Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг.




ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ

 

Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг.

 

Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX-XI вв. свидетельству­ют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ). Постиндустриаль­ную стадию производства в странах Запада часто определяют как «экономику услуг», для этого имеются веские основания. Все более отчетливо в настоящее время проявляется одна из главных закономерностей общественного развития - опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. На ру­беже XX-XXI вв. сфера услуг в экономике развитых стран мира достигла 62-74% их ВВП. Удельный вес услуг в ВВП РФ составляет около 56%. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6-7 раз. В мировом товарообороте доля услуг достигает 22-25%. МТУ оказывает все большее влияние на МТТ. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. В рамках сфе­ры услуг объединяется множество видов деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения, нужд производства, а также потребностей общества в це­лом.

Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Услуга - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаим­ного соглашения с другой институциональной единицей. Услуга - любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемые и не приводят к завладению чем-либо. Отличия услуг от товаров заключаются в том, что: ус­луги не осязаемы и невидимы; услуги не поддаются хранению; производство и потребление услуг, как правило, совпадает по времени и месту. В силу их невидимости и неосязаемости торговлю ими иногда называют невидимым. экспортом и импортом. В отличие от товаров, производство услуг и их экспорт очень часто объединяются рамками одного контракта. При этом требуется непосредственная встреча продавца и покупателя.

В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либерализация между­народных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги — измене­ние в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги — это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услуга­ми понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне. Названные выше отличительные признаки услуг обуславливают особенности МТУ по сравнению с МТУ (табл. 1).

 

Таблица 1. Различия МТТ и МТУ

МТТ МТУ
   
Осязаемы и видимы Неосязаемы и невидимы
Поддаются хранению Не поддаются хранению
МТТ не связана непосредственно с произ­водством МТУ связана с их производством, причем производство и потребление услуг происхо­дит одновременно
Развитие МТТ является основой для развития других форм МЭО МТУ выступает как связующее звено в реа­лизации других МЭО
На национальном уровне действует избирательная система государственной поддержки по отношению к отраслям материального производства, в отношении остальных же действуют принципы свободной конкуренции Сфера услуг больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства, и частично или полностью является государственной собст­венностью
В международный оборот могут поступать все производимые товары Не все виды услуг являются «торгуемыми» и' могут быть вовлечены в международный оборот
Экспорт товаров означает их вывоз за рубеж с таможенной территории без обязательства об обратном ввозе Экспорт услуг может быть осуществлен как поставка услуг за границу, так и путем перемещения потребителя услуг в страну их производителя и временного перемещения за границу физического лица - поставщика ус­луг
Допустим институт посредников Посредники отсутствуют

Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка услуг. Это объясняется наличием большого количества подобных классификаций, которые предлага­ются практически каждой международной экономической организацией. В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций.

Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промыш­ленной классификации, принятой ООН, включает:

• коммунальные услуги и строительство;

• оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы;

• транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество;

• оборону и обязательные социальные услуги;

• образование, здравоохранение и общественные работы;

• прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли.

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса, услуги де­лятся на 11 видов, в рамках которых существуют и подвиды:

• транспорт (грузовой, пассажирский);

• поездки (деловые, личные);

• связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);

• строительство;

• страхование (рисков, личное);

• финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют и пр.);

• компьютерные и информационные услуги;

• роялти и другие лицензионные платежи;

• другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);

• лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выстав­ки);

• правительственные услуги).

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО и выделяет:

Факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движе­нием факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии).

Нефакторные услуги - все остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

В рамках ГАТТ/ВТО учитывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов:

• деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);

• услуги связи (25 видов);

• строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);

• дистрибьюторские услуги (5 видов);

• общеобразовательные услуги (5 видов);

• услуги по защите окружающей среды (4 вида);

• финансовые услуги, включая страхование (17 видов);

• услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);

• туризм и путешествия (4 вида);

• услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);

• транспортные услуги (33 вида);

• прочие услуги.

В ходе подготовки соглашения ГАТС были сформулированы подходы к международ­ному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен сле­дующими основными способами:

1. Услуга перемещается через таможенную границу так же, как и «обычный» товар, когда производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы.

Например, продавец и покупатель либо совместно используют услугу (международ­ный телефонный разговор)

2. Иностранный производитель услуги сам перемещается на территорию страны, где расположен ее потребитель.

Мобильность продавца либо основана на том, что его покупатель находится за рубе­жом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для пред­приятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

3. Иностранный потребитель услуги перемещается на территорию страны, где произ­водится услуга.

Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет полу­чить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинские услуги), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).

4. Через таможенную границу перемещаются физические лица — резиденты одного государства, производящие и/или потребляющие услуги в другом государстве (т.е. имеет ме­сто комбинация второго и третьего способов международной торговли услугами).

Например, продавец и покупатель собираются в третьей стране (международная конференция).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...