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» [3].

Итак, на что можно ориентироваться в личном совершенствовании? Ответ очевиден: на общечеловеческие истины, проверенные веками, на духовный опыт человечества. Эти истины и опыт изложены в том числе в книге, название которой Евангелие, или «благая весть». Благая, благо – это есть добро, а весть – знание, свет, просвещение. Отвлечёмся от религиозных верований, а также от неверия и осознаем главное: каждый просвещённый человек должен знать, что «в нём (в Писании) находишь всю человеческую жизнь» (А. С. Пушкин).

Ориентиры для личного роста, совершенствования просты и понятны, причём даны они именно в различении. Грехи смертные: гордость (гордыня), сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, злопамятство и уныние. Дела плоти (по сути, грехи): прелюбодеяние, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ненависть и др. Сюда же можно добавить и сквернословие, и злословие, и осуждение. Вспомним, что грех – это не что иное, как разрушение, а значит, безусловное зло.

А вот и плоды духа: любовь, надежда, вера, радость, мир, долготерпение, милосердие... И это безусловное добро.

Почему гордость (гордыня) стоит на первом месте среди семи смертных грехов? Потому что сказано: «начало и конец всякого греха – гордыня». От неё рождается высокомерие, высокое мнение о себе, крайний эгоизм. Гордый человек чрезмерно высокого мнения о своих достоинствах. Гордый уважает только самого себя. С презрением и насмешкой относится он к мнениям и советам других людей и не откажется от своих взглядов, как бы лживы они ни были.

«Главное дело – в улучшении своей души, – писал Л. Н. Толстой. – Гордый же человек считает себя всегда хорошим. От этого-то гордость особенно вредна. Она мешает человеку в главном деле жизни людей, в том, чтобы становиться лучше» [6].

Классический пример того, что делает с человеком гордыня, мы видим в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Сын орла и женщины Ларра «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. < …> Ему сказали, … что за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, а иногда – жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым». Наказание было страшным – одиночество, от которого он хотел найти избавление и не смог, даже смерть ему была не дана. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот так был поражён человек за гордость».

От гордыни берёт начало такое разрушительное внутреннее состояние человека, которое проявляется в его поведении и в отношении к другим людям, как двойная мораль (отсюда ханжество, лицемерие) в плане законов неписаных, законов совести. Сказано: невозможно служить и Богу, и маммоне, или, другими словами, созиданию и разрушению, добру и злу.

Как проявляется двойная мораль? Одно на словах, другое в делах. Один на – людях, другой – дома: на работе, со знакомыми вежливы, предупредительны, дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. В себе не вижу недостатков, а у других замечаю малейшие оплошности (в чужом глазу соринку видим, в своём бревна не замечаем) и пр.

Двойная мораль разрушительна для самого человека, но беда ещё и в том, что такое поведение взрослых, родителей пагубно влияет на детей. Дети интуитивно чувствуют ложь, фальшь, и тщетны будут усилия по их «правильному» воспитанию: «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» (английская пословица). О том же говорил и Л. Н. Толстой: «Воспитание детей – это воспитание себя у них на глазах» [6].

Человеческие взаимоотношения – вещь непростая. Часто мы требуем от ближних такого отношения, которого и не заслуживаем. Отсюда возникают различные негативные эмоции, порой доходящие до разрушительных действий. А ведь главное правило в отношении других людей простое и понятное: как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.

Учёный Д. С. Лихачёв, которого называют «совестью нации», в книге «Письма о добром и прекрасном», посвящённой российскому юношеству, писал: «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслонённую красоту» обогащает человека духовно» [7].

Все мы несвободны от каких-то слабостей, недостатков, а то и грехов. Идеальных людей не бывает. И важно понять, что ты тоже не идеал, а потому нужно любить и ценить людей за то хорошее, что в них есть, и заниматься совершенствованием самого себя. «Самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь» (Л. Н. Толстой) [6].

Плоды духа. В плодах духа всё важно. Но важнее всего – любовь. Сказано: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (Евангелие, 1 Кор. 13: 13).

Л. Н. Толстой писал: «Чувство, разрешающее все противоречия жизни человеческой и дающее наибольшее благо человеку, знают все люди. Чувство это есть любовь» [6]. Но любовь мы определяем не только какчувство, эмоции, а прежде всего как созидательное действие. Сказано: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиной».

