Бурзянцева Л.Н. Сознательная трезвость в мотивационно-ценностном аспекте личности
Conscious sobriety in the motivational-value aspect of personality В настоящей статье поднята актуальность вопросов ценностей и мотивов поведения личности в семье и обществе, обеспечивающих сознательную трезвость, как необходимое условие личностного роста, духовного пробуждения, социальной реализации и поступательного развития социума в целом. Ключевые слова: самомотивация, мотивация сохранения трезвости, мотивы сознательной трезвости, ценности. This article raises the relevance of issues of values and motives of personality behavior in the family and society, ensuring conscious sobriety as a necessary condition for personal growth, spiritual awakening, social realization and progressive development of society as a whole. Keywords: self-motivation, motivation to stay sober, motives of conscious sobriety, values. Согласно современному подходу, трезвость рассматривается как естественное состояние человека, семьи, общества, свободное от запрограммированности на самоотравление любыми интоксикантами и физического отравления ими в любых количествах [1, с. 244]. С целью исключения из жизни молодежи процессов саморазрушения следует устранять причины и условия отнимания трезвости через освобождение от личной программы на самоотравление и создание условий, благоприятствующих сохранению трезвости. Трезвость есть естественное состояние человека, благоприятствующее личностному росту и социальному развитию. Трезвость дана природой на всю жизнь, но требует сохранения и защиты. Под мотивацией сохранения естественного состояния трезвости мы понимаем внутреннюю побудительную силу, которая активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение благих целей в жизни и социальное благополучие. Мотивация сохранения трезвости является основой естественного поведения в защиту собственного здоровья от негативного воздействия информационного террора, которому подвергается молодежь, способностью деятельно удовлетворять потребности, конструктивно снимать стресс.
Мотивация сохранения трезвости стимулируется стремлением к достижению поставленных целей в жизни без разочарования и сожаления об упущенных возможностях. Это прекрасная возможность социального утверждения без ущерба репутации и амплуа. Мотивация сохранения трезвости позитивно подкрепляется продвижениями по карьерной лестнице, сохранением благополучия семьи и брака, личностной и социальной самореализацией. Согласно традиционной в психологии классификации, различают внешнюю или экстернальную мотивацию, обусловленную внешними факторами, такими как вознаграждения и наказания, не имеющими непосредственного отношения к самой поставленной цели, и внутреннюю или интроецированную мотивацию, которая зарождается внутри человека, инициируемая желанием заниматься определённой деятельностью, и связана с самореализацией. Персональная или личная мотивация (первичная) относится к внутренней, а социальная мотивация (вторичная) – к внешней и направлена на достижение благополучия и комфорта через взаимодействие с другими людьми. Позитивная мотивация активируется поведением, направленным на получение приятных вознаграждений, как внутренних (удовлетворение, гордость и т. д. ), так и внешних (похвала, хорошие оценки и т. д. ). Негативная мотивация проявляется в поведении, позволяющем избежать неприятных последствий, как внутренних (например, ощущение провала), так и внешних (например, наказание). Факторы, которые определяют уровни мотивации, могут быть представлены следующими значениями: ценность достигнутого результата, вера в его достижение, личные прогнозы по поводу осуществления намеченного, собственное понимание и представление успеха. Индивидуальная мотивация сохранения трезвости всегда является более сильной, т. к. она направлена на достижение чётких целей и получение значимого для личности результата. В то же время следует отметить важность вопроса сохранения трезвости в плоскости изменения той среды, которая постоянно влияет и формирует проалкогольные и протабачные установки, программу самоотравления алкоголем, табаком и другими интоксикантами.
