Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гадаев В.Ю., Гадаев Р.В. Конституция Чеченской Республики и проблемы развития трезвости как духовной ценности чеченцев




The constitution of the chechen republic and the problems of development of sobriety as a spiritual value of the chechens

В статье рассматривается деятельность руководства Чеченской Республики по утверждению и сохранению трезвости и значение в этом процессе новой Конституции Чеченской Республики. Анализируется участие Муфтията ЧР, кадиев районов, вирдовых общин и их руководителей, а также фамильно-родственных образований в нейтрализации программы самоотравления интоксикантами молодежи Чечни.

Ключевые слова: Муфтият Чеченской Республики, культура трезвости, интоксиканты, чеченцы, молодежь, фамильно-родственная микросреда.

The article examines the activities of the leadership of the Chechen Republic on the approval and maintenance of Sobriety and the significance of the new Constitution of the Chechen Republic in this process. The participation of the Muftiate of the Chechen Republic, kadiys of districts, vird communities and their leaders, as well as family-related entities in neutralizing the program of self-poisoning of Chechen youth by intoxicants is analyzed.

Keywords: Muftiate of the Chechen Republic, culture of sobriety, intoxicants, Chechens, youth, family-related microenvironment.

Проблема развития трезвости как социокультурной ценности и необходимого условия для здорового образа жизни во все времена и у всех этносов (в том числе и российских) являлась актуальной. Особенно она обострилась в постсоветской истории России, когда «оковы тяжкие» (советские ценности) пали и сбитая с толку толпа «радостно» встретила у входа в капиталистический «рай» западную свободу, и «братья-либералы» отдали российским народам свой страшный «меч»: нищета, многообразные кровавые конфликты, многоликие интоксиканты и многое другое.

Данная проблема продолжает оставаться актуальной и в наши дни, ибо организованный процесс по отниманию трезвости у населения (по данным Стратегии государственной антинаркотической политики на период до 2030 года) по-прежнему динамичен, а в некоторых регионах даже и «процветает» [1].

Проблема развития культуры трезвости и неприятия самоотравления интоксикантами разных видов является актуальной не только в «горячих» интоксикантных регионах России, но и в её южных, относительно трезвых «мусульманских» субъектах. В этой связи важно отметить, что известный кровавый смерч в этом некогда цветущем крае братских народов во многом был запущен и интоксикантным дурманом, результатом которого оказались сотни тысяч погибших соотечественников. В данном контексте актуализируется проблема развития культуры трезвости и создания условий для здорового образа жизни всех российских народов и регионов, в том числе и для Чеченской Республики.

В последнее время, как известно, Чеченская Республика (ЧР) демонстрирует всему миру поразительные успехи, особенно в ключевых сферах своего посткризисного социального бытия. Глубокие качественные сдвиги в базисных устоях жизни чеченцев обусловили динамичный процесс развития социокультурной и духовно-нравственной жизни, утверждение трезвости и здорового образа жизни. Чеченская Республика ныне с гордостью носит имя «самый трезвый регион Российской Федерации» [2].

Фантастические успехи в возрождении Чечни из пепла, в превращении ее в стабильный и динамично развивающийся регион Юга России, несомненно, связаны с именем Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова, признанного по результатам Всероссийского экспертного опроса (АПЭК) в январе 2021 г. одним из самых влиятельных глав субъектов РФ.

Достигнутые положительные результаты обусловлены динамично и прочно утвердившейся стабильностью, правопорядком и законностью в поствоенной Чечне. Именно на достижение данных позитивных результатов на основе новой Конституции ЧР были направлены в свое время титанические усилия первого Президента ЧР, Героя России Ахмата Абдулхамидовича Кадырова. По его мнению, Основной Закон в тот период был актуален главным образом для нейтрализации деструктивных процессов в жизни чеченцев, а также для преодоления страшной катастрофы, постигшей в первую очередь духовно-нравственную сферу чеченского общества.

Без принятия Конституции ЧР (2003 г. ) эту катастрофу преодолеть было бы невозможно. Во всех ее статьях отразились чаяния и интересы жителей республики, перенесших неимоверные тяжести двух страшных чеченских войн, после которых некогда цветущий край был превращен в руины и пепелище, а также в приют для международного терроризма, сообщества «ломехуз» (организаторов отнимания трезвости) и их жертв – интоксикантно зависимой молодежи.

Именно с момента принятии Конституции ЧР были созданы в первую очередь политико-правовые, идеологические, социокультурные предпосылки для эффективных созидательных процессов в социальном бытии чеченцев, развития их духовно-нравственной жизни, возрождения подлинно национальных, самобытных духовных ценностей, способствовавших искоренению из жизни части молодежи установки на самоотравление интоксикантами.

