Ψ _§ 2. Ф.Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___
Ψ _§ 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___ ватель эмпирического экономическомтак и в культурном отношении занимала направления в филосо- Англия. Она была классическим образцом первоначального фии и психологии. накопления капитала. Новые социально-экономические преобразования, породившие общественную потребность в развитии естественных наук, позволили Англии в значительной мере опередить другие европейские страны и по уровню развития философии и психологии. Сила философских представлений английских мыслителей этого периода заключалась в их материалистической направленности. Влияние английского материализма XVII-XVIII веков имело всемирный характер. На его основе складывались философско-материалистические традиции во Франции и России, философские взгляды основоположников марксизма. Вместе с тем английский материализм не был последовательным. Отражая те социальные противоречия, которые сложились в ту пору в экономике и политике между дворянством и зарождавшейся английской буржуазией, он представлял собой «робкое» и компромиссное направление. Одним из первых английских философов, выразивших новые веяния в общественной жизни и обобщивших успехи и достижения естествознания был Ф. Бэкон (1561-1626), с которого начинается родословная английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии. Основные философско-психологические и методологические взгляды изложены Ф. Бэконом в книге «Новый органон» (1620). Уже самим названием своей работы Ф. Бэкон как бы провозглашает обязательство раскрыть новые пути и подходы к познанию действительности. «Великое восстановление наук» Ф. Бэкон предлагает начать прежде всего с освобождения их от средневековой мистики, религиозно-идеалистического мировоззрения. В бесплодной схоластике, бессодержательной и произвольной силлогистике и умозрительных схемах Ф. Бэкон видел главные причины, мешающие развитию и «приращению» наук, умножавшие лишь бессилие человека перед окружающим его миром. Поэтому одну из неотложных задач времени он усматривал в полном отделении философии и естествознания от теологии, строгом разделении сфер их компетенции. Согласно Ф. Бэкону, теология, занимаясь вопросами постижения бога через откровение и веру, не должна вмешиваться в дела философии, призванной изучать природу, опираясь на человеческий опыт и разум. Не отрицая положительного значения призыва Ф. Бэкона за светское преобразование научных знаний, необходимо отметить, что деистическая позиция, занятая им в борьбе против богословия, была все-таки полумерой, повлекшей за собой трудности и ошибки в решении многих важных философско-психологических проблем. Одной из них явился вопрос о том, а объектом какого знания философского или теологического должен быть человек и его душа? Ответ на него предполагал выяснения другого традиционного для философов всех времен вопроса о природе и происхождении души. При объяснении природы души Ф. Бэкон не смог преодолеть многовекового влияния богословских идей эпохи феодализма и был вынужден встать на позиции деизма. По его мнению, человек наделен двумя душами - чувствующей и разумной. Первая из них по своей природе телесна, и как природное свойство ее изучение должно входить в задачу философии. Разумная душа, имеющая божественное происхождение, должна оставаться в ведении теологии. Если разумная часть души человека была оставлена Ф. Бэконом за пределами телесной детерминации, то чувствующая душа рассматривалась им как особое свойство тела, как способность, имеющая материальное основание и природу.
Подобно Б. Телезио, чувствующая душа представлялась Ф. Бэкону как невидимое глазу телесное вещество, родственное воздуху, огню и жидкости, пульсирующее и движущееся в мозгу, нервных трубках и артериях всего тела. Душа как особая чувствующая сила проявляет себя в ощущениях и восприятиях, модальность и качество которых определяется природой физического раздражителя. Все виды ощущений между собой связаны и связи эти обусловливаются близостью природы самих раздражителей. Так, близкими друг к другу являются обоняние, вкус, осязание. По мнению Ф. Бэкона, вкус, например, - это внутреннее Ψ _§ 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___
обоняние, к которому присоединено осязание. Для возникновения ощущений и восприятий необходимо, чтобы внешние раздражители были определенной степени интенсивности. Различая ощущения и восприятия, Ф. Бэкон указывает, что более главной формой чувствительности является восприятие. Если ощущение есть нечто подобное толчку в сознании, то восприятие связано с осознанием этого толчка, т. е. с замечаемыми самим человеком состояниями сознания. Весь чувственный материал, доставляемый человеку органами чувств, подвергается затем обработке со стороны данной человеку от бога разумной души, деятельность которой по отношению к первичным ощущениям проявляется в памяти, воображении и мышлении. С помощью памяти чувственные данные соединяются, разъединяется, сохраняются и воспроизводятся. Благодаря воображению разумная душа не только может подражать ощущениям и восприятиям, полученным через органы чувств, но и создавать новые образы. Однако разумная душа может комбинировать и преобразовывать чувственный опыт исходя из законов логики. Эту функцию в разумной душе выполняет рассудок. По этим трем составляющим разумной души Ф. Бэкон считал возможным классифицировать и самих людей, и род их занятий, и даже науки. Он полагал, что названные три способности разумной души (память, воображение и рассудок) даны людям в разной степени, и в зависимости оттого, какие из этих свойств представлены в большей мере, должно определить тот или другой род деятельности человека. Так, люди, наделенные хорошей памятью, должны заниматься историей. Людям с большим воображением следует выбирать для себя в качестве основных занятий поэзию и различные формы искусства. Научные занятия предпочтительны для людей, имеющих высокий рассудок. Необходимо отметить, что собственно психологические взгляды не получили у Ф. Бэкона столь развернутой картины, какой она будет представлена у его последователей Г. Гоббса и особенно Д. Локка, поскольку внимание Ф. Бэкона занимали больше всего вопросы методологии познания. Но и при их разработке английский мыслитель был вынужден неоднократно возвращаться к специальному анализу и рассмотрению познавательных сил и возможностей человека. На пути познания, считал Ф. Бэкон, человек встречается с рядом трудностей и препятствий, которые в большой степени определяются слабостями самого человека, несовершенствами его тела, органов чувств, разума и неумелым их употреблением. Пороки человеческого разума, чувств и его психики в целом мешают адекватному познанию природы, установлению ее законов. Для того, чтобы человек смог преодолеть собственные слабости, необходимо прежде всего разобраться в причинах человеческих заблуждений и уже после этого указать пути их устранения или ослабления.
Все человеческие недостатки Ф. Бэкон свел к четырем основным видам, которые аллегорически были названы им Призраками Рода. Пещеры, Рынка и Театра. Первые два «призрака» обусловлены главным образом природными свойствами человека и его психики, два других «призрака» приобретаются в основном при жизни и порождаются особенностями совместной жизни людей. Заблуждения первого вида, отнесенные мыслителем к Призракам Рода, выражаются в том, что каждый человек искажает, подобно неровному зеркалу, природу познаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т. е. таких, которые свойственны всем людям без исключения. Так, например, человеческому глазу недоступно атомарное строение вещей, и стало быть наши ощущения и восприятия в известной степени обманывают нас в отношении реальных свойств окружающих предметов. В данном и подобных случаях на помощь человеку могут прийти микроскоп или другие приборы, исправляющие или предотвращающие возможные искажения и заблуждения.
Разнообразные вариации и индивидуальные отклонения в проявлениях Призраков Рода составляют вторую группу заблуждений, названных Ф. Бэконом Призраками Пещеры. Этот вид заблуждений связан с индивидуальными особенностями каждого человека, которые могут иметь не только врожденное происхождение, но также приобретаться в индивидуальном опыте. Примерами подобных заблуждений могут служить, в частности, наличие у отдельных лиц цветовой слепоты, не позволяющей им видеть мир в красках, или различного рода индивиду
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|