Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ
Услуги в современной мировой экономике. Классификация услуг.
Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX-XI вв. свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ). Постиндустриальную стадию производства в странах Запада часто определяют как «экономику услуг», для этого имеются веские основания. Все более отчетливо в настоящее время проявляется одна из главных закономерностей общественного развития - опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. На рубеже XX-XXI вв. сфера услуг в экономике развитых стран мира достигла 62-74% их ВВП. Удельный вес услуг в ВВП РФ составляет около 56%. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6-7 раз. В мировом товарообороте доля услуг достигает 22-25%. МТУ оказывает все большее влияние на МТТ. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. В рамках сферы услуг объединяется множество видов деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения, нужд производства, а также потребностей общества в целом. Тем не менее, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Услуга - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. Услуга - любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемые и не приводят к завладению чем-либо. Отличия услуг от товаров заключаются в том, что: услуги не осязаемы и невидимы; услуги не поддаются хранению; производство и потребление услуг, как правило, совпадает по времени и месту. В силу их невидимости и неосязаемости торговлю ими иногда называют невидимым. экспортом и импортом. В отличие от товаров, производство услуг и их экспорт очень часто объединяются рамками одного контракта. При этом требуется непосредственная встреча продавца и покупателя.
В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги — изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги — это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне. Названные выше отличительные признаки услуг обуславливают особенности МТУ по сравнению с МТУ (табл. 1).
Таблица 1. Различия МТТ и МТУ
Существуют определенные проблемы при классификации мирового рынка услуг. Это объясняется наличием большого количества подобных классификаций, которые предлагаются практически каждой международной экономической организацией. В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Поскольку услуги неоднородны, существует несколько их классификаций.
Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает: • коммунальные услуги и строительство; • оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы; • транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество; • оборону и обязательные социальные услуги; • образование, здравоохранение и общественные работы; • прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли. В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса, услуги делятся на 11 видов, в рамках которых существуют и подвиды: • транспорт (грузовой, пассажирский); • поездки (деловые, личные);
• связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); • строительство; • страхование (рисков, личное); • финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют и пр.); • компьютерные и информационные услуги; • роялти и другие лицензионные платежи; • другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); • лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); • правительственные услуги). Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО и выделяет: • Факторные услуги - платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии). • Нефакторные услуги - все остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги). В рамках ГАТТ/ВТО учитывается более 160 видов услуг, разбитых на 12 секторов: • деловые услуги (46 отраслевых видов услуг); • услуги связи (25 видов); • строительные и инжиниринговые услуги (5 видов); • дистрибьюторские услуги (5 видов); • общеобразовательные услуги (5 видов); • услуги по защите окружающей среды (4 вида); • финансовые услуги, включая страхование (17 видов); • услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида); • туризм и путешествия (4 вида); • услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов); • транспортные услуги (33 вида); • прочие услуги. В ходе подготовки соглашения ГАТС были сформулированы подходы к международному обмену услугами, в соответствии с которым этот обмен может быть осуществлен следующими основными способами: 1. Услуга перемещается через таможенную границу так же, как и «обычный» товар, когда производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы. Например, продавец и покупатель либо совместно используют услугу (международный телефонный разговор) 2. Иностранный производитель услуги сам перемещается на территорию страны, где расположен ее потребитель. Мобильность продавца либо основана на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).
3. Иностранный потребитель услуги перемещается на территорию страны, где производится услуга. Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинские услуги), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов). 4. Через таможенную границу перемещаются физические лица — резиденты одного государства, производящие и/или потребляющие услуги в другом государстве (т.е. имеет место комбинация второго и третьего способов международной торговли услугами). Например, продавец и покупатель собираются в третьей стране (международная конференция).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|