Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ψ _§ 2. Ф.Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___




Ψ _§ 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии___

 

альные привычки, ограничивающие и затрудняющие адекватное познание окружающего мира. Исправление этих пороков и им подобных возможно через коллектив­ную деятельность людей.

Однако совместная деятельность людей и формы общежития сами могут вызывать различные заблужде­ния, одни из которых были названы Ф. Бэконом При­зраками Рынка, другие - Призраками Театра. Под При­зраками Рынка автор имел в виду широко распростра­ненное среди людей неправильное использование языка, неодинаковое толкование слов и понятий, с помощью ко­торых происходит обмен мыслями. Львиную долю вины в словесной путанице Ф. Бэкон отводил схоластике, по­этому и преодоление данного порока должно быть преж­де всего связано с борьбой со схоластическими злоупот­реблениями.

Призраки Театра - это те препятствия в познании истины, которые основаны на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженности предрассудкам, на недоверии людей к собственному опыту, на слепом преклонении перед авторитетами, которые, подобно ак­терам, в театре, подчиняли себе чувства и умы людей. Слепая вера в непререкаемые авторитеты, истреблявшая в людях возможность всякого сомнения, вела к консерва­тизму, косности и застою научной мысли. Для того, чтобы сорвать созданные устным и печатным словом «театраль­ные маски» с ложных авторитетов и их философских, умозрительных систем, необходимо, согласно Ф. Бэкону, перейти к опыту, т. е. непосредственному изучению самой природы.

Опытное познание мира, по Ф. Бэкону, это не толь­ко путь преодоления несовершенств и заблуждений чело­века, а именно тот новый метод постижения истины, спо­соб обогащения человечества новыми открытиями, обес­печивающими могущество и господство человека над силами природы. Сам опыт разделялся Ф. Бэконом на жи­тейский или случайный и опыт научный, который высту­пал в форме направленного наблюдения или управляемо­го эксперимента, как искусственного приема допрашивать природу и проникать в ее внутренние законы. Организа­ция и постановка искусственных опытов хотя и представ­ляли важный этап, но не последний в теории и технике научных открытий. Эксперимент обеспечивает лишь сбор фактов, которые сами по себе не могут привести к рас­крытию общих закономерностей природы. Для того, что­бы из полученного эмпирического материала могли быть выведены и открыты общие принципы мироздания необ­ходим специальный метод научного поиска, который бы позволял подниматься от частных и отдельных фактов к установлению самых общих законов природы. Такой на­учный метод Ф. Бэкон видел в индукции как определен­ном способе обобщения эмпирических данных, получен­ных после предварительного расчленения вещей и явле­ний

природы на отдельные части и составные элементы.

Достоверные знания и истины могут быть приоб­ретены только в тех случаях, когда процедура планомер­ных опытов, а также приемы обобщения будут проведе­ны строго по определенным правилам. В управляемом эк­сперименте такими важнейшими правилами являются: вариация - изменение изучаемого явления или прове­ряемых воздействующих факторов; репродукция - повто­рение опыта с целью воспроизведения предыдущего со­стояния; инверсия - проверка установленного факта в из­мененных условиях; принуждение - проведение опытов до тех пор, пока при увеличении или уменьшении силы воздействующих факторов, последние перестанут оказы­вать влияние на изучаемые явления, трансляция, приме­нение и др. Все эти процедуры имеют своей целью сбор исчерпывающего количества фактов, через индукцию ко­торых можно прийти к общим причинам. Для того, что­бы предотвратить и удержать разум от преждевременных и опрометчивых обобщений Ф. Бэкон предлагает три типа упорядочивающих таблиц - Таблица наличия, Таблица отсутствия и Таблица степеней, составление которых явля­ется подготовкой к индукции. Основное назначение этих таблиц - представить разуму многообразие фактов в из­вестной последовательности и определенном порядке. Так, в таблицу наличия заносятся все те случаи, в кото­рых обнаруживается изучаемое явление. В таблицу отсут­ствия входят все те примеры, в которых искомое явление не проявляется. В таблицу степени помещаются случаи, отражающие степень усиления или ослабления исследуе­мого процесса или явления. После представления разуму многообразия

Ψ ___§ 3. Дуализм и рационализм в философско-психологической теме Р. Декарта_________

фактов требуется вести поиск такой осо­бенности, которая бы присутствовала, отсутствовала или изменялась одновременно с изучаемым явлением, что в конечном итоге и должно было привести к установлению общих причин и аксиом.