Судьбоносную роль в этом сложном процессе сыграла несгибаемая политическая воля общепризнанного лидера ЧР Кадырова Р. А. В этой связи важно отметить, что в целях защиты физического здоровья и духовно-нравственных ценностей этноса, утверждения и сохранения его трезвости Главой ЧР в полной мере были задействованы соответствующие статьи новой Конституции ЧР. В этом контексте важно назвать ст. 38, в которой прописаны «права на охрану здоровья и медицинскую помощь», представлены «программы, способствующие экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию» [3]. Ценности морали трезвости в контексте императивов ситуации того времени были сформулированы, а затем и приняты на Первом съезде Ассамблеи народов Чечни (2006 г). На этом и последующих съездах «Ассамблеи», которые проходили под председательством Главы ЧР Кадырова Р. А., были заложены ценности традиционных верований этноса, а также базовые ценности чеченского культурного кода «Нохчалла» и чеченского кодекса чести «Къонахалла». Эти ценности на всех этапах жизни подпитывали трезвость чеченцев как их естественного состояния.

Весьма важными в утверждении морали трезвости и защиты от программирования на самоотравление стали жизнеутверждающий мыслительный потенциал А. А. Кадырова, проповеди Председателя Совета Улемов ЧР Кадырова Х. Ж, актуальные идеи известных местных богословов, а также работы народного писателя ЧР Абузара Айдамирова «Наши нравы», «Свод правил поведения чеченской молодежи 21-го века «Нохчалла» И. Сайдаева и т. д. [4].

На основе данных документов, защищающих духовное и физическое здоровье всего населения, по указанию Главы ЧР Кадырова Р. А., в 2013 г. была разработана и утверждена «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики». В ней в сконцентрированном виде нашли отражение такие важные положения по утверждению и сохранению трезвости, как «развитие у молодежи навыков здорового образа жизни, способности противостоять алкоголю, курению, наркотикам» [5, с. 9]. Здесь следует отметить, что принципы морали трезвости провозглашают и религиозные радикалисты, но не на платформе чеченских традиционных ценностей, что умаляет этнонациональный дух этого актуального духовно-нравственного феномена.

Реализуя ключевые установки данной «Концепции» и базовых духовных ценностей чеченцев, в Республике (первыми в России) были закрыты игорные заведения, резко ограничены места продажи алкогольных ядов, разного вида интоксикантов, усилено решительное наступление на организаторов отнимания трезвости, приняты самые эффективные методы противодействия распространению СПИДа. Впервые в РФ была принята практика религиозного оформления брачного союза молодых (никах) только при наличии медицинского подтверждения об отсутствии у них СПИДа, что привело к резкому сокращению этого заболевания среди молодежи. Такие решительные действия руководства ЧР позволили нейтрализовать условия существования самоотравлений интоксикантами, особенно среди молодежи.

Как известно, успех в утверждении и сохранении трезвости обусловлен системой усилий семьи, дошкольных и образовательных учреждений, трудовых коллективов, общественных организаций и т. д. В ЧР важным фактором в этом процессе в постсоветскую эпоху выступают патриархальные семьи (из 3-х поколений), тайповые (родовые), фамильные, родственные образования и их авторитеты, а также референтные группы друзей-сверстников. В этих образованиях жизнедеятельность молодежи более жёстко регламентирована внутригрупповыми антиинтоксикантными нормами и порядками и повседневно испытывает регулятивную функцию горско-патриархального общественного мнения, что наиболее эффективно препятствует формированию личной программы на самоотравление.

Основываясь на 5-й Суре Корана «Трапеза» и других исламских источниках, в передовых рядах в массовом движении против самоотравления интоксикантами выступила Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Чеченской Республики» (Муфтият ЧР), объектом особого внимания которого стала молодежь [6, с. 190]. Данный выбор был обусловлен неслучайно: во-первых, 70 % населения ЧР составляет молодежь, во-вторых, она больше подвержена процессу интоксикантизации, в-третьих, застрельщиками известных кровавых событий на Юге России была часть молодежи, вдохновлявшаяся разными негативными факторами, среди которых интоксиканты занимали не последнее место.

