Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика и структура международной торговли услугами




 

Многие виды услуг могут быть объектами международной торговли. Торговля услу­гами представляет собой нетоварные коммерческие сделки. В отличие от торговли товарами" экспорт или импорт услуг не обязательно означает пересечение ими таможенной границы. Услуга может быть оказана нерезиденту внутри таможенной территории данной страны, в этом случае сделка будет считаться международной. Как и платежи по экспорту и импорту товаров, международная торговля услугами отражается в платежном балансе. Как зафиксиро­вано в «Бизнес-путеводителе в ГАТС» (Business Guide to the GATS, 1999 г.), услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель это физические или юридические лица — резиденты разных стран независимо от места со­вершения сделки между ними.

Международный экспорт услуг растет быстрее международного экспорта товарами. Экспорт услуг составлял в 1980 г. 402 млрд. долл., а в 2006 г. он составил (по данным ВТО) 2710 млрд. долл., т.е. вырос более чем в 6 раз. Доля экспорта услуг в совокупной междуна­родной торговле товарами и услугами составляет 18-20%. Этот показатель в целом растет, и к 2015 г., по оценкам ИМЭМО РАН, он может составить до 30% совокупной международной торговли.

По данным ВТО, российский экспорт коммерческих услуг в 2006 г. составил 30 млрд. долл. (1,1% мирового экспорта коммерческих услуг, 25-е место). Для сравнения: в 2002 г. до­ля России составляла 0,8% мирового экспорта услуг, 29-е место среди ведущих стран- экспортеров услуг. Импорт коммерческих услуг России, по данным ВТО, в 2006 г. составлял 45 млрд. долл., 1,7% мирового импорта услуг, что означало 16-е место среди ведущих стран- импортеров коммерческих услуг. Для сравнения: в 2002 г. аналогичные показатели составля­ли 21,5 млрд. долл., 1,4% мирового импорта коммерческих услуг и 20-е место среди ведущих стран-импортеров коммерческих услуг. Таким образом, Россия более активно включается в мировой рынок услуг, хотя ее удельный вес на нем остается незначительным.

К числу причин, обусловливающих динамичный рост международной торговли услу­гами, можно отнести:

· НТП и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие);

· рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все боль­шая часть услуг становится объектом международной торговли;

· изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг;

· переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других стран к современному «новому информационному обществу, в основе которого лежит рост потреб­ления услуг, особенно информационных;

· растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами ус­луг (многие из которых реализуются вместе — «в одном пакете»).

В целом же международная торговля услугами по своим абсолютным масштабам еще отстает от международной торговли товарами. К причинам этого можно отнести следующее:

1. Основная часть услуг (особенно услуг со стороны государственных организаций) реализуется внутри стран (это хорошо видно при сопоставлении данных о долях услуг в ВВП отдельных стран и данных о доле услуг в международной торговле).

2.Торговля услугами по мере своего развития требует все более высокого техниче­ского оснащения. Однако этот уровень (особенно в области телекоммуникационных, инфор­мационных, транспортных, туристических услуг) был достигнут относительно недавно.

3. В либерализации международной торговли товарами в последние годы были дос­тигнуты значительно большие успехи, чем в международной торговле услугами. Сдвиги, ко­торые были достигнуты ГАТТ, а затем ВТО, относились" прежде всего к торговле товарами (режим наибольшего благоприятствования, благоприятные условия доступа на внутренние рынки, национальный режим). Услуги же (кроме урегулирования на международном уровне некоторых транспортных и туристических проблем) длительное время оставались в компе­тенции национальных правительств и не были объектом многостороннего регулирования международной торговли.

Однако одной из наиболее важных характеристик современной мировой торговли яв­ляется очень динамичный рост экспорта и импорта услуг. Многие специалисты полагают, что официально публикуемые данные об объемах международной торговли услугами зани­жают действительный стоимостный объем реализуемых в международной торговле услуг. К причинам этого фактического занижения относятся:

· занижение оценки расходов туристов за рубежом;

· услуги нередко представляются в комплекте с реализуемыми за рубежом това­рами (а стоимость услуг при этом часто фиксируется как часть стоимости товара), вообще в подобной ситуации бывает довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стои­мость услуг;

· услуги составляют довольно значительную часть внутрифирменного обмена в рамках ТНК, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг в них осуществляется по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стои­мостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

· занижается и оценка банковских и страховых услуг, поскольку иногда доходы по этим операциям реинвестируются (вкладываются) в тех же зарубежных странах, где они и были получены.

В целом же полнота и достоверность статистического учета международной торговли услугами остается одной из сложных и до конца не решенных проблем международной ста­тистики. В отраслевой структуре (по основным видам услуг) экспорта услуг до начала 80-х гг. преобладали транспортные услуги, однако в последующие десятилетия они уступили первен­ство «другим частным услугам» и туризму, которые развивались гораздо быстрее. В начале XXI столетия «другие частные услуги» вполне обоснованно заняли 1-е место в экспорте услуг (около 45%), поскольку в их состав входят, в частности, такие динамично развивающиеся ви­ды услуг, как финансовые, информационные, коммуникационные, консультационные услуги.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...