Об этом же говорит и Л. Н. Толстой: «Любви в будущем не бывает; любовь есть только деятельность в настоящем» [6].

А. А. Зверев в книге «Обретение трезвости» пишет: «Трезвое движение состоит из прекрасных людей, озарённых чистыми помыслами. Наши люди жертвенны, а наши лидеры преданы идее трезвости и полны решимости» [8]. Идея Трезвости – это вовсе не нечто умозрительное, главное в ней – это любовь как созидательное действие, основной посыл которой: «Спешите делать добро! » Долг и жертвенность – вот те необходимые и важнейшие качества, которые являются основой любви как созидательного действия и в обычной, повседневной жизни человека, и в созидательной деятельности по утверждению и сохранению Трезвости.

И снова Л. Н. Толстой: «И нет иной любви, как той, чтобы положить душу свою за други своя. Любовь – только тогда любовь, когда она есть жертва собой. Только когда человек отдаёт другому не только своё время, свои силы, но когда он тратит своё тело для любимого предмета, отдаёт ему свою жизнь – только это мы признаём все любовью и только в такой любви мы находим благо, награду любви. И только тем, что есть такая любовь в людях, только тем и стоит мир» [6].

В том же рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть герой, который олицетворяет собой символ жертвенной любви к «други своя». Данко так любил людей, что для спасения племени пожертвовал самым ценным, что есть у человека – самой жизнью, своим сердцем.

«Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…»

Такая любовь – это дар, не каждому она дана, потому что и любви нужно учиться, и в любви нужно совершенствоваться. В той любви, о которой сказано: «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Евангелие, 1 Кор. 13: 4, 13: 5).

В аналитическом блоке дневника (на курсе по освобождению от табачно-алкогольной зависимости и формированию трезвых убеждений) человек пишет: «А я, как мудрый человек…» Как – это чтобы не возгордиться, и в то же время в этих словах определена цель, идеал совершенствования. Мудрейший царь Соломон говорил: «Путь жизни мудрого – вверх» [3]. Добавим: по тем ступеням, которые ведут к вершинам познания: услышал, запомнил, выучил, понял, научился пользоваться, поверил – и в конечном итоге приводят к вере в себя, в свои силы, в дело, которому служишь [9, с. 340].

Подводя итог, ответим на главный вопрос: как развивать абстрактно-логическое мышление, как совершенствоваться в различении? Через самопознание, самосовершенствование, самовоспитание, самообучение, саморазвитие. Всё в руках самого человека, всё зависит от него самого, от его желания и трудолюбия.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Николай Заболоцкий

И в заключение правило жизни великого писателя, учителя нравственности Л. Н. Толстого: «Имей цель для всей жизни – цель для года, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим» [6].

Список литературы

1. Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения // Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: материалы XVIII Национальной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» с международным участием (г. Тюмень, 22-23 февраля 2020 г. ). – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2020. – С. 240-271.

2. Письма Рачинского к духовному юношеству о трезвости. – М., 1889. – 95 с.

3. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост.: В. Н. Назаров и Г. П. Сидоров. – М.: Политиздат, 1990. – 605 с.

4. Швейцер А. Культура и этика. – М.: Сфера, 1982.

5. Берестенко М. К. Отвяжись плохая жизнь, привяжись хорошая / М. К. Берестенко. – М.: Книжный мир, 2006. – 416 с.

6. Толстой Л. Н. Христианская этика. Сб. – Е.: ТОО «Альфа», 1994. – 224 с.

7. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. – М.: Дет. лит., 1985.

8. Зверев А. А. Обретение трезвости. – Тюмень, 2005.

9. Зверев А. А. Трезвость – основа будущего России: сборник статей. – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2020. – 560 с.

Сведения об авторе

Исаева Нина Николаевна, преподаватель курсов по освобождению от табачно-алкогольной зависимости и формированию трезвых убеждений, член ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск», trezv-uzhnoyralsk@mail. ru, +7-951-244-30-30.

About author

Isaeva Nina Nikolaevna, teacher of the courses of sober views formation, member of YuGOO UST “Sober Yuzhnouralsk”, trezv-uzhnoyralsk@mail. ru, +7-951-244-30-30.

УДК 371. 84

Коба Т. В.

Koba T. V.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...