Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ψ _§ 2. Ф.Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___




Ψ _§ 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___

ватель эмпирического                         экономическомтак и в культурном отношении занимала направления в филосо-                      Англия. Она была классичес­ким образцом первоначального фии и психологии.                   накопления капитала.   Новые социально-экономические преобразования, поро­дившие общественную потребность в развитии естествен­ных наук, позволили Англии в значительной мере опере­дить другие европейские страны и по уровню развития философии и психологии. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их материалистической направленности.

Влияние английского материализма XVII-XVIII ве­ков имело всемирный характер. На его основе складыва­лись философско-материалистические традиции во Фран­ции и России, философские взгляды основоположников марксизма. Вместе с тем английский материализм не был последовательным. Отражая те социальные противоре­чия, которые сложились в ту пору в экономике и полити­ке между дворянством и зарождавшейся английской бур­жуазией, он представлял собой «робкое» и компромисс­ное направление.

Одним из первых английских философов, выразив­ших новые веяния в общественной жизни и обобщивших успехи и достижения естествознания был Ф. Бэкон (1561-1626), с которого начинается родословная английского материализма и эмпирического направления в филосо­фии и психологии.

Основные философско-психологические и методо­логические взгляды изложены Ф. Бэконом в книге «Но­вый органон» (1620). Уже самим названием своей работы Ф. Бэкон как бы провозглашает обязательство раскрыть новые пути и подходы к познанию действительности. «Великое восстановление наук» Ф. Бэкон предлагает на­чать прежде всего с освобождения их от средневековой мистики, религиозно-идеалистического мировоззрения. В бесплодной схоластике, бессодержательной и произволь­ной силлогистике и умозрительных схемах Ф. Бэкон ви­дел главные причины, мешающие развитию и «прираще­нию» наук, умножавшие лишь бессилие человека перед окружающим его миром. Поэтому одну из неотложных задач времени он усматривал в полном отделении фило­софии и естествознания от теологии, строгом разделении сфер их компетенции. Согласно Ф. Бэкону, теология, за­нимаясь вопросами постижения бога через откровение и веру, не должна вмешиваться в дела философии, призван­ной изучать природу, опираясь на человеческий опыт и разум. Не отрицая положительного значения призыва Ф. Бэкона за светское преобразование научных знаний, не­обходимо отметить, что деистическая позиция, занятая им в борьбе против богословия, была все-таки полумерой, повлекшей за собой трудности и ошибки в решении мно­гих важных философско-психологических проблем. Од­ной из них явился вопрос о том, а объектом какого зна­ния философского или теологического должен быть че­ловек и его душа? Ответ на него предполагал выяснения другого традиционного для философов всех времен воп­роса о природе и происхождении души. При объяснении природы души Ф. Бэкон не смог преодолеть многовеко­вого влияния богословских идей эпохи феодализма и был вынужден встать на позиции деизма. По его мнению, че­ловек наделен двумя душами - чувствующей и разумной. Первая из них по своей природе телесна, и как природное свойство ее изучение должно входить в задачу философии. Разумная душа, имеющая божественное происхождение, должна оставаться в ведении теологии. Если разумная часть души человека была оставлена Ф. Бэконом за пределами телесной детерминации, то чувствующая душа рассматри­валась им как особое свойство тела, как способность, име­ющая материальное основание и природу.

Подобно Б. Телезио, чувствующая душа представ­лялась Ф. Бэкону как невидимое глазу телесное вещество, родственное воздуху, огню и жидкости, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. Душа как особая чувствующая сила проявляет себя в ощущениях и восприятиях, модальность и качество ко­торых определяется природой физического раздражите­ля. Все виды ощущений между собой связаны и связи эти обусловливаются близостью природы самих раздражите­лей. Так, близкими друг к другу являются обоняние, вкус, осязание. По мнению Ф. Бэкона, вкус, например, - это внутреннее

Ψ _§ 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___

 

обоняние, к которому присоединено осязание. Для возникновения ощущений и восприятий необходи­мо, чтобы внешние раздражители были определенной степени интенсивности. Различая ощущения и восприя­тия, Ф. Бэкон указывает, что более главной формой чув­ствительности является восприятие. Если ощущение есть нечто подобное толчку в сознании, то восприятие связа­но с осознанием этого толчка, т. е. с замечаемыми самим человеком состояниями сознания.

