Государственное регулирование торговли услугами.
Ранее, когда масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весьма ограниченным и неразвитым, а основными субъектами международной торговли услугами были, как правило, малые и средние фирмы, проблемы ее регулирования не стояли так остро, как в современных условиях. Очень динамичный (по сути — взрывной) рост международной торговли услугами, резкое расширение спектра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Кроме того, появление на международном рынке услуг в качестве его субъектов ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы» между отдельными видами услуг. Возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и национальными правительствами (особенно в области предоставления финансовых, информационных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы государственного и международного регулирования международной торговли услугами. В целом в современных условиях существенными остаются роль государств в сфере услуг и двусторонние договоры между ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в международной торговле услугами, регулирующего и контролирующего воздействия со стороны государств на международную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами: · услуги остаются одним из основных направлений общей социально- экономической политики любого государства; · государство обязано решать проблемы защиты интересов своих граждан - потребителей услуг (недобросовестная конкуренция в сфере услуг, проблемы защиты общественной морали и нравственности и т.д.);
· государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денежных потоков, для которых международная торговля услугами имеет существенное значение; · государство должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимонопольную политику в сфере услуг. Система регулирования государствами международной торговли услугами включает: · различные формы таможенного контроля; · различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации); · осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги; · использование системы стандартов в области услуг, действующих в данных странах; · лицензирование отдельных видов услуг. К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести: · общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации; · ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг); запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан); · ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отечественными фирмами; · ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидирование со стороны государства и государственные закупки), а также особые требования по ведению финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.
Реализация различных форм и методов регулирования международной торговли услугами в различных странах связана с принятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся международной торговли услуг в целом и/или ее отдельных сегментов. Так, в Российской Федерации основные общие положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами определены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В данном законе указаны основные способы осуществления внешней торговли услугами. В течение достаточно продолжительного времени международная торговля услугами регулировалась на двусторонней основе (между государствами, а также между государствами и иностранными фирмами, работающими в сфере услуг). Затем появились формы многостороннего регулирования, и регулирование международной торговли услугами перешло на региональный уровень. В тех сегментах мирового рынка услуг, где страны между собой уже давно взаимодействуют, были созданы и действуют специализированные международные организации. К их числу можно отнести, например, Международную организацию гражданской авиации — ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization), Всемирную туристскую организацию (WTO — World Tourist Organization), Международную морскую организацию — ИМО (IMO — International Maritime Organization). В рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов и т.д. Всемирная туристская организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и другие вопросы обслуживания туристов. ИМО решает вопросы безопасности на море, загрязнения моря и т.д. Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в соответствии с которым фирмы- нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговли (НАФТА). Однако наиболее высоким уровнем многостороннего регулирования является уровень современной ВТО, в рамках которой действует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|