Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Опыт изучения слова в семантическом аспекте





 

Начинаю с I класса школьников можно знакомить с многообразием слов и их значений, проводить элементарные наблюдения над лексикой. И хотя как такового понятия лексического значения ученикам не дают, но термин включается в работу и постепенно усваивается детьми.

Сначала учащиеся узнают, что слова, обозначающие предметы, имеют значение. Это достигается с помощью разных приёмов, например, можно использовать наглядность и загадки. Дети читают загадку, рассматривают рисунок к ней, на котором нет предмета, обозначаемого пропущенным словом:

На зелёной хрупкой ножке

Вырос …(шарик) у дорожки

(одуванчик)

Учитель спрашивает: «Какого слова не хватает в загадке? Какого предмета нет на рисунке?» Дети отвечают, дописывают слово и дорисовывают картинку.

Знакомство детей с многозначными словами лучше всего проводить на примерах уже известных лексических единицах. Учитель объясняет школьникам, что не все слова могут обозначать одно явление (понятие, предмет). Для этого используются, например, слова: игла, звезда, перо и сами предметы или их картинки: лист сосны, швейная игла, засушенная морская звезда и звезда, венчающая новогоднюю ёлку, перо ручки и перо лука.

Дети рассматривают предметы и отвечают на вопросы: «Одинаковые ли это предметы? Сколько их перед вами? Как называются предметы? Сколько у них названий?». В результате учащиеся понимают, что одно слово может называть несколько предметов.

Ещё один приём знакомства учеников начального этапа обучения с явлением полисемии - использование контекста. Особенно важно прибегать к этому приёму в I классе. Словосочетания и предложения для детей не должны быть сложными в орфографическом и пунктуационном отношениях: «В лесу появились первые колокольчики». «Марина весело засмеялась и позвонила в колокольчик». Сравнивая слово «колокольчик» в обоих случаях, дети приходят к выводу, что речь идёт о цветке и о звонке в форме маленького колокола.

Лексические задания можно построить на основе логических упражнений. Они помогут детям научиться различать значения слов с предметно-понятийным содержанием, например, названия одновременно и деревьев, и плодов с него. Ученики записывают два предложения: «Этим летом на даче мы посадили черешню и вишню». «Бабушка ходила на рынок и купила черешню и вишню». В первом предложении первоклассники заменяют выделенные лексемы словом деревья, а во втором - ягоду. Так школьники видят разницу в значениях одинаковых слов.



Постепенно детям показывают соотношение слов по смыслу, вводят для семантического анализа знакомые глаголы. Для этого учителем часто используется приём синонимической замены. Первоклассники записывают два предложения: «Шустрый бельчонок незаметно улизнул из дупла. Малыш с плачем убежал в другую комнату». На доске записаны слова «улизнул», «убежал». Учитель просит объяснить, чем похожи, и чем различаются по значению глаголы, какой больше подходит к первому предложению, а какой ко второму.

Как уже отмечалось выше, один из наиболее действенных приёмов подачи нового лексического материала - наглядный показ. На начальных этапах обучения он необходим. Приём наглядности позволяет школьникам уяснить разницу в синонимических и значениях полисемичных слов. Он предполагает использование окружающих предметов, картинок, фотографий.

Во II - III классах лексическая работа связана с изучением грамматики. «Лексические значения не существуют независимо от грамматической характеристики слова. Звуковая форма слова, его словообразовательные связи во многих случаях также далеко не безразличны для его значения». Дети уже научились более быстро записывать предложения, поэтому им можно предлагать для анализа слов большие по объёму контексты. «На припёке хорошо греть и нежить спинку, вырыть сладкий корешок, поглодать осинку» (Е.Трутнева). «Вышли книжки из больницы, починили им страницы, переплёты, корешки, налепили ярлыки» (С. Маршак). Ученики одновременно работают над правописанием безударной гласной в слове корешок и устанавливают разницу в его семантическом значении. При изучении антонимов хорошо в качестве примеров приводить пословицы и поговорки: Ученье - свет, а неученье - тьма. Утро вечера мудренее. Сытый голодного не разумеет.

Примером одновременной работы над лексикой и грамматикой могут служить элементы урока по одной из центральных тем во II классе «Состав слова». «Наблюдения за процессом образования слов родного языка…позволяют глубже разобраться в его (слова) лексическом значении, обогащая, таким образом, словарь школьников, способствуют более осознанному усвоению орфографии, языковых закономерностей, развитию языкового чутья младших школьников». Анализируя состав слова, дети обращают внимание и на смысловую сторону его корня и аффиксов. Ученикам предлагается составлять словообразовательные гнёзда с вершиной. Например, учитель даёт задание вспомнить слова с корнем лес. Учащиеся записывают: лесник, лесной, лесок, отыскивают и выделяют корень, коллективно составляют словосочетания: пришёл лесник, лесная школа, подросший лесок.

