Ψ _§ 2. Ф.Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___
Ψ _§ 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___
альные привычки, ограничивающие и затрудняющие адекватное познание окружающего мира. Исправление этих пороков и им подобных возможно через коллективную деятельность людей. Однако совместная деятельность людей и формы общежития сами могут вызывать различные заблуждения, одни из которых были названы Ф. Бэконом Призраками Рынка, другие - Призраками Театра. Под Призраками Рынка автор имел в виду широко распространенное среди людей неправильное использование языка, неодинаковое толкование слов и понятий, с помощью которых происходит обмен мыслями. Львиную долю вины в словесной путанице Ф. Бэкон отводил схоластике, поэтому и преодоление данного порока должно быть прежде всего связано с борьбой со схоластическими злоупотреблениями. Призраки Театра - это те препятствия в познании истины, которые основаны на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженности предрассудкам, на недоверии людей к собственному опыту, на слепом преклонении перед авторитетами, которые, подобно актерам, в театре, подчиняли себе чувства и умы людей. Слепая вера в непререкаемые авторитеты, истреблявшая в людях возможность всякого сомнения, вела к консерватизму, косности и застою научной мысли. Для того, чтобы сорвать созданные устным и печатным словом «театральные маски» с ложных авторитетов и их философских, умозрительных систем, необходимо, согласно Ф. Бэкону, перейти к опыту, т. е. непосредственному изучению самой природы. Опытное познание мира, по Ф. Бэкону, это не только путь преодоления несовершенств и заблуждений человека, а именно тот новый метод постижения истины, способ обогащения человечества новыми открытиями, обеспечивающими могущество и господство человека над силами природы. Сам опыт разделялся Ф. Бэконом на житейский или случайный и опыт научный, который выступал в форме направленного наблюдения или управляемого эксперимента, как искусственного приема допрашивать природу и проникать в ее внутренние законы. Организация и постановка искусственных опытов хотя и представляли важный этап, но не последний в теории и технике научных открытий. Эксперимент обеспечивает лишь сбор фактов, которые сами по себе не могут привести к раскрытию общих закономерностей природы. Для того, чтобы из полученного эмпирического материала могли быть выведены и открыты общие принципы мироздания необходим специальный метод научного поиска, который бы позволял подниматься от частных и отдельных фактов к установлению самых общих законов природы. Такой научный метод Ф. Бэкон видел в индукции как определенном способе обобщения эмпирических данных, полученных после предварительного расчленения вещей и явлений
природы на отдельные части и составные элементы. Достоверные знания и истины могут быть приобретены только в тех случаях, когда процедура планомерных опытов, а также приемы обобщения будут проведены строго по определенным правилам. В управляемом эксперименте такими важнейшими правилами являются: вариация - изменение изучаемого явления или проверяемых воздействующих факторов; репродукция - повторение опыта с целью воспроизведения предыдущего состояния; инверсия - проверка установленного факта в измененных условиях; принуждение - проведение опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов, последние перестанут оказывать влияние на изучаемые явления, трансляция, применение и др. Все эти процедуры имеют своей целью сбор исчерпывающего количества фактов, через индукцию которых можно прийти к общим причинам. Для того, чтобы предотвратить и удержать разум от преждевременных и опрометчивых обобщений Ф. Бэкон предлагает три типа упорядочивающих таблиц - Таблица наличия, Таблица отсутствия и Таблица степеней, составление которых является подготовкой к индукции. Основное назначение этих таблиц - представить разуму многообразие фактов в известной последовательности и определенном порядке. Так, в таблицу наличия заносятся все те случаи, в которых обнаруживается изучаемое явление. В таблицу отсутствия входят все те примеры, в которых искомое явление не проявляется. В таблицу степени помещаются случаи, отражающие степень усиления или ослабления исследуемого процесса или явления. После представления разуму многообразия
Ψ ___§ 3. Дуализм и рационализм в философско-психологической теме Р. Декарта_________ фактов требуется вести поиск такой особенности, которая бы присутствовала, отсутствовала или изменялась одновременно с изучаемым явлением, что в конечном итоге и должно было привести к установлению общих причин и аксиом. В установленных с помощью исключающей индукции общих причинах и аксиомах Ф. Бэкон видел основу для «извлечения» новых опытов, а также предсказания новых фактов и частностей. В данном случае уместно отметить, что приписываемое Ф. Бэкону якобы пренебрежительное отношение к дедукции как синтетическому методу познания достаточных оснований не имеет, хотя некоторая недооценка познавательной роли дедукции действительно имела место в разработанной им методологии. Как это было видно выше, процедура исключающей индукции или правила построения обобщений носила у Ф. Бэкона механистический характер, и в этом проявился его метафизический способ мышления. Но такой метод мышления был присущ не только Ф. Бэкону, но и всем учениям рассматриваемого периода. При всех своих недостатках методологии, разработанной Ф. Бэконом и усовершенствованной впоследствии Д. Ст. Миллем, суждено было стать основой для всякой опытной науки, в том числе и психологии. И хотя сам Ф. Бэкон не имел возможности приступить и распространить свой индуктивно-эмпирический метод на область психических явлений, однако общее значение идей Ф. Бэкона для психологии весьма велико и существенно, так как они выражали собой призыв отказаться от общих рассуждений о том, что такое душа, и перейти к изучению отдельных психических явлений, опираясь на опыт и наблюдение. А. И. Герцен вполне справедливо сравнивал Ф. Бэкона с Колумбом, открывшим «новый мир», на котором люди стояли спокон века, но который забыли, занятые высшими интересами схоластики» [37, с. 264].
§ 3. Дуализм и рацио- Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средневековой нализм в философско- схоластикой, встремлении разработать новую методологию, психологической которая способствовала бы преодолению предрассудков, явился теме Р. Декарта крупнейший мыслитель Нового времени Р. Декарт (1596-1650). Однако в лице великого французского мыслителя учение Ф. Бэкона нашло и своего противника. Если Ф. Бэкон считал главным источником человеческих заблуждений умозрительные спекуляции и требовал в познании обращаться прежде всего к опыту, то Р. Декарт, наоборот, считал чувства и опыт основным источником ошибок и ложных истин. Для Р. Декарта опыт не является источником достоверного знания, таковым является сила разума. «Только один интеллект, - писал он, - способен познавать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти... » [46, с. 121]. Уже из приведенного высказывания Р. Декарта видно, что, принижая значение опытного познания в постижении истины, Р. Декарт тем не менее не отрицал полностью его роли. Так, описывая порядок познавательного процесса, он указывал, что познание должно начинаться с принятия общего положения, сложной идеи, через разложение которой до простых, ясных и отчетливых идей и их опытную проверку, открывается возможность для перехода от простого к более сложному, от легкого - к более трудному, от истин известных к новым идеям и открытиям. Что же касается техники постановки опытов и экспериментирования, разработанной Ф. Бэконом, Р. Декарт открыто признавался, что в этом отношении ему нечего ни добавить, ни возразить. Методологические принципы познания, изложенные Р. Декартом первоначально в «Правилах для руководства ума» (1628-1629), затем в метафизических «Рассуждениях о методе» (1637), «Началах философии» (1644), «Размышлениях о первой философии» (1641), выступили в качестве введения ко всей системе философско-психологических взглядов, представленных в систематическом и завершенном виде в трактате «Страсти души» (1649). Отправной точкой послужил вопрос о критерии досто
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|