Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Генеральное соглашение по торговле услугами.




 

Одним из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в ми­ровой экономике начала XXI в., является Генеральное соглашение по торговле услугами (Gen­eral Agreement on Trade in Services, GATS — ГА ТС), которое было принято в ходе Уругвайского раунда ГАТТ и является одним из главных приложений к соглашению об образовании ВТО и, соответственно, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ - 1994).

К числу международных актов, связанных с регулированием международной торговли услугами, относится и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственно­сти (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS — ТРИПС), a также Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (The Agreement on Trade Related Investment Measures, TRIMS — ТРИМС) (в части, касающейся зарубежного инвестирования в сферу услуг).

ГАТС впервые создало механизм международной торговли услугами без дискримина­ции, на основе честной конкуренции и согласованных правил. ГАТС содержит 35 статей, объединенных в 6 частей, а также приложения.

В ГАТС рассматриваются следующие аспекты торговли услугами:

· сфера применения и определения, общие обязательства и правила (режим наи­большего благоприятствования, гласность, особенности участия развивающихся стран, учет экономической интеграции, внутреннее регулирование, возможности применения защитных мер, общие исключения, субсидии и др.);

· специфические обязательства (доступ на рынок, национальный режим, допол­нительные обязательства);

· постепенная либерализация (переговоры по специфическим обязательствам, списки специфических обязательств и их изменение);

· институциональные обязательства (консультации, урегулирование споров и исполнение решений, Совет по торговле услугами);

· заключительные положения.

В приложениях особенно подробно рассматриваются финансовые услуги, даются их классификация, определения и возможности изъятий из общих обязательств и правил ГАТС.

Самая обширная часть ГАТС относится к регулированию общих и специфических обя­зательств и правил. Круг ведения ГАТС охватывает все виды услуг, кроме тех, поставка ко­торых связана с правительственными функциями управления. В торговлю услугами, регули­руемыми ГАТС, включаются как услуги, перемещаемые через национальные границы, так и те услуги, которые производятся и потребляются иностранными физическими и юриди­ческими лицами на территории стран-участниц Соглашения.

ГАТС предусматривает два вида обязательств:

· общие, принимаемые страной в безусловном порядке,

· специфические, касающиеся конкретных условий доступа на рынок услуг той или иной страны.

Общие обязательства - это прежде всего режим наибольшего благоприятствования, который обеспечивает равный доступ стран-участниц на национальный рынок услуг, но не определяет условия такого доступа. ГАТС признает возможность исключений из режима наибольшего благоприятствования, несмотря на его безусловный характер. Исключения мо­гут быть связаны с региональной интеграцией, особыми обязательствами страны в отноше­нии партнеров по зоне свободной торговли или таможенному союзу.

К специфическим обязательствам относятся прежде всего обязательства по предос­тавлению иностранным поставщикам услуг свободного доступа или национального режима на рынке данной страны. В эту же группу обязательств включаются списки изъятий из на­ционального режима, которые государство, присоединившееся к ГАТС, сможет применять в отношении иностранных услуг или поставщиков, а также ограничений в их доступе на нацио­нальный рынок. Эти списки действуют определенный срок и, в принципе, должны сокра­щаться. Изъятия могут иметь различные формы, включая ограничения количества поставщи­ков услуг, объема торговли данным видом услуг, ограничения числа операций, количества иностранных физических лиц, занятых в определенном секторе услуг. Может быть записано требование определенной правовой формы учреждения компании — поставщика услуг. До­пускается ограничение доли иностранного капитала (максимального процента иностранного участия) в отдельной компании или в совокупном капитале всех организаций данного сектора или вида услуг. Присоединившееся государство, не зафиксировавшее каких-либо ограничений в списке специфических обязательств, не имеет права их применять.

Подписывая ГАТС, государства не обязаны либерализовать сразу свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Можно при переговорах о вступлении добиваться определенной продолжительности переходного периода примени­тельно к отдельным секторам услуг с учетом приоритетов национальной экономической политики и уровня развития. Дальнейшая либерализация рынка услуг будет связана с проведе­нием новых многосторонних переговоров.

Различные виды услуг либерализированы в разной степени, и различные группы стран по-разному заинтересованы в открытости рынка услуг. Но фактически в большинстве стран членов ВТО изъятия из национального режима или даже РНБ сохраняются. Естественно, что в наибольшей степени заинтересованы в либерализации рынка услуг прежде всего разви­тые государства и транснациональные корпорации.

Различные сектора рынка услуг либерализированы не в одинаковой степени. К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 90-х гг. были заключены соглаше­ния о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, которые не только стремительно развиваются, но и дешевеют, а также рынка финансовых услуг, что может привести и к снижению стоимости страхования и кредита.

Торговля услугами, является одним из самых сложных направлений на переговорах о вступлении России в ВТО. Российское законодательство по торговле услугами развито еще в недостаточной мере. За исключением транспорта, российские фирмы, торгующие услугами, еще не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке и могут ее не выдержать, как это уже произошло на рынках многих товаров.

Ведя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Россия должна будет принять общие требования ГАТС, представить и согласовать общие для всех секторов услуг и специ­фические — по отдельным видам услуг — обязательства. Потребуется также корректировать или заново формировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС и добиваться в ходе переговоров наиболее выгодных для страны условий либерализации рынка услуг.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...