К своей антиинтоксикантной работе Муфтият ЧР привлекает целую систему духовных образовательных учреждений: Российский исламский университет им. Кунта-Хаджи Кишиева, Исламский институт им. Ахмад-Хаджи Кадырова, огромное количество медресе, расположенных во всех районах и крупных населенных пунктах ЧР. Следует добавить, что при каждой мечети также функционирует медресе, где по выходным дням и в период летних каникул идёт обучение детей не только основам Ислама, но и с раннего детства формируется установка на неприятие греховной программы самоотравления интоксикантами.

Важным звеном в системе Муфтията ЧР является Совет Улемов Чеченской Республики, заседания которого проводятся для разработки богословских решений – фетв и подготовки регламентации для осуществления религиозных обрядов в форме инструкций и положений. В этих базовых для верующих документах важное место занимают проблемы развития культуры трезвости и здорового образа жизни как богоугодной ценности.

В реализации положений этих документов на местах ключевую роль играют представители муфтията, Председатели советов имамов районов ЧР (кадии). Каждый Председатель совета имамов обеспечивает функционирование мусульманской общины данного конкретного района, руководит деятельностью Председателей совета мечетей (имамов) населённых пунктов своего района, ориентирует их усилия на преодоление названных социальных пороков.

В каждом населённом пункте Чечни функционирует мусульманская община, возглавляемая Председателем совета мечети (имам), который в своей деятельности руководствуется указаниями своего районного кадия. Мусульманская община данного населённого пункта представляет собой сообщество мюридов (верующих), которые входят в то или иное вирдовое братство (община мюридов). Вирдовое братство этого населенного пункта возглавляет тамада (руководитель общины). Сам тамада, как предводитель вирдового братства населенного пункта, координирует деятельность туркхов (руководитель первичной ячейки мюридов), обеспечивающих деятельность мюридской группы определенного квартала. Все эти звенья суфийского комплекса активно подключились к реализации подлинно гуманистической Программы Главы ЧР Кадырова Р. А. «Трезвость – воля народа», в которой приоритетным является преодоление в первую очередь индивидуальной интоксикантной зависимости.

В данный процесс Муфтият ЧР активно привлекает не только официальных богословов, но и различных неформальных богословских авторитетов, известных потомков шейхов-устазов (суфийских святых), лидеров тарикатских (суфийских) направлений, вирдовых общин и вирдовых групп, что позволяет довести до сведения населения, всей молодежи на местах позитивные идеи, созидательные проекты и планы Руководства Чеченской Республики и Муфтията ЧР в деле развития культуры трезвости.

Для утверждения в повседневной жизни принципов трезвости и здорового образа жизни среди молодежи Муфтият ЧР, различные министерства и ведомства республики систематически проводят научно-практические конференции, семинары, круглые столы, диспуты по актуальным проблемам утверждения и сохранения трезвости, преодоления условий существования самоотравления интоксикантами в чеченском обществе. Важно отметить, что тематику данных мероприятий нередко определяет сама молодежь, обозначая их такими, например, названиями, как: «Сообщи, где торгуют смертью», «Жизнь – да, интоксиканты – нет». «Интоксиканты и горский кодекс чести несовместимы», «Интоксиканты покидают горы».

Наиболее активно Муфтият работает с интоксикантно рискованной частью молодежи – с учащимися всех уровней. Существуют соглашения между Муфтиятом ЧР и Министерством образования и науки ЧР, в рамках которых разработаны и реализуются соответствующие программы и проекты, дающие эффективные результаты.

Для повышения эффективности усилий в противостоянии процессу интоксикантизации части молодежи Муфтият ЧР и Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотических ядов по ЧР совместно разрабатывают законодательные меры, направленные на противодействие этому социальному злу. Муфтият ЧР совместно с Антитеррористической комиссией ЧР также разрабатывают конкретные мероприятия противодействия информационному террору, который организуется с целью отнимания трезвости, насаждения самоотравления интоксикантами.

В поле зрения Муфтията ЧР находится молодежь, которая служит в рядах вооруженных сил РФ. Представители муфтията часто бывают в воинских подразделениях, ведут с молодыми воинами беседы на религиозные, морально-нравственные, патриотические и другие темы, в которых рассматриваются также и проблемы возможной интоксикантизации среди части воинской молодежи. Такие же беседы ведутся и с осуждёнными в местах их заключения. В рамках заключённого договора с УФСИН РФ по Чеченской Республике по установленному графику представители духовенства посещают места заключения, читают проповеди, разъясняющие основополагающие принципы Ислама, представляют заключённым специальную библиотеку и видеотеку, в которых демонстрируются все ужасы вредных привычек.