Весь чувственный материал, доставляемый челове­ку органами чувств, подвергается затем обработке со сто­роны данной человеку от бога разумной души, деятель­ность которой по отношению к первичным ощущениям проявляется в памяти, воображении и мышлении. С по­мощью памяти чувственные данные соединяются, разъ­единяется, сохраняются и воспроизводятся. Благодаря во­ображению разумная душа не только может подражать ощущениям и восприятиям, полученным через органы чувств, но и создавать новые образы. Однако разумная душа может комбинировать и преобразовывать чувствен­ный опыт исходя из законов логики. Эту функцию в ра­зумной душе выполняет рассудок.

По этим трем составляющим разумной души Ф. Бэ­кон считал возможным классифицировать и самих лю­дей, и род их занятий, и даже науки. Он полагал, что на­званные три способности разумной души (память, вооб­ражение и рассудок) даны людям в разной степени, и в зависимости оттого, какие из этих свойств представлены в большей мере, должно определить тот или другой род деятельности человека. Так, люди, наделенные хорошей памятью, должны заниматься историей. Людям с боль­шим воображением следует выбирать для себя в качестве основных занятий поэзию и различные формы искусст­ва. Научные занятия предпочтительны для людей, имею­щих высокий рассудок. Необходимо отметить, что собственно психологичес­кие взгляды не получили у Ф. Бэкона столь развернутой картины, какой она будет представлена у его последовате­лей Г. Гоббса и особенно Д. Локка, поскольку внимание Ф. Бэкона занимали больше всего вопросы методологии познания. Но и при их разработке английский мыслитель был вынужден неоднократно возвращаться к специаль­ному анализу и рассмотрению познавательных сил и воз­можностей человека. На пути познания, считал Ф. Бэкон, человек встречается с рядом трудностей и препятствий, которые в большой степени определяются слабостями самого человека, несовершенствами его тела, органов чувств, разума и неумелым их употреблением. Пороки человеческого разума, чувств и его психики в целом ме­шают адекватному познанию природы, установлению ее законов. Для того, чтобы человек смог преодолеть соб­ственные слабости, необходимо прежде всего разобрать­ся в причинах человеческих заблуждений и уже после этого указать пути их устранения или ослабления.

Все человеческие недостатки Ф. Бэкон свел к четы­рем основным видам, которые аллегорически были на­званы им Призраками Рода. Пещеры, Рынка и Театра. Первые два «призрака» обусловлены главным образом природными свойствами человека и его психики, два дру­гих «призрака» приобретаются в основном при жизни и порождаются особенностями совместной жизни людей.

Заблуждения первого вида, отнесенные мыслителем к Призракам Рода, выражаются в том, что каждый чело­век искажает, подобно неровному зеркалу, природу по­знаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т. е. таких, которые свойственны всем людям без исключения. Так, например, человеческому глазу недоступно атомар­ное строение вещей, и стало быть наши ощущения и вос­приятия в известной степени обманывают нас в отноше­нии реальных свойств окружающих предметов. В данном и подобных случаях на помощь человеку могут прийти микроскоп или другие приборы, исправляющие или пре­дотвращающие возможные искажения и заблуждения.

Разнообразные вариации и индивидуальные откло­нения в проявлениях Призраков Рода составляют вторую группу заблуждений, названных Ф. Бэконом Призраками Пещеры. Этот вид заблуждений связан с индивидуальны­ми особенностями каждого человека, которые могут иметь не только врожденное происхождение, но также приобретаться в индивидуальном опыте. Примерами по­добных заблуждений могут служить, в частности, нали­чие у отдельных лиц цветовой слепоты, не позволяющей им видеть мир в красках, или различного рода индивиду­

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...