Самомотивация определяется как следующий уровень внутренней мотивации и характеризуется наличием чётких, определённых целей, плана и действий по их достижению. Самомотивация предполагает применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения, желания и стремления, целенаправленность и последовательность, решимость действовать и постоянство в выполнении осознанных действий, направленных на достижение желаемого результата. Для того чтобы самостоятельно мотивировать себя, рекомендуется пользоваться следующими мотивационными методами: 1) аффирмации – подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание и приводящих к положительному эффекту («я ценю себя в состоянии естественной трезвости»); 2) самовнушение – воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели («я легко отказываюсь от предложения отравиться любыми видами интоксикантов»); 3) чтение биографии успешных людей – эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей; 4) самоприказ – формирование волевых навыков и выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать («сохраняй сознательную трезвость»); 5) визуализация – эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей; 6) практики духовного пробуждения – упражнения, позволяющие очиститься от ментального и эмоционального негативного жизненного опыта (медитация и др. ). Прекрасной возможностью реализации сознательной трезвости в жизни человека являются правильные мотивационно-ценностные ориентации, поддерживаемые объективно на государственном уровне. Ценности – это главные ориентиры для каждого человека в океане жизни. Когда правильно выстроена система ценностей, это способствует стремительному личностному росту, духовному пробуждению и поступательному развитию в социуме. Знание мотивов сохранения трезвости и ценностных ориентаций личности позволяет прогнозировать личностную и социальную успешность, что может служить хорошим подспорьем в работе психолога и менеджеров по персоналу в организациях, специалистов по подбору кадров на предприятиях, при профессиональной подготовке будущих специалистов.
Далее предлагаем вашему вниманию авторское определение понятия мотива сознательной трезвости. Мотив сознательной трезвости – психологический феномен, определяющий сохранение трезвости на протяжении всего периода жизни благодаря трезвым убеждениям, целенаправленному поведению в согласии с ценностными ориентациями, обеспечиваемыми правильным воспитанием, успешной социализацией, правовой защитой молодежи от отнимания трезвости в корыстных целях на государственном уровне. Предлагаемые к рассмотрению виды мотивов сознательной трезвости могут послужить содержательным ориентиром профилактических бесед при отклоняющемся поведении и в собеседованиях с устраивающимися на работу людьми. На субъективном уровне мотивы сознательного сохранения трезвости мы разделяем на следующие основные группы в зависимости от ценностей личности: 1. организационно-административные мотивы (закон, порядок, правила, санкции, порицание и др. ); 2. социально-экономические (семья, образование, карьера, статус, авторитет, материальные блага, достаток и др. ); 3. физиологические (здоровье, спорт, правильный образ жизни, активное долголетие, комфортный уровень жизни и др. ); 4. психологические (самосовершенствование, самореализация, независимость, отношения, самоценность, успех, красота, счастье, адекватный уровень притязаний и др. ); 5. духовно-нравственные (религия, культура, свобода, любовь, саморазвитие, внутренняя гармония, вознесение и духовный рост и др. ).
На объективном уровне мотивы сознательной трезвости могут подразделяться на подобные виды с позиции правовой защиты этих ценностей и комплекса мер по утверждению и сохранению трезвости на государственном уровне, который предотвратил бы формирование заблуждений, принуждающих молодежь к самоотравлению. Существующие наработки в области педагогики трезвости содержат не только методику формирования трезвых убеждений у молодежи, но и устоявшуюся систему подготовки кадров для уроков трезвости среди студентов [2]. Считаем возможным принимать во внимание описанные виды мотивов сохранения трезвости в организационной работе менеджеров по персоналу, специалистов по кадрам на собеседовании при приёме на работу, педагогов-психологов средних профессиональных образовательных учреждений и при собственном построении жизненных планов в согласии с ценностными ориентациями, потребностями личности и государства в целом. Отметим, что движущей силой для преодоления жизненных кризисов является мотивация на позитивные преобразования в противовес мотивации избегания проблем и трудностей. Поэтому следует отметить значение создания условий для успешности в образовательной среде и благоприятного образца социального окружения в формировании системы ценностей молодежи. Для этого нужно на государственном уровне прекратить продажу интоксикантов в продуктовых магазинах, создавать условия для полезного времяпровождения после учебы, безопасной разрядки психоэмоционального напряжения, конструктивного снятия стресса, укрепления здоровья в бесплатных спортивных секциях и фитнес-центрах для молодежи. Практическим же решением освобождения от табачно-алкогольной зависимости тем, кто уже осознал такую необходимость, является обучение по методу Г. А. Шичко для возвращения естественного состояния трезвости. Система психологических факторов сохранения осознанной трезвости помимо мотивационно-ценностного во многом опирается также на следующие ключевые аспекты: стрессоустойчивость, внутренний локус контроля, воля, позитивное восприятие будущего, адекватная самооценка и уровень притязаний, эмпатия, благоприятные характерологические особенности и благополучная личная биография. Перечисленные психологические факторы можно рассматривать в совокупности как благоприятный прогностический фактор сохранения осознанного трезвого образа жизни и поведения. Важно добавить, что эти психологические показатели легко диагностируются с помощью популярных тестов и доступных профессиональных психодиагностических методик. Комплексное применение психодиагностики, коррекционно-развивающих занятий, профилактических бесед и индивидуального собеседования позволяет наладить эффективную работу психолога организации на благо отдельного человека, коллектива и общества в целом.