В установленных с помощью исключающей индук­ции общих причинах и аксиомах Ф. Бэкон видел основу для «извлечения» новых опытов, а также предсказания новых фактов и частностей. В данном случае уместно отметить, что приписываемое Ф. Бэкону якобы пренебре­жительное отношение к дедукции как синтетическому ме­тоду познания достаточных оснований не имеет, хотя не­которая недооценка познавательной роли дедукции дей­ствительно имела место в разработанной им методологии.

Как это было видно выше, процедура исключающей индукции или правила построения обобщений носила у Ф. Бэкона механистический характер, и в этом проявился его метафизический способ мышления. Но такой метод мышления был присущ не только Ф. Бэкону, но и всем учениям рассматриваемого периода. При всех своих не­достатках методологии, разработанной Ф. Бэконом и усо­вершенствованной впоследствии Д. Ст. Миллем, суждено было стать основой для всякой опытной науки, в том чис­ле и психологии. И хотя сам Ф. Бэкон не имел возможно­сти приступить и распространить свой индуктивно-эм­пирический метод на область психических явлений, од­нако общее значение идей Ф. Бэкона для психологии весьма велико и существенно, так как они выражали со­бой призыв отказаться от общих рассуждений о том, что такое душа, и перейти к изучению отдельных психичес­ких явлений, опираясь на опыт и наблюдение. А. И. Гер­цен вполне справедливо сравнивал Ф. Бэкона с Колумбом, открывшим «новый мир», на котором люди стояли спо­кон века, но который забыли, занятые высшими интере­сами схоластики» [37, с. 264].

 

 

§ 3. Дуализм и рацио-       Сподвижником Ф. Бэкона в борьбе с богословием и средневековой

нализм в философско-      схоластикой, встремлении разработать новую методологию, психологической        которая способство­вала бы преодолению предрассудков, явился             теме Р. Декарта крупнейший мыслитель Нового времени Р. Декарт (1596-1650). Одна­ко в лице великого французского мыслителя учение Ф. Бэ­кона нашло и своего противника. Если Ф. Бэкон считал главным источником человеческих заблуждений умозри­тельные спекуляции и требовал в познании обращаться прежде всего к опыту, то Р. Декарт, наоборот, считал чув­ства и опыт основным источником ошибок и ложных ис­тин. Для Р. Декарта опыт не является источником досто­верного знания, таковым является сила разума. «Только один интеллект, - писал он, - способен познавать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чув­ств и памяти... » [46, с. 121]. Уже из приведенного выска­зывания Р. Декарта видно, что, принижая значение опыт­ного познания в постижении истины, Р. Декарт тем не менее не отрицал полностью его роли. Так, описывая по­рядок познавательного процесса, он указывал, что позна­ние должно начинаться с принятия общего положения, сложной идеи, через разложение которой до простых, яс­ных и отчетливых идей и их опытную проверку, откры­вается возможность для перехода от простого к более сложному, от легкого - к более трудному, от истин изве­стных к новым идеям и открытиям. Что же касается тех­ники постановки опытов и экспериментирования, разра­ботанной Ф. Бэконом, Р. Декарт открыто признавался, что в этом отношении ему нечего ни добавить, ни возразить. Методологические принципы познания, изложен­ные Р. Декартом первоначально в «Правилах для руко­водства ума» (1628-1629), затем в метафизических «Рас­суждениях о методе» (1637), «Началах философии» (1644), «Размышлениях о первой философии» (1641), выступили в качестве введения ко всей системе философско-психологических взглядов, представленных в систематическом и завершенном виде в трактате «Страсти души» (1649). Отправной точкой послужил вопрос о критерии досто­

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...