Учитель обобщает ответы детей, спрашивая, какой общий смысл во всех словах с корнем лес (всё, что имеет отношение к лесу).

Таким образом, обогащать лексикон младших школьников и повышать их грамотность следует за счёт производных слов. Учитель должен давать детям задания на словообразование, т.к. «при анализе слов по составу учащиеся редко объясняют правильно значения производных слов, в основном занимаются подбором родственных слов и поиском корня». Возможность обучить детей объяснять значения производных слов дают имена прилагательные. Например, учащимся даётся задание выбрать из предложенных мотивирующих слов корень и вставить его в определённую модель (приставка без - суффикс н, бес -н): без сна → бессонный, без забот → беззаботный. Учитель обращает внимание школьников на удвоенные согласные, просит подчеркнуть их. Затем дети составляют словосочетания с этими прилагательными. Подобные орфографические задания создают у школьников потенциальный словарно - семантический запас.

При работе над новой лексикой стоит разделить слова на тематические группы. Так во многих текстах, представленных в школьных учебниках, встречаются названия профессий, неизвестные детям: дровосек, ткачиха, плотник, конюх и др. Объяснить их значение учителю поможет небольшой экскурс в историю. «Такая работа, проводимая на уроке, поможет школьникам не только понять значение неизвестных ранее слов, но и заглянуть в истоки номинации, познакомиться со своей историей». При анализе следует использовать толковые и этимологические словари, давать ученикам различные упражнения. Например, выделить корень в словах стол, столяр, столовая; возить, повозка, извозчик; вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова: лё..чик, б..ксёр.

Лексика, вводимая на уроках во II - III классах должна быть более сложной, чем на первом году обучения. Для семантического анализа берутся слова со значениями, основанными на разных признаках, отвлечённые понятия, глаголы в переносном смысле. Учителю необходимо подбирать примеры с широким контекстом. Особенно в тех случаях, когда учащиеся знакомятся с синонимами или новыми значениями известных слов. Пример: Учитель просит записать школьников предложение: По воде плыла лодка с яркими парусами, а затем спрашивает, что значит в этом предложении слово плыла, каким словом его можно заменить (ответ: двигалась). Затем дети составляют предложения с глаголом плыть в разных значениях: Российский спортсмен на соревнованиях плыл лучше всех. Пётр плыл на корабле домой. Воздушный шар плыл по воздуху. Походка девушки была лёгкой, она не шла, а плыла по улице. Всё плывёт пред глазами. Учитель спрашивает, что ближе по значению к словосочетанию «шар плыл» (ответ: девушка плыла, общее у них то, что они двигаются плавно, медленно), какие ещё словосочетания подходят к «плыла лодка» (ответ: спортсмен плыл, т.е. передвигался в воде, как и лодка). Затем учитель задаёт вопрос: «А что можно сказать про «плыть перед глазами»? Что это означает?» (ответ: всё двигается, кружится перед глазами).

Пример фрагмента урока показывает, как дети смогли выявить сходство в метафорических и функциональных переносах, их основы по разным значениям: плавность, движение, неспешность и выполняемая функция.

Также продуктивным для освоения детьми новой лексики будет демонстрация зависимости грамматических форм слов от их семантики. Такие слова, как слон, звезда, линейка могут в зависимости от смысла обозначать одушевлённый или неодушевлённый предмет. Углублённое изучение лексического состава языка помогает в орфографии, и наоборот. Доказано, что затруднения в определении лексических значений слов влияет на грамотность школьника.

Во II - III классах дети активно знакомятся с явлением синонимии и антонимии, выполняют различные упражнения. Например, предлагается составить предложения, выбирая из слов в скобках наиболее точные: Неслышно (подходят, подбегают, подкрадываются) волки. Далее учитель беседует с детьми: Какое слово в этом контексте больше подходит? О ком можно сказать, что он подходит? Почему эти глаголы - синонимы? Какое значение у «подкрасться» и «подбежать»? Учащиеся отвечают на вопросы, выясняют оттенки значений у каждого глагола. Подобная работа даёт понятие детям о лексической сочетаемости слов, «связи значений, опирающихся на предметно - логический смысл».





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.