Активная, научно и идеологически обоснованная система пропаганды здорового образа жизни, противодействия интоксикантной зависимости и профилактики противоправного поведения уже приносит свои позитивные результаты. На всей территории городов и населенных пунктов Чечни сегодня невозможно увидеть компании, отравляющие себя алкогольными ядами, резко сокращены пункты по продаже этих ядов, а разрешённые пункты ограничены во времени.

Также успешно решается проблема самоотравления табачными ядами. Стало правилом хорошего тона или эти яды не употреблять вообще, или их не употреблять в общественных местах. В трудовых коллективах, в учебных заведениях, в обществе студенческой молодежи, в общежитиях и т. д. человек с зависимостью от табачного яда воспринимается негативно. Против всех интоксикантов создана, на основе суфийских (течение в исламе) принципов, моральная атмосфера неприятия, они не являются атрибутом благополучия, престижности, они как бы «выходят из моды». В наше время они порицаются верой, горско-патриархальным общественным мнением, уважаемой частью национальной интеллигенции, религиозными деятелями, фамильно-родовыми авторитетами. Даже девушки считают неприличным принимать ухаживания молодых людей с сигаретой или же в нетрезвом состоянии, а среди прекрасного пола эти вредные привычки исторически так и не привились. Утверждающаяся мораль трезвости уже дала ощутимые результаты, особенно среди молодежи. По мнению специалистов, в ЧР количество молодых людей с интоксикантной зависимостью в последнее время резко уменьшилось.

Итак, в Чеченской Республике достигнуты значительные результаты в решении проблемы преодоления утвердившихся вредных привычек самоотравления интоксикантами и развития культуры трезвости, особенно среди молодежи. В этом важном направлении задействованы усилия многих социальных субъектов, в числе которых значительной результативностью отличаются Муфтият ЧР, различные религиозные, родственные объединения и их руководители. Однако современная противоречивая эпоха глобализма и пандемии диктует необходимость использования новых усилий и инструментария в преодолении процесса интоксикантизации жизни нашей молодежи. Самым важным здесь является поиск адекватных императивам времени форм, методов и средств противодействия данному социальному злу с учётом образа жизни, этноконфессиональных, социокультурных, ментально-исторических особенностей конкретного народа. В этой связи необходимо направить усилия на изучение и преодоление специфических условий существования самоотравления в обществе: доступность интоксикантов, информационный террор и т. д. Нуждается в развенчании и разоблачении «теория культурного, умеренного питания», когда одни медицинские светила полностью отрицают интоксикантные яды, а другие рекомендуют их умеренное потребление.

Нуждается в корректировке сама концепция утверждения и сохранения трезвости, в которой, на наш взгляд, просматривается излишне мягкий, увещевательный подход к интоксикантным проявлениям. Опыт Чечни учит не только (как у Пушкина) «милость к падшим призывать» (к больным), но и пресекать злую деятельность ломехуз всех уровней, и притом «вести эту борьбу с нелучшими средствами, среди которых меч всегда будет еще наиболее прямым и благородным» (И. А. Ильин).

Список литературы

1. Стратегия государственной антинаркотической политики на период до 2030 года [Электронный ресурс]. narcologos. ru›247510

2. Названы самые трезвые регионы России. 9 декабря 2019. https: //www. interfax. ru/russia/687278

3. Конституция Чеченской Республики. Официальный текст. – Грозный: 2005. – 64 с.

4. Гадаев В. Ю. Чеченская традиционная культура и этика. – Махачкала: АЛЕФ, 2020. – 516 с.

5. Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики. Грозный: 2013. – 28 с.

6. Гадаев В. Ю. Молодое поколение Чеченской Республики: проблемы духовного развития. – Грозный: АЛЕФ, 2013. – 356 с.

Сведения об авторах

Гадаев Ваха Юнусович, ведущий научный сотрудник, Академия наук Чеченской Республики, профессор кафедры философии, политологии и социологии, Чеченский государственный педагогический университет, gadaev_v@mail. ru, 8 (928) 737-75-23.

Гадаев Рамзан Вахаевич, доцент кафедры иностранных языков, Чеченский государственный университет, gadram84@mail. ru, 8 (989)900-89-89.

About authors

Gadaev Vakha Yunusovich, Leading Researcher, Academy of Sciences of the Chechen Republic, Professor of the Department of Philosophy, Political Science and Sociology, Chechen State Pedagogical University, gadaev_v@mail. ru, 8 (928) 737-75-23.

Gadaev Ramzan Vakhaevich, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Chechen State University, gadram84@mail. ru, 8 (989)900-89-89.

УДК 94. 083: 329. 71

Букреева О. Г.

Bukreeva O. G.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...