Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексические упражнения на уроках русского языка




 

«Основное назначение лексических упражнений - обучение употреблению слов». При организации упражнений на антонимы важно постепенно усложнять лексику. Задания на первом году обучения сводятся к выделению в контексте слов, противоположных по смыслу, в подборе антонимов. Например, нужно найти среди предложенных пар лексическую единицу, противоречащую остальным и подобрать нужное слово: ранний - поздний, широкий - узкий, яркий - тусклый, тёплый - холодный; свет - тьма, добро - зло, шум - тишина, утро - день. В дальнейшем лексика в упражнениях должна быть сложнее: острое - плохое (зрение).

Работа с синонимами ведётся начиная с I класса. В устной форме проводятся упражнения на подбор синонимов к слову, составление предложений, выделение синонимом из контекста.

На следующей ступени обучения младших школьников дети тренируются определять тонкие различия в значениях.

На доске записаны слова: летать, порхать, парить, реять. Ученики должны определить, какое действие обозначают эти глаголы, выбрать глаголы, которые означают плавное движение по воздуху, употребить слова с существительными: бабочка, самолёт, знамёна, орёл.

Из слов: ледяной, холодный, студёный выбрать лексическую единицу, в котором заключено значение «самый холодный».

Подберите к выделенным глаголам близкие по смыслу. Почему автор выбрал именно такие слова? Мышонок видел вдали над лугом маленького сокола-трясучку, но не боялся его. Пик понял опасность, только когда птица разом ринулась с места и стрелой понеслась к нему. Бежать было поздно. (В.Бианки). Такие упражнения полезно давать детям для устранения повторов. Возможно также подбирать предложения из речи учащихся, чтобы дети сами находили ошибку и исправляли её.

Вставка синонимов в предложения - хороший вид заданий при лексической работе. Например: «Из слов, данных в скобках, выберете подходящее по смыслу: Альпинист успешно(сполз, спустился, упал) с горной вершины».

Задания, обучающие детей пользоваться многозначными словами, включаются в обучение с I класса. Пример упражнения: «Поставьте существительное в скобках в нужный падеж. Поставить подпись на официальной …Мальчик нарисовал кораблик на… (бумага) - В каких значениях вы употребили это слово? В каком предложении его можно заменить синонимом «документ»?

Для закрепления материала по изучению полисемичных слов ученикам дают различные упражнения на составление словосочетаний. Например, 1) необходимо записать вместо точек слово того же корня, что и выделенные слова в первых предложениях. Ветер воет. Ветер (какой?)…Пшеница спеет. Пшеница (какая?)…2)Найти общее слово для следующих лексических единиц: трава и кузнечик (зелёные), воздух, день, ткань, мороз (лёгкий).

Ученикам III класса при изучении темы «Имя существительное» можно предлагать составить небольшой рассказ с многозначным словом (месяц, малина - слово с безударным падежным окончанием).

При подготовке к сочинениям необходимо проводить работу над лексической сочетаемостью слов. Она «создаёт необходимые условия для успешного (их) написания: объясняет значение и употребление того или иного слова». Цель такой работы - научить младших школьников использовать речевые средства для более точной и образной передачи содержания. В зависимости от типа сочинения будут варьироваться и задания ученикам. Так работа над сочинением во 2-ом классе предусматривает обогащение словаря учащихся и проводится по следующей схеме: введение в устные рассказы и в сочинения детей новых слов, только что объясненных на уроках чтения (половодье, убранство и др.), подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.), включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов - разлилась; спит как убитый - крепко), усвоение сочетаемости слов. При составлении сочинения учитель предлагает словосочетания, но следует выбрать те, которые более других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается.

Покажем на примере подготовки к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень», как должна проводиться лексическая работа.

Осенью учитель со школьниками отправляются на экскурсию в парк или сквер, где дети получают непосредственное впечатление от прелести этого времени года. На последующих уроках ученики читают стихи и прозу поэтов и писателей, посвящённую осени. Результатом такого знакомства с классикой становится обогащение словаря детей разнообразными эпитетами, которые школьники записывают в тетради, а затем тренируются в их правильном употреблении, работая над мини - сочинениями «Осеннее дерево», «Берёзка».

На уроках рисования учащиеся знакомятся с такими синонимами, как: картина, пейзаж, изображение, пейзажист, а на уроках русского выполняют следующие задания на закрепление изученной лексики:

образовать словосочетание, которое можно будет использовать в сочинении.

Картина - прекрасная, новая, необыкновенная, весёлая.

План - задний, крупный, средний, дальний, первый, крупный, передний.

Продолжить ряд слов, которые могут сочетаться со словами:

Художник писал…. (создавал, отразил, показал, запечатлел)

Записать подходящие сравнения:

Белый, как (что?)…

Зелёный, как (что?)…

Жёлтый, как (что?)…

Выбрать глаголы, которые можно было бы использовать в сочинении:

Мечтать, хотеть, думать, любоваться, мечтать, благоухать, виднеться

Сделать предложения распространёнными:

Пришла весна. Падают листья.

Подобрать к словам левого столбика антонимы из правого.

Приблизился удалился

Загрустил понизил

Повысил развеселился

Одинаково ли значение данных слов?

Лес - роща

Солнце - светило

Речка - поток

После изучения картины «Золотая осень» и беседы о художнике, школьники по заданию учителя называют предметы, изображённые на картине, и пробуют подобрать к этим существительным прилагательные (лес золотой, весёлый, разноцветный), делятся впечатлением, какие краски использовал художник.

Непосредственно перед написанием сочинения проводится речевая разминка, на которой ученики подбирают синонимы к словам, обязательным в использовании (изобразил - показал, картина - полотно, пейзаж).

Таким образом, в работе над лексической сочетаемостью слов при подготовке к сочинениям детям даются задания на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, составление словосочетаний, определение разницы в значениях синонимичных и многозначных слов.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...