Направления лексической работы
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Все направления словарной работы возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом е опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари. Однако для начальных классов создан лишь один словарь - «Орфографический словарик» П. А. Грушникова, полезное пособие по орфографии. Небольшие словарики имеются в учебниках «Русский язык»; близки по своим функциям к словарикам многочисленные сноски на страницах книг для чтения («Родное слово»), дающие объяснения значений малопонятных слов. Очень важно, чтобы сносками учащиеся пользовались самостоятельно. Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение,- значит обеспечить их умственное развитие, воспитывать самостоятельность. Редко бывает так, чтобы новое слово не поняли все учащиеся. Проверками установлено, что в классе почти всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи, встретившиеся в рассказе, и в то же время бывает до 10 человек, которые в том же рассказе не понимают вовсе или понимают неточно да-10-12 слов. В коллективной или групповой работе над словарем учитель опирается на тех учащихся, словарь которых более развит. В методике апробированы и широко используются следующие приемы разъяснения значений слов (приемы располагаются по степени их развивающего потенциала):
а) Учащиеся под руководством учителя осуществляют словообразовательный анализ слова и на этой основе выясняют его значение (или оттенок значения). Для начальных классов простейшим подходом к словообразовательному анализу служит вопрос: «От какого слова образовано новое слово?» или: «Почему так назвали?» Таким способом могут быть объяснены слова шапка-ушанка (закрывает уши), подосиновик (растет под осиной), леденец (тает во рту, как лед)-, рыжик (рыжего цвета), костяника (ягода с косточкой), односельчане (люди из одного села лучезарный (от слов лучи и заря) и т. п. Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных. б) Словообразовательный анализ нередко сопровождается сопоставлением слова с другими словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например: землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожи цветом на серебро) и т. п. в) Как уже говорилось, опора на контекст в любом случае способствует пониманию слова. Но бывают случаи, когда роль контекста особенно велика и основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом. Например, слова нелюдим, на отшибе, угрюмый и чурается из рассказа Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» вне текста объяснить трудно, и состав слов не вполне поясняет их значение. Однако чтение той части, рассказа, где характеризуется старый Матвей, ведущий замкнутый образ жизни, значение слов «высвечивает»; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, и сочетаемость, и выразительность. г) Вариантом предыдущего приема служит самостоятельное включение нового слова в иной контекст, составленный самими детьми. Это прием активизации, о чем будет сказано ниже, но в то же время это прекрасный прием глубокого раскрытия значения слова (в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель).
д) Отвечает требованиям самостоятельности выяснение значения нового слова по справочным материалам, т. е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Как уже отмечалось, специального толкового словаря для начальной школы пока не создано; однако есть все же справочная литература энциклопедического типа, например книга «Кто такой? Что такое?». В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями. е) Объяснение значения слова путем показа картинки, макета, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока. В рассказе В. Катаева «Грибы» (II класс) таким способом могут быть объяснены названия грибов - «лисички в желтых шапочках», «два двоюродных братца - подосиновик и подберезовик», «большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете»: показ муляжа, картинки или натуральных грибов. Так же объясняются названия рожь, овес, пшеница из «Колхозного календаря» В. Бианки (II класс). Методом чувственного восприятия могут быть объяснены и глаголы, обозначающие голоса птиц: «затрещит в лесу дрозд», «тонко просвистит рябчик», стук дятла: «застучит на сухом дереве труженик дятел» («Русский лес» Соколова-Микитова, II класс). Эти звуки могут быть прослушаны в записи, а лучше - во время экскурсии в парк или в лес, на луг, в поле. Значения глаголов труда также раскрываются в самих процессах труда: «рыхлить землю», «засевать пашню зерном», «пропалывать всходы» («Славка» Е. Пермяка, III класс): учащиеся сами выполняют эти трудовые операции на пришкольном участке. ж) Замена объясняемого слова его синонимом (обычно - доминантой синонимического ряда) - один из наиболее часто применяемых приемов: холят - ухаживают, окружают заботой; витязь - воин; нарекся - назвался. Прием не вызывал бы возражений - тем более что его применение требует значительной активности школьников,- если бы при этом не возникала одна довольно частая ошибка. Например, дети читают отрывок из повести В. Катаева «Сын полка»: «Как не похож был этот Горбунов (в бою) на того Горбунова, которого Ваня привык видеть,- чисто выбритого, белого, розового, доброжелательного. Но если тот Горбунов был просто хорош, то этот был прекрасен». Разбирая значение слов хорош и прекрасен, дети в обоих случаях заменяют их нейтральным красивый, начисто стирая выразительность языка писателя. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, так как уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок. В подобных случаях уместен другой прием: объяснить, что слова просто хорош и прекрасен в данном случае автор противопоставляет, чтобы подчеркнуть яркий образ солдата в бою, грозного, могучего, охваченного радостью победы над врагом.
