Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование торговли услугами.




 

Ранее, когда масштабы международной торговли услугами были незначительны, спектр реализуемых в ней услуг был весьма ограниченным и неразвитым, а основными субъ­ектами международной торговли услугами были, как правило, малые и средние фирмы, про­блемы ее регулирования не стояли так остро, как в современных условиях. Очень динамич­ный (по сути — взрывной) рост международной торговли услугами, резкое расширение спек­тра реализуемых услуг существенно изменили ситуацию. Кроме того, появление на между­народном рынке услуг в качестве его субъектов ТНК привело к тому, что диверсификация их деятельности в сфере услуг начала, по существу, «размывать границы» между отдельными видами услуг. Возникли противоречия между ТНК, действующими в сфере услуг, и нацио­нальными правительствами (особенно в области предоставления финансовых, информаци­онных и некоторых других услуг). В связи с этим весьма актуальными стали проблемы госу­дарственного и международного регулирования международной торговли услугами.

В целом в современных условиях существенными остаются роль государств в сфере ус­луг и двусторонние договоры между ними в данной сфере. Сохранение существенной роли государств в международной торговле услугами, регулирующего и контролирующего воздей­ствия со стороны государств на международную торговлю услугами связано со следующими обстоятельствами:

· услуги остаются одним из основных направлений общей социально- экономической политики любого государства;

· государство обязано решать проблемы защиты интересов своих граждан - по­требителей услуг (недобросовестная конкуренция в сфере услуг, проблемы защиты общест­венной морали и нравственности и т.д.);

· государство решает проблемы платежного баланса страны, движения денеж­ных потоков, для которых международная торговля услугами имеет существенное значение;

· государство должно рационально сочетать решение проблем протекционизма по отношению к отечественным производителям услуг и обеспечения условий для развития международной конкуренции, а также проводить соответствующую ценовую и антимоно­польную политику в сфере услуг.

Система регулирования государствами международной торговли услугами включает:

· различные формы таможенного контроля;

· различные формы ограничения деятельности иностранных фирм в сфере услуг (вплоть до их дискриминации);

· осуществление контроля за ценами (или тарифами) на услуги;

· использование системы стандартов в области услуг, действующих в данных странах;

· лицензирование отдельных видов услуг.

К основным группам ограничений деятельности иностранных фирм в области услуг, применяемых в некоторых странах, можно отнести:

· общие ограничения, касающиеся движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации;

· ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями (в том числе направляемыми и в сферу услуг);

запрет иностранным фирмам реализовать определенные виды услуг (например, в некоторых странах иностранным фирмам запрещено осуществлять прямое личное страхование граждан);

· ограничения, связанные с регламентированием государством определенного порядка использования иностранной рабочей силы и услуг, которые предоставляются отече­ственными фирмами;

· ограничение различных видов государственной помощи (включая субсидиро­вание со стороны государства и государственные закупки), а также особые требования по ведению финансовой и бухгалтерской отчетности, которые предъявляются к иностранным компаниям.

Реализация различных форм и методов регулирования международной торговли услу­гами в различных странах связана с принятием и использованием соответствующих норма­тивно-правовых актов, касающихся международной торговли услуг в целом и/или ее отдель­ных сегментов. Так, в Российской Федерации основные общие положения по государствен­ному регулированию внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами определены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности». В данном законе указаны основные способы осуществления внешней торговли услугами.

В течение достаточно продолжительного времени международная торговля услугами регулировалась на двусторонней основе (между государствами, а также между государства­ми и иностранными фирмами, работающими в сфере услуг). Затем появились формы много­стороннего регулирования, и регулирование международной торговли услугами перешло на региональный уровень. В тех сегментах мирового рынка услуг, где страны между собой уже давно взаимодействуют, были созданы и действуют специализированные международные организации. К их числу можно отнести, например, Международную организацию граждан­ской авиации — ИКАО (ICAO — International Civil Aviation Organization), Всемирную тури­стскую организацию (WTO — World Tourist Organization), Международную морскую орга­низацию — ИМО (IMO — International Maritime Organization). В рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов и т.д. Все­мирная туристская организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресто­ранов и другие вопросы обслуживания туристов. ИМО решает вопросы безопасности на мо­ре, загрязнения моря и т.д.

Ярким примером успешного регулирования международной торговли услугами на ре­гиональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима, в соответствии с которым фирмы- нерезиденты имеют на территории всех стран ЕС те же условия хозяйственной деятельности, что и фирмы-резиденты. Такой же принцип действует и в рамках Североамериканского со­глашения о свободной торговли (НАФТА). Однако наиболее высоким уровнем многосторон­него регулирования является уровень современной ВТО, в рамках которой действует Гене­ральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...