Рекомендуется, особенно в практической работе специалистов, применять психолого-педагогический метод Г. А. Шичко по освобождению от запрограммированности на самоотравление. В основу метода положено сознательное воздействие самого человека на свое подсознание правдивой информацией с последующим анализом прожитого дня в виде ведения специального дневника и записью позитивного самовнушения перед сном. Процесс освобождения от запрограммированности на самоотравление и формирования сознательной трезвости длится 10 учебных занятий с последующим полугодовым сопровождением в виде написания дневников по специальному графику. Эффективность курса освобождения от любых вредных привычек приравнена к 100 % при наличии желания освободиться от вредной привычки и выполнении требований метода [1, с. 259]. С точки зрения эффективности методов превентивных мер в молодежной среде следует отметить бесполезность устаревших подходов «негативной профилактики» посредством формирования чувства страха перед последствиями от самоотравления, ограниченного информирования о разрушающем влиянии алкогольных ядов на физическое и психическое здоровье без внимания на корыстных интересах организаторов этого разрушительного процесса и методах отнимания трезвости [2]. В настоящее время педагогам рекомендуется позитивный подход в понимании трезвости как естественного состояния человека, данного каждому по факту рождения, а также применение педагогического подхода на основе идеологии утверждения и сохранения трезвости. Данный подход предполагает формирование трезвых убеждений, прочных знаний в области науки Трезвости и чёткого понимания механизма отнимания трезвости у молодежи, а также способов защиты от него. Трезвость должна быть фундаментальной ценностью в жизни каждого человека, любой семьи и социума. В заключение отметим, что, благодаря эффективной программе курса по освобождению от табачно-алкогольной зависимости и формированию трезвых убеждений по методу Г. А. Шичко, утверждению в общественном сознании трезвости как фундаментальной ценности и высокой осознанности современной молодежи, наша страна способна опровергнуть миф о деградации народа во благо нынешних поколений и потомков, во имя наполнения жизни значимым смыслом, добром и счастьем. Список литературы 1. Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения // Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: материалы XVIII Национальной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» с международным участием (г. Тюмень, 22-23 февраля 2020 г. ). – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2020. – С. 240-271. 2. Распопов Р. В. Педагогика Трезвости: история и современность / Р. В. Распопов, И. П. Огородникова, В. А. Загумённый // Трезвость и проблемы современной России: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» (г. Южноуральск, 23-24 февраля 2019 г. ). – Тюмень: Трезвая Тюмень, 2019. – С. 15-32. Сведения об авторе Бурзянцева Любовь Николаевна, педагог-психолог, ГАПОУ Башкирский агропромышленный колледж, burziantsevaliubov@gmail. com, +79174350595 About author Burziantseva Liubov Nikolaevna, teacher-psychologist, Bashkir Agrоindustrial College, burziantsevaliubov@gmail. com, +79174350595 УДК 37. 034 Исаева Н. Н. Isayeva N. N.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|