з) Некоторые слова могут быть объяснены путем подбора антонимической пары. Так, слово тусклый становится понятным детям, если ему противопоставить уже известное ранее слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначение начала и конца пути соревнующихся спортсменов. Примером использования смысловой противоположности слов может служить стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»: чтобы лучше понять слово неряха, используются слова чистый, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый. и) Наконец, многие слова могут быть разъяснены на основе развернутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда - из нескольких предложений. Этот способ разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранять непринужденность беседы. Например, в стихотворении Джанни Родари «Всемирный хоровод» приводятся названия национальностей. Детям задается вопрос: «Кто где живет?» В развернутых ответах раскрываются значения слов абиссинцы, англичане, эскимосы и др.
Разнообразие приемов и повышение активности самих учащихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы в начальных классах.
Заключение
«Каждый человек - взрослый и ребенок - владеет незначительной частью лексики своего национального языка, которая является его личным словарным запасом». Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание детьми этой связи - основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях. Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся: 1) количественное увеличение слов качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. Лексическая, или словарная, работа в начальных классах проводится как количественное обогащение словаря, работа над значениями слов, оттенками значений, уместным употреблением, над активизацией словаря. Она вплетается в уроки чтения, развития речи, языковой теории. Работа в основном практическая: объяснение значений слов (семантизация), включение их в текст, в собственную речь (активизация), выяснение сочетаемости нового слова, его переносных значений, некоторые случаи многозначности. Лексическая работа в начальном обучении русскому языку строится на основе особенностей словаря школьников: · неточность употребления слов в речи; · недостаточное знание глагольных синонимов; · сравнительно небольшой словарный запас; · проблемы в семантизации многозначных слов; · трудности в усвоении абстрактной лексики. Поэтому при отборе слов для наблюдений необходимо привлекать те лексические единицы, которые включены в орфографический минимум каждого года обучения и помогают решить проблемы словаря учащихся. Детям даются упражнения на отработку многозначных слов, синонимов и антонимов, которые постепенно усложняются. Один из эффективных приемов подачи новой лексики - наглядность. Среди предлагаемых младшим школьникам упражнений можно назвать:
· выделение в контексте слов противоположных по смыслу; · подбор антонимов к слову; · подбор синонимов к слову; · составление словосочетаний; · составление предложений; · выделение синонимов из контекста; · вставка синонимов в предложения; · определение тонких различий в значениях слова. В ходе проведенного нами исследования мы убедились, что значение лексики в начальном обучении велико. Обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков лексических значений слов, словоформ, конструкций, а также их стилистических особенностей, сферы употребления. Язык немыслим без словаря. Работа над словарем учащихся - неотъемлемая часть всей работы над развитием их речи. «Словарный состав отражает картину состояния языка: чем богаче и разностороннее словарный состав, тем богаче и развитее язык». Список литературы
. Бобровская Г.В. Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника // Начальная школа. - 2004. - №5 . Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Баранова М.Т. - М.: Изд. центр «Академия», 2000 . Виноградов В.В. Лексикология и лексикография / Отв. Ред. В.Г. Костомаров - М.: Наука, 1977 . Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах // Начальная школа. - 2006. - №7 . Горлова М.А. Обучение написанию сочинению // Начальная школа. - 2006. - №8 . Демичева В.В., Яковлева Т.В. Работа над семантикой существительных-наименований, лиц по профессии и роду занятий // Начальная школа. - 2004. - №6 . Демиденко А.П. Современный русский язык. Лексикология - 2-е изд. - Минск: Высшая школа, 1990 . Доморацкая З.А. Работа над лексической сочетаемостью при подготовке к сочинениям / Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Рождественского Л.С. - М.: Изд. Педагогика, 1977 . Калинин А.В. Лексика русского языка - 3-е изд.- М.: МГУ, 1978 . Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе: пособие для учителей начальной школы - Ленинград, 1955 . Крысин Л.П. Жизнь слова: кн. Для учащихся ст. Классов - М.: Просвещение, 1980 . Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: учеб. пособие для фил. фак-та университетов - М.: Высшая школа, 1989 . Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Изд. центр «Академия», 2000 . Матвееева А.Н. Элементы лексики в начальном обучении русскому языку / Под ред. Рождественского Л.С. - М.: Изд. Педагогика, 1977 . Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах // Начальная школа. - 2003. - №10 . Мишина А.П. Словарно- орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. - 2007.- №8 . Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка // Начальная школа. - 2007. - №10 . Рамзаева Т.Г., Львов М.Р Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. пед. инст. по спец. «Педагогика и методика начального обучения» - М.: Просвещение, 1979 . Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе: учеб. пособие для пед. училищ - М.,1954 . Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. - 2006. - №4 . Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология - М.: Изд. Высшая школа, 1990 . Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка - М.: Просвещение, 1972 . Шмелев Д.Н. Современный русский язык: учеб. пособие для студ. пед. институтов - М.: Изд. Просвещение